Амбруаз Воллар о Поле Сезанне

0
184
Воллар о Сезанне.
Поль Сезанн. Портрет Амбруаза Воллара. 1895. Холст, масло. Музей Малого дворца, Париж.

Попалась мне в руки книга известного французского арт-дилера, а по русски сказать торговца живописью Амбруаза Воллара “Сезанн”. Воллар был современником многих импрессионистов и символистов. Успешно продавал их работы. Он лично знал многих художников. Поль Сезанн, Пьер Боннар,

Пьер Боннар. Портрет Амбруаза Воллара. Воллар о Сезанне
Пьер Боннар. Портрет Амбруаза Воллара. 1904

Огюст Ренуар,

Ренуар. Портрет Амбруаза. Воллара. Воллар о Сезанне
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Амбруаза. 1908. Галерея института Курто, Лондон

Морис Дени и Пабло Пикассо

Пабло Пикассо. Портрет Воллара. Воллар о Сезанне
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1915.
Пабло Пикассо. Портрет Абруаза Воллара
Пабло Пикассо. Портрет Абруаза Воллара. 1910, ГМИИ им. Пушкина, Москва

писали его портреты. (Интересно, что любимым для Воллара был не портрет кисти Сезанна, которого арт-дилер очень любил, а работа Боннара).

Не считаю книгу коммерсанта о Сезанне обязательной к прочтению даже тем, кто интересуется искусством вообще и французским искусством конца XIX начала XX века в частности. Но я обнаружила в небольшом произведении любопытные моменты. Предлагаю несколько интересных цитат из книги, характеризующих манеру работы титана новой живописи.

Воллар о Сезанне

Критика о Сезанне

“Распространённое мнение официальной критики о работах Сезанна было такое, что он создаёт свои картины, стреляя в белое полотно из пистолета, заряженного до отказа различными красками, и манеру его писать называли “пистолетной живописью”.

На самом же деле никто не старался так, как Сезанн, показать публике, что в его работах было нечто помимо игры случая; но если он умел писать картины, то знания его не простирались так далеко, чтобы он был в состоянии объяснить их, хотя бы снабдить соответствующим названием. Что касается этюда мужчины в кровати, то тут ему пришёл на помощь его друг Гильмэ, придумавший название “Полдень в Неаполе или Грог”. …

На первой выставке импрессионистов работы Сезанна вызвали нелицеприятные толки. Говорили о “сногсшибательных нарушениях равновесия, о накренившихся набок, словно пьяных, домах, об искривлённых фруктах в посуде навеселе”…

Тяжело писать, легко уничтожить. Воллар о Сезанне

“Я никогда не мог себе простить, что попросил Сезанна поместить на стену несколько его собственных работ; он повесил дюжину своих акварелей. Но однажды, когда ему не давался рисунок, он, крепко выругав и послав к чорту и себя, и Всевышнего, неожиданно открыл дверцу печи и, сорвав со стены акварели, швырнул их в огонь! Я видел, как вспыхнуло пламя; художник, успокоенный, вновь принялся за палитру”.

“На мгновенье Сезанн смолк, охваченный воспоминаниями прошлого. Затем он продолжал:
– Нельзя требовать от несведущего человека, чтобы он говорил разумные вещи об искусстве живописи; но чорт побери! – и Сезанн начал изо всех сил колотить по столу, – как смел он говорить, что художник кончен, раз он написал плохую картину! Если картина не удалась, её швыряют в огонь и начинают новую!

Говоря это, Сезанн ходил взад и вперёд по комнате, как зверь в клетке. Внезапно он схватил свой автопортрет и сделал попытку его разорвать; но так как пальцы его дрожали, а под рукой не было шпахтеля, он скатал полотно, перегнул его через колено и бросил в печь.

… Погубленная картина успокоила Сезанна. Он смотрел на меня глазами, в которых уже не было гнева, но лишь глубокая печаль”.

Портрет Амбуаза Воллара. Выбор позы. Воллар о Сезанне

“Придя к нему, я увидел посередине мастерской стул, водруженный на ящике, который в свою очередь был вознесен с помощью четырех тощих подпорок. Не без тревоги взирал я на это сооружение. Сезанн угадал мои опасения:

— Это я сам приготовил стул для позирования. О, вы не подвергнетесь ни малейшей опасности упасть, мосье Воллар, если только будете сохранять равновесие. К тому же позируют не для того, чтобы шевелиться!
Раз усевшись — и притом с какими предосторожностями! — я прилагал все усилия, чтобы не сделать ни одного из тех движений, которые называют ложными; мало того, я оставался неподвижным. Но самая эта неподвижность понемногу стала вызывать сонливое состояние, против которого я некоторое время победоносно боролся; однако под конец моя голова склонилась на плечо и одновременно я потерял представление о внешнем мире; внезапно равновесие нарушилось, и стул, ящик и я сам разом очутились на полу.

Сезанн набросился на меня:

— Несчастный! Вы испортили позу. Я же говорил вам в самом деле, что вы должны держаться, как яблоко. Разве яблоко делает движения?”

Воллар о Сезанне.
Поль Сезанн. Портрет Амбруаза Воллара. 1895. Холст, масло. Музей Малого дворца, Париж.

Портрет Амбуаза Воллара. Отношение к модели. Воллар о Сезанне

“Мне говорили, что Сезанн делает из своей модели раба. Я это слишком хорошо знаю по собственному опыту. С того момента как он делал первый мазок кистью и вплоть до конца сеанса он обращался с моделью, как с обыкновенным натюрмортом. Он очень любил писать портреты. «Лицо,— говорил он, — это вершина искусства». Если он не писал портреты в большем количестве, то это объяснялось трудностью найти модели столь покладистые, как я. Таким образом от автопортретов и ряда портретов жены и некоторых услужливых приятелей (в те времена, когда Золя верил в Сезанна, будущий писатель согласился позировать ему для «ню») он перешел к писанию преимущественно яблок и еще больше цветов, так как они не портились по той простой причине, что были сделаны из бумаги. Только «эти проклятые штуки со временем меняются в тоне!»

И вот иногда, в моменты ожесточения против злокозненных вещей, Сезанну случалось довольствоваться картинками из «Magazin Pittoresque», несколько томов которого имелось у него в распоряжении, или даже журналами мод своей сестры. Ему оставалось теперь только надеяться на «светло-серую» погоду, страшиться лая собак, «молотобойной фабрики» и еще нескольких неудобств того же порядка.

Сезанн нашел во мне, — по крайней мере я льщу себя этой надеждой, — идеальную модель; поэтому он и не торопился с окончанием моего портрета.
— Это мне заменяет этюд, — говорил он, проходя снова “более или менее удачные места”, и прибавлял, думая, что это преисполнит меня радостью:
— Вы понемногу научаетесь позировать.

Однажды, когда я ушел от него, условившись о встрече назавтра, после сеанса, во время которого неоднократно проявлялось его дурное настроение, Сезанн неожиданно сказал сыну:
— Небо становится светло-серым. Как только проглотишь кусок пищи, беги скорей к Воллару и приведи его ко мне!
— Но ты не боишься утомить Воллара?
— Какое это может иметь значение, раз погода стоит «светло-серая».
— Но если ты утомишь его сегодня, — завтра может быть он окажется не в состоянии позировать!
— Ты прав, сын, надо беречь модель! У тебя есть практическое понимание жизни!”

В заключение добавлю, что первый успех пришёл к Воллару, когда он стал покупать картины Сезанна. У никому неизвестного мастера скупщик произведений искусства скупил на корню всю мастерскую, примерно 150 работ. И после этого сделал Сезанну имя, а себе – деньги.

Иллюстрации портретов Амбруаза Воллара мы позаимствовали по следующему адресу. Там же найдёте статью о торговце произведениями искусства.
На нашем сайте есть небольшой обзор произведений Поля Сезанна, хранящийся в музее Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь