Павел Филонов в коллекции ГТГ

0
569
Филонов Первая симфония Шостаковича
Павел Филонов "Первая симфония Шостаковича", 1935 год, Государственная Третьяковская галерея.

Говоря о лидерах русского авангарда, нельзя обойти стороной имя Павла Николаевича Филонова. Современники называли Филонова «очевидцем незримого». Как художник Филонов был великолепным рисовальщиком, прекрасным графиком. Как человек слыл совершенно бескомпромиссным. Филонов отказывался продавать свои картины, посылать их на выставки за границу и выполнять государственные заказы. Крайне аскетичный, он постоянно работал с перерывами лишь на короткий сон и еду.

О выставке Павла Филонова в Москве в 2023-2024 году мы рассказали в отдельной публикации.

Все свои картины он завещал государству. Он считал, что они принадлежат пролетариату. Всю жизнь он оставался приверженцем идеи, что именно его живопись способна выразить коммунистические идеи равенства и братства, идеи преобразования мира. Он предложил выставить свои картины перед рабочими, чтобы они сказали, понятно ли им его искусство, является ли оно правомерным и годным для коммунистического становления. Петербургский пролетариат на все вопросы ответил утвердительно. Рабочие признали картины мастера понятными и адекватными. Тем не менее, власти Филонова не признавали, не давали ничего делать и связывали по рукам и ногам.

В коллекции ГТГ немого работ Павла Николаевича Филонова. Чтобы сполна оценить его творчество, нужно идти в Русский музей Санкт-Петербурга.

Умер мастер в начале декабря 1941 года в блокадном Ленинграде, чуть-чуть не дожив до 58 лет. Его сестра Е.Н.Глебова (Филонова), сама полумертвая от голода, отвезла его картины на саночках в Русский музей. Там они и экспонируются.

Павел Филонов и аналитическая живопись

Искусство Павла Филонова трудно идентифицировать с каким-либо направлением в русском авангарде и европейском модернизме. Оно выпадает из всех контекстов. Также и сам художник не вписывался в жизнь, которую хотел изменить. Филонову принадлежит третий путь русского авангарда. Он со своим методом аналитической живописи не отказывался так радикально, как К.Малевич, от фигуративности. По сути, его аналитический метод – есть синтез геометрических абстракций Казимира Малевича и биоморфных форм В.Кандинского.

Филонов считал: чтобы передать дерево с наливными плодами, яблочками, он должен нарисовать не яблочки и веточки, а то, как вода и минеральные соли поднимаются по корням вдоль дерева, потом попадают в веточки, потом появляются листики с хлорофиллом и т.д. В картинах он изображал то, что мир состоит из атомов, из которых состоят молекулы, а из тех – живая форма.

Филонов разъяснял свой метод следующим образом. Художники реалистической ориентации рисуют непосредственно то, что видят с определенной точки зрения. Метод аналитического искусства предполагает изображение любого предмета с разных точек зрения. То есть изображения одного предмета словно накладываются друг на друга, образуя сложный рисунок. Незримые процессы как в природе, так и в мыслях человека Филонов передает беспредметными формами в недрах которых возникают фигуративные образы.

Павел Филонов. Композиция. Корабли. Из цикла “Вход в мировой расцвет”, 1913-1915

Павел Филонов. Композиция. Корабли.
Павел Филонов. Композиция. Корабли. Из цикла “Вход в мировой расцвет”, 1913-1915. Государственная Третьяковская галерея

Тёмный прямоугольник полотна заполнен человеческими фигурами, фрагментами кораблей и домов с пустыми чёрными проёмами окон. Фигуры людей будто вырублены из тёмного дерева или камня. Волны, омывающие корабли больше напоминают тяжёлые вязкие потоки, нежели морскую воду. И даже паруса не выглядят лёгкими и наполненными ветром. Воздух вообще исключён из тесного и тёмного мира картины. Все элементы погружены в поток, не имеющий направления.

Не менее бессмысленными выглядят движения людей. Филонов использовал тот же приём, что и футуристы. Он многократно веерообразно изображал кисти рук. Но футуристы таким образом старались передать движение, скорость нового века. У Филонова же подобный приём становится признаком монотонного изнуряющего глупого труда. Тёмные люди по инерции производят утилитарные предметы и загромождают пространство.

Только два человека справа выделяются из общей толпы. Странные наблюдатели в пальто и шляпах прячут руки в карманы.

Филонов. Корабли. Фрагмент

Картина “Корабли” вошла в цикл “Ввод в Мировой Расцвет”, состоящий из 22 работ. Павел Филонов представил их на свободной выставке произведений искусства в 1919 году в Петрограде. Она имела очень важное смысловое значение как метафора мрачного и несовершенного старого мира, который продолжает существовать, будучи уже мёртвым.

“Корабли”. Ещё один взгляд

Другую версию объяснения картины Павла Филонов “Корабли” мы услышали на лекции по искусству ХХ века.
Павел Филонов – художник, в творчестве которого отражалось время, отражалось эпоха. В работе «Корабли» мастер поднимает тему не человека, а скорее, тему человечества, которое путешествует по волнам времени.

В этой композиции опосредованно возникает образ Всемирного потопа. Ведь написано полотно во время начала Первой мировой войны.

Перед нами предстаёт очень сложный и многоликий образ человечества. Образы как бы возникают из пространства и как будто снова в него уходят.
На полотне нет никакой линии горизонта, это только поле произведения, которых художник создаёт. И поэтому люди словно путешествуют волнам времени и превращаются в неких сложных существ.
На первом плане в центре можно заметить человека, который повернулся к нам спиной. Можно говорить, что это его автопортрет мастера, вернее, его образ. Это сам Филонов и это как бы его второе я – художник, который создаёт этот мир.

Формы слева сверху больше похожи на живую природу. Даже условно можно угадать цветы, хотя они изображены условно.
О чем это работа? О том, что все состоит из единой материи, из единых атомов, и живая природа, и не живая природа, которую мы видим на холсте художника.
Здесь еще много темных цветов. Почему? Опять вспоминаем время, это начало войны.
Эту картину можно понимать и гораздо проще. Она похожа на зеркало мира, которое вдруг раскололась. И вот эти тысячи осколков и написал Павел Филонов – художник, человек с совершенно с особым сознанием, с особой философией.

Павел Филонов. Первая симфония Шостаковича, 1935 год

Филонов писал, что ему не интересно изображать штаны и шляпу человека, но интересно попытаться выразить то, что происходит в голове человека. На протяжении почти всей творческой жизни он неоднократно обращался к этой теме. «Первая симфония Шостаковича» – одна из ее интерпретаций.

Филонов Первая симфония Шостаковича
Павел Филонов “Первая симфония Шостаковича”, 1935 год, Государственная Третьяковская галерея.

Шёл 1935 год, по радио передавали музыку Шостаковича. П. Филонова заворожила музыкальная форма симфонии композитора. Художнику удалось визуализировать тронувшую его чувства и разум мелодию. Филонов начинал картину с эскиза карандашом из угловой точки холста. Далее, он работал кистью создавая форму, от элемента к элементу прорисовывал каждый атом.

Лица людей мастер изобразил в разных ракурсах. Они отражают музыкальные переходы симфонии и настроения людей той поры. Лица в нижней части картины отражают тревогу и грусть, тему рока, звучащую в музыке Шостаковича. Выражение лица справа напряжено. Взгляните, как мрачно сдвинуты брови, сжаты губы. А справа в центре видим нежный хрупкий женский профиль с легким румянцем. Он ассоциируется с партией флейты.

Третья часть симфонии звучит трагично. Кажется, она предвещает катастрофу. В верхнюю часть полотна помещены однотипные профили. В их глазах отражена обреченность и бесстрастность. Строители «государства-организма» полны противоречий и сомнений. Предчувствие катастрофы не отпускает их.

«Первая симфония Шостаковича» – сложная комбинация смыслов и символов. Преобладающую идею хаоса смягчают чистые голубые оттенки в лицах, сквозные лучи. Они выдавают призрачную надежду на возможное светлое будущее.

Павел Филонов как художник и Дмитрий Шостакович как композитор создавали художественный образ своей эпохи. Эта картина – гениальное произведение на стыке двух искусств: живописи и музыки.

Филонов существует вне времени, вне национальной принадлежности. Но он считал, что за его аналитическим искусством – будущее. Погрузиться в мир Филонова – это сложно и страшно. Но тем не менее это один из выдающихся мастеров первой половины ХХ века.

Продолжение в статье “Коллекция Третьяковской галереи на Крымском валу. АХРР”.

Статьи о русском авангарде на сайте:

Н.Гончарова.
М.Ларионов.
П.Кончаловский.
И.Машков.
А. Лентулов, Л.Попова, А.Экстер, Р.Фальк.
В.Кандинский.
К.Малевич

По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014. В статье использованы цитаты из лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь