А. Лентулов, Л.Попова, А.Экстер, Р.Фальк в ГТГ

0
230
А.Лентулов. Автопортрет
А.Лентулов. Автопортрет

Предыдущая публикация посвящена Илье Машкову. Последним представителем раннего авангарда считается Аристарх Лентулов. Как Н.Гончарова, М.Ларионов, И.Машков и П.Кончаловский, он входил в объединение “Бубновый валет”.

А.Лентулов. Автопортрет

С автопортрета на нас смотрит Аристарх Васильевич Лентулов – милый, приятный, “скромный”. Из-за природной скромности свой автопортрет он подписывает по-французски: “Le Grand Peintre” – великий художник. Как видите, скромно, деликатно – но великий художник. Но ведь он действительно великий!

А.Лентулов. Автопортрет
А.Лентулов. Автопортрет “Le Grand Peintre”. 1915

Мастер представляется здесь то ли борцом из цирка, то ли “гой еси добрым молодцем”. За спиной Лентулова – солнце и луна. Но главное – его голова фоне светил. Он – на одном уровне с ними. Вызывающая поза явно провоцирует скандал. Но чем больше нарочитости, тем более активной становится цветовая гамма. Она придаёт сияние “великому” образу, одновременно ироничному и пафосному.

Аристарх Лентулов. Собор Василия Блаженного

А.Лентулов. Собор Василия Блаженного
А.Лентулов. Собор Василия Блаженного. 1913

“Василий Блаженный”- это не просто полотно, написанное в духе кубизма. Эта работа приближается к футуризму. Василий Блаженный стоит на Красной площади, а Красная площадь в Москве, а Москва в нашей стране, а наша страна находится на нашем шаре, который именуется Земля. И все это еще и вращается. Поэтому когда вы смотрите на лентуловского Василия Блаженного, то должны ощутить, что он стремится куда-то ввысь. Белые геометрические формы на переднем плане – это Васильевский спуск. А картина ещё и коллаж. Все звезды на куполах выполнены из золотой и серебряной фольги. Этот коллаж совершенно необыкновенный. В этой связи уместно вспомнить стихи молодого Андрея Вознесенского.
“Здесь купола — кокосы,
И тыквы – купола,
И бирюза кокошников
Окошки оплела”.

В четверостишии видна замечательная аллитерация. Андрей Вознесенский отлично понимал структуру храма. Он был архитектором, человеком искусства, а не только человеком слова.

Аристарх Лентулов. “Звон” (Колокольня Ивана Великого)

Картина “Звон” принадлежит к лучшим работам Лентулова. Он создал её по мотивам древнерусской архитектуры, близкой художнику с детства. Ведь отцом художника был приходской священник.

Лентулов. Звон
Аристарх Лентулов. “Звон” (Колокольня Ивана Великого), 1915, ГТГ

Композиция русского художника перекликается с серией картин “Эйфелева башня” Роберта Делоне 1910-го года. Тогда башня ещё не была символом Парижа.

Роберт Делоне Эйфелева башня
Роберт Делоне “Эйфелева башня”. 1910

Для своей картины Лентулов выбрал архаическую, а не современную башню. И темой его картины стала не сама башня, а колокольный звон. Он гулко резонирует от стен и волнами расходится по картине.
В “Звоне”, как и в “Василии Блаженном” есть элементы коллажа. Лентулов вводит бумажные и тканевые наклейки в композицию. Этим приёмом художник усиливает декоративные качества картины.

В своих воспоминаниях Аристарх Васильевич Лентулов писал:

“…”Звон”, где изображён Иван Великий в скошенных формах, в центре которого изображён колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения изображены волнообразные плоскости, передающие чувство звука – гула, и повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн дают впечатление органа или гигантских гуслей”.

Умер А.В.Лентулов в 1943 году в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Рядом похоронены жена и дочь. Могилу его можно найти на Суриковской аллее сразу за захоронением В.И.Сурикова.

Могила Лентулова
Захоронение Лентуловых.

Могила Лентулова
Творчество Л.Поповой, А.Экстер, Р.Фалька, В.Кандинского и К.Малевича принято относить к классическому авангарду.

Любовь Попова. “Композиция с фигурами”

Л.Попова
Л.Попова. “Композиция с фигурами”. 1914-1915

Любовь Попова в картине “Композиция с фигурами” изображает двух обнажённых дам. На передний план она поместила фрукты. В центре, приглядитесь, имеются две женщины. Одна опирается на гитару. Традиционная фаянсовая ваза с фруктами на переднем плане. Кубизм здесь принимает уже несколько иные формы. Здесь расчлененные элементы. Но композиция достаточно прочная, крепкая. В ней представлен геометризованный мир, вибрирующий, подвижный, совершенно не закостеневший. Мир живой, полный силы и энергии.

Присутствие в ГТГ подобных картин вызывает закономерный вопрос – откуда они взялись?  В свое время знаменитый коллекционер Георгий Дионисович Костаки приобрёл многие из этих полотен у наследников художников.

Роберт Фальк. “Красная мебель”

Р.Фальк. Красная мебель
Роберт.Фальк. “Красная мебель”, 1920

Роберт Фальк был немного моложе знаменитых бубнововалетцев, но также входил в группу “Бубновый валет”. Его работа “Красная мебель” всегда представлена в экспозиции Третьяковской галереи. К сожалению человеческая фантазия безгранична в своем идиотизме. В советское время художественные критики описывали эту картину, как отражение событий 1917 года и гражданской войны. В ней они видели временной перелом, борьбу белых и красных. Позже появились более изящные объяснения, что художник изобразил смятение времени. В эпоху перелома как люди не могут найти себе место, так и мебель сдвинута вокруг этого стола. Однако всё было не так.

В это время Фальк мучительно расставался со своей горячо любимой первой женой. Для того чтобы соединиться с горячо любимой нынешней избранницей. Он страдал безумно. Грустно все, печально. И все свои страданья выразил в этой картине. Она – не про революцию. Не про красных и не про белых. Она про действительное смятение человеческих чувств.

А.Экстер. “Венеция”

Деятельная и энергичная Александра Экстер еще в 1908 году организовала в Киеве авангардную выставку. В 1907 году она вместе с Любовью Поповой посетила Париж. Попова тогда была совсем молоденькой девушкой. В Париже Экстер познакомилась с кубизмом, что стало для нее озарением. Этому способствовало знакомство с поэтом Гийомом Аполлинером, художниками Жоржем Браком, Пабло Пикассо и другими представителями европейского авангарда. Она не разделяла сдержанного отношения кубистов к цвету. Её кубизм всегда был цветным. Скорее всего, Экстер привезла в Россию кубофутуризм. Характерная особенность ее живописи – взрыв цвета.

Экстер написала панно “Венеция” в 1918 году. У Александры Александровны был опыт работы в театре. Она оформляла интерьер театра и спектакли Александра Таирова.
По масштабам и композиции панно напоминает театральный задник. Но для театральной декорации оно слишком активно по цвету.

Экстер
А.Экстер. Панно “Венеция”

В панно явно читаются символы Венеции. В правом нижнем углу тёмным цветом обозначены силуэты гондол. Над ними виден фрагмент крылатого льва. В левой нижней части Экстер поместила надпись PAX TIBI MARCE. Это часть надписи “Мир тебе, Марк, евангелист мой” начертанной на гербе Венеции. Но мира на этой картине уже нет.

Город раскалывается на отдельные фрагменты. Каждый из которых словно охвачен пламенем. Может быть это софиты? Или взрывы снарядов, озаряющие город?

В панно “Венеция” фантастический театр эпохи модерна и авангарда превращается в театр военных действий. Первая мировая война развеяла грёзы о золотом веке и мечты о чистом искусстве. Всё это уже казалось наивным ребячеством. Именно война обозначила разрыв между классическим авангардом и последующей эпохой. На смену пришёл конструктивизм – искусство индустриальное и функциональное.

К написанию статьи привлекались лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой. А также книга:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.

Продолжение в в статье о творчестве В.В.Кандинского.

Авангард в живописи. Статьи на сайте

Н.Гончарова.
М.Ларионов.
П.Кончаловский.
И.Машков.
А. Лентулов, Л.Попова, А.Экстер, Р.Фальк.
К.С.Малевич.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь