В искусство авангарда Марк Шагал привнёс лирическую тему, а также тему любви, которая берёт истоки в романтизме и символизме. В своём творчестве Шагал не ушел ни в абстракцию, ни в геометризм. Он использовал формальные приёмы авангарда, но сохранил в своих картинах “человеческое” измерение, создал узнаваемую, и вместе с тем преображённую картину мира.
Марк Шагал. Факты биографии
Родился Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович Шагал) в 1887 в еврейской семье году на окраине Витебска. Дома он получил традиционное еврейское образование. В 1906 году уехал учиться в Петербург, где его без экзамена приняли в третий класс Рисовальной школы Общества поощрения художников. Затем учился в частной школе у Леонида Бакста. В 1911 году продолжил художественное образование в Париже. Там впервые стал называть себя Марком. В 1914 году вернулся в Витебск повидать родных и возлюбленную Беллу (Берту Розенфельд). Из-за войны задержался в России.
С 1920-го года Шагал с семьёй жил в Москве. Художник оформлял спектакли в Московском Еврейском камерном театре. В 1922-м году уехал в Литву, а оттуда – в Германию. В 1923-м году по приглашению Амбруаза Воллара переселился во Францию. Во время войны жил в США. В 1944 году в госпитале от сепсиса умерла горячо любимая жена Белла. В 1947 году Шагал вернулся во Францию. Скончался мастер в 1985-м году на 98-м году жизни, в Провансе. Похоронен в Сен-Поль-де-Ванс.
М.Шагал. “Над городом”
Картина “Над городом” рассказывает о двух влюбленных. На фоне неба в полёте изображены сам Шагал и его жена Белла. В полотне вербальные ощущения мастер переводит в визуальное. Какие это ощущения? Кто из нормальных людей не чувствовал, что от счастья он готов летать? Кто не ощущал, что он “ног под собой не чувствует”? Мастер выразил эти чувства на полотне.
В картине “Над городом” герои отрываются от земли. Тёмные фигуры прочитываются как единое пятно на светлом фоне неба. Фигура Беллы развёрнута параллельно плоскости картины. Жестом вытянутой руки она задаёт направление. А герой одновременно поддерживает и опирается на свою спутницу. Полёт Беллы пассивен. Здесь нет развевающихся волос или платья. Он происходит как будто во сне или в любовном трансе. Художник озирается и одной рукой обхватывает Беллу “забирающим” жестом. Кто он, спутник или похититель? Если похититель, то жест Беллы можно можно воспринимать как призыв о помощи. Взгляд “похитителя” устремлён направо, за пределы картины и полёт над городом больше напоминает бегство от какой-то невидимой зрителю опасности.
А внизу Витебск, каким он никогда не был – уж очень красивый. Все чистое, умытое, замечательное. Мастер никаким образом не указывает на время суток. Провинциальный город может быть безлюдным и днём, и ночью. Таким образом, полёт совершается между сном и явью – в пространстве воображения.
У забора сидит чУдный испражняющийся человечек. Марк Шагал очень любит эту самую низовую культуру. Этот человечек, казалось бы, снижает пафос романтического полёта. Но по контрасту с монументальными фигурами любовников она демонстрирует степень отрыва от обыденности.
Когда дети видят эту сцену, они очень хохочут. Их можно спросить: “А никто из вас не пребывал в подобной ситуации?” Тогда они глаза опускают. В подобной ситуации бывают не только дети, но и взрослые.
“Ландыши” М.Шагал в Третьяковской галерее
Рядом висит замечательное полотно “Ландыши”. Написана картина в 1916 году. У четы Шагал только что родилась дочь Ида. У постели Беллы кто-то оставил букет нежных ландышей. Рядом с мужем и дочерью Белла была совершенно счастлива. Она взглянула на цветы и заметила, что очень жалеет мимолётную красоту цветов, ведь они скоро увянут. На следующий день Марк принес Белле картину “Ландыши”, чтобы запечатлеть мгновения счастья и красоты. «Дай Бог, чтобы наша дочь прожила столько, сколько просуществует эта красота» – сказал он, вручая жене картину.
“Окно на даче”
“Окно на даче” 1915-го года – тоже галерейная работа.
Полотно живописно и несколько загадочно. На переднем плане мы видим окно с перекрестьем оконной рамы – это явное изображение креста. Откинутая занавеска позволяет увидеть пейзаж с берёзовым перелеском и цветущий сад. Загадочность работе придают два лица, представленные в профиль внизу картины. Считается, что это автопортрет художника и портрет Беллы.
Ни вид за окном, ни предметы на подоконнике не привлекают внимания так, как два профиля. Образы мастера и его музы наполнены покоем и гармонией.
Тема окна адресует работу к традиции романтизма.
Панно “Введение в еврейский театр”, 1920 год
В 1920 году Марк Шагал создал панно для еврейского театра. Композиция многофигурная, панно можно долго рассматривать.
Слева мы видим режиссера театра Алексея Грановского. Он изображён в черном костюме и держит на руках Шагала. Грановский вносит художника в еврейский театр. Есть здесь есть и Михоэлс (слева, стоит почти на шпагате). Второй раз Шагал поместил Соломона Михоэлса крайним справа. Он сидит и держит ножки в тазике. А зачем? Всё очень правильно, Шагал отдал дань еврейской традиции. Когда очень-очень долго читается вечерняя молитва, ребе иногда держал ноги в тазике с холодной водой, чтобы не заснуть. Память о детстве, память о национальных традициях присутствуют на этом полотне. Здесь также написаны различные цирковые персонажи, актеры, музыканты. Это такое замечательное народное действо.
Панно не всегда можно застать на экспозиции, оно много “гастролирует” на выставках. Когда оно возвращается в ГТГ, то экспонируется в сопровождении нескольких вертикальных панно, символизирующих танец, музыку, литературу и застолье. Шагал также написал их для еврейского театра в 1920-м году.
Судьба этого панно напоминает злоключения “Принцессы Грёзы” Михаила Врубеля. Около 40 лет произведение хранилось по всяким театральным запасникам и извлекли его на свет Божий только в 1973 году, когда Марк Захарович приезжал в Москву. Тогда же он сделал авторские подписи на панно.
Во Франции (и не только), Марк Захарович много работал в витражной технике. Мы видели его витражи в соборе Реймса.
Окончание цикла статей о русском авангарде в публикации о П.Н.Филонове.
Статьи о русском авангарде на сайте:
Н.Гончарова.
М.Ларионов.
П.Кончаловский.
И.Машков.
А. Лентулов, Л.Попова, А.Экстер, Р.Фальк.
В.Кандинский.
К.Малевич
По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014. В статье использованы цитаты из лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой.