Казимир Малевич в ГТГ

0
413
К.Малевич. Автопортрет
К.С.Малевич. Автопортрет. 1908-1910. Бумага, акварель, гуашь.

К середине 1910-х годов в мировом искусстве возникло множество модернистских течений – экспрессионизм, кубизм, футуризм. Но русский авангард предложил наиболее радикальный вариант абстракционизма. Классический этап в развитии русского авангарда связан с принципиальным отказом от привычного изображения и формированием абстрактного искусства. В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов творили в начале ХХ века. Их творчество относится к классическому авангарду, тогда как М.Ларионов, Н.Гончарова, И.Машков, И.Лентулов – мастера раннего авангарда.

Казимир Северинович Малевич родился в 1879 году в Киеве. Его родители были поляками и сам Казимир Малевич считал себя поляком, хоть всю жизнь прожил в России. Скончался Малевич в Ленинграде, в 1935-м году на 54-м году жизни.

Новая Третьяковка: билет и аудиоэкскурсия.

К.Малевич – серьёзнейший художник, философ, теоретик искусства. Некоторые исследователи считают его творчество самым значительным явлением в искусстве ХХ века. В юности его кумирами были Иван Шишкин и Илья Репин. Позже он прошёл стадии импрессионизма, символизма и даже примитивизма.

К.С.Малевич. Наследие в Третьяковской галерее

Собрание ГТГ хранит 11 работ Казимира Малевича. Среди них есть автопортрет, написанный в 1910 году. Эта работа ценна прежде всего тем, что автор редко обращался к портретному жанру. Автопортрет написан гуашью на бумаге.

К.Малевич. Автопортрет
К.С.Малевич. Автопортрет. 1908-1910. Бумага, акварель, гуашь.

В 1930 году автор подарил ГТГ картину «Сестры». Всемирно известный «Черный квадрат» 1915 года, первая версия из пяти, также собственность галереи. Среди знаменитых полотен в залах Третьяковки находятся «Портрет Матюшина» и «Плащаница».

Плащаница Малевича
К.Малевич. “Плащаница”, 1908. Государственная Третьяковская галерея

К.Малевич “Портрет Матюшина”

В коллекции представлена одна из ранних вещей Малевича. Это портрет его ближайшего друга и одного из учителей Михаила Матюшина. В портрете нет ничего от Матюшина, кроме четвертинки лба и пробора волос. Всё остальное – абстракция, очень сложно выстроена по пространству. Матюшин в данном случае выступает в своей ипостаси музыканта. Если расшифровывать Малевича фрагмент к фрагменту, то  всё это абсолютно закончено и выверено.

Малевич. Портрет Матюшина
Малевич. “Портрет Матюшина”. Государственная Третьяковская галерея.

Малевич составил портрет из разных геометрических плоскостей. Это делает полотно похожим на кубистические произведения Пикассо и Брака. Но основоположники кубизма писали в основном в монохромной технике, тогда как Малевич активно использует богатую цветовую гамму.

Еще одна особенность картины: при всей абстрактности на полотне разбросаны реалистические детали. Часть лба с волосами, расчесанными на прямой пробор, точно повторяет прическу Матюшина. Матюшин был и композитором. Поэтому линия белых прямоугольников, разделяющая картину по диагонали, является клавиатурой фортепиано (причем без черных клавиш – намек на своеобразие музыкальной системы Михаила Васильевича Матюшина).

Выставка О,10 и супрематизм К.Малевича

0,10 – (zero point, one tenth (анг); un dixième (фр)) последняя футуристическая выставка. “0,10” состоялась в 1915 году в Петрограде. Официальное её название “Последняя футуристическая выставка картин 0,10”. Слово “последняя” указывало на завершение кубофутуристических поисков. Цифры 0,10 обозначали первые десять шагов в развитии нового искусства после “обнуления” ситуации.

На этой выставке Малевич показал первую серию картин под общим названием “супрематизм живописи”. Художник раскрывал плоскость картины как бесконечное пространство, в котором реализуются не образы, как это было раньше, а живописные ощущения и живописные идеи.

Здесь мастер впервые представил знаменитый “Чёрный квадрат”. Когда пробила полночь, Малевич замирающим голосом объявил, что он пришёл к нулю форм и создал супрематизм.

Выставка 0,10
“Чёрный квадрат” на выставке “0,10” висел в красном углу, подобно иконе.

Термин придумал сам художник. «Супремус» – латинское слово, то есть «наивысший». Супрематизм вышел из кубофутуризма. Картину очистили от сюжета, от настроения, очистили от линий и дали только чистую геометрию. Согласно идеи Малевича, супрематизм завершает историю изобразительного искусства и открывает новую историю, в которой искусство освобождается от функций и задач, навязанных ему религией, культурой и обществом. “Чёрный квадрат” – это манифест нового искусства.

А ведь это очень красиво! В этом соотношении, в этом лаконизме предстаёт не нагромождение форм, а некая чистая геометрическая абстракция.

“Чёрный квадрат” – жизнь без Малевича

Споры об этом произведении не утихают по сей день. “Чёрный квадрат” стал частью фольклора, породил множество интерпретаций, критики. Картина давно живёт собственной жизнью в отрыве от всего остального наследия Малевича и контекста, в котором она создавалась. Это лишний раз подтверждает значимость полотна как одной из главных культурных икон ХХ века.

Чёрный квадрат
К.Малевич. “Чёрный супрематический квадрат”.

В настоящее время существует пять авторских “чёрных квадратов”. В собрании ГТГ находится самый первый вариант 1915-го года и третий вариант 1929 года. Малевич написал его прямо в залах галереи в период подготовки своей первой персональной выставки. Он сделал этот повтор по причине плохой сохранности оригинала. Ещё один вариант из ГРМ датируется 1923-м годом. Малевич исполнил его вместе с учениками для выставки на Венецианской биеннале. Этот вариант входил в триптих вместе с “Чёрным кругом” и “Чёрным крестом”. Четвёртый вариант из центра Помпиду в Париже также датируется началом 1920-х годов. Примечательно, что этот квадрат написан на камне. Наконец, пятый “Чёрный квадрат”, написанный в начале 1930-х годов получил известность только в 1993-м году, когда вошёл в коллекцию “Инкомбанка”. Впоследствии его приобрёл Эрмитаж.

Статья “10 фактов о “Чёрном квадрате” сайта Парафраз утверждает, что рентгеноскопия картины 2015 года подтвердила, что под «Чёрным квадратом» скрываются два цветных изображения. Также выяснилось, что почти 90 лет картина провисела вверх ногами. За достоверность информации не отвечаю, возможно это один из очередных мифов.

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия с билетом по искусству XX века.

К.Малевич. “Чёрный супрематический квадрат”

Стороны квадрата неравны и фигура больше тяготеет к трапеции, поскольку Малевичу было необходимо вывести квадрат из плоскости в пространственное измерение. Некоторые зрители полагают, что перед ними “чёрная дыра”. Но это ошибка, связанная с привычкой воспринимать картину в качестве окна в иллюзорный мир. “Чёрный квадрат” – не окно, это, скорее, экран. Пропорции фигуры и фона рассчитаны таким образом, что фигура “зависает” между пространством и плоскостью.

Что же такое “Чёрный квадрат”? Это первопространство и первоформа и первоцвет. Потому что чёрный – это разность всех цветов, а белый – это сумма всех цветов. Подменить “Чёрный квадрат” невозможно, потому что очень заметны кракелюры, а такие же кракелюры сделать невозможно. Если вы внимательно посмотрите на “Чёрный квадрат” и сфокусируете свой взгляд на нём, на этих трещинах, то вы получите чёрную плоскость, а за ней белый свет. Но можно посмотреть и по-другому. Если забыть, что это чёрная плоскость, видишь чёрную бездну, глубину, ограниченную белой плоскостью рамы. В “Чёрном квадрате” есть и тот, и другой аспекты восприятия. В нём чётко есть плоскость и глубина: то чёрное становится плоскостью, то белое – глубиной.

Иногда простодушные люди говорят, что они и сами так нарисуют. Дело не в том, насколько просто или сложно изобразить обычный квадрат. Дело в том, что вам просто в голову не придёт, что это можно изобразить. Малевич называл свой квадрат «божественным младенцем».

По сути дела в “Чёрном квадрате” мы видим, как образ мира представлен в двух ипостасях: чёрного квадрата и белого пространства. Логически Малевич дошёл до отрицания живописи вообще. Автор отвечал приверженцам традиционного искусства так:

«Привыкшим греться у милого личика трудно согреться у лица квадрата».

О своих картинах Малевич говорил как о «здоровой форме Искусства». Её невозможно оценивать критериями «нравится» или «не нравится». В супрематизме он выделил три стадии: черную, цветную и белую. На первой стадии художник исследовал соотношение форм, на следующей — цветов, на последней — фактур. Интересна последняя стадия – изображение белого на белом. Такие вещи можно видеть в Нью-Йорке.

“Чёрный квадрат”. Уилл Гомперц в книге “Непонятное искусство”

Лучший и самый понятный рассказ о “Чёрном квадрате” опубликовал Уилл Гомперц в своей популярной книге “Непонятное искусство”. Привожу полностью цитату из главы о супрематизме:

“…он взял квадратный холст размером 79,5 х 79,5, полностью закрасил его былым, а затем изобразил большой чёрный квадрат в середине. Он так и назвал свою работу “Чёрный квадрат” (1915 год). Само название – сухое, буквальное – уже провокация. Малевич словно предлагает зрителю не искать в картине никакого дополнительного смысла: здесь ничего не увидишь, кроме того, что есть в названии и изображено на полотне. Малевич говорил, что на картине “все явления сведены к огромному Нулю”.

Он хотел, чтобы зритель вглядывался в “Чёрный квадрат”. Размышлял о взаимодействии и отношении между белым полем и чёрным центром, любовался текстурой краски, почувствовал невесомость одного цвета и плотность другого. Он даже надеялся, что эта “напряжённость” внутри его ультрастатичного изображения создаст у зрителя ощущение динамики и движения.  Всё это стало возможно в изображении Малевича, потому что он “освободил искусство от предмета”. Отныне мы свободны видеть всё, что нам захочется.

“Чёрный квадрат” может показаться упрощённым, однако Малевич предполагал нечто иное. Художник знал: пусть все отсылки к внешнему миру удалены, мозг зрителя всё равно будет пытаться истолковать картину, найти в ней смысл. о что нам найдёшь? Зритель поневоле вернётся к первоначальному умозаключению: да нет, это просто чёрный квадрат на белом фоне. Разум начнёт работать по замкнутой схеме, как спутниковый навигатор в поисках сигнала. Вот тут-то, надеялся Малевич, покуда сознание мечется, и появляется шанс у подсознания. Как только оно вырвется из рационалистической тюрьмы, то сразу увидит в маленьком скромном квадратном полотне всю жизнь и всё мироздание.

По мнению Малевича, его чёрно-белая картина символизировала Землю во Вселенной, свет и тьму, жизнь и смерть. Рамка, как у всех его супрематических картин отсутствует – как слишком жёсткая и недвусмысленная граница, – благодаря чему белый фон холста сливается со стеной, создавая ощущение бесконечности. Чёрный квадрат как будто плывёт во Вселенной, неподвластный силе тяготения, – символ упорядоченного космоса или чёрной дыры, которая засасывает в небо всё сущее. Так лили иначе, это прыжок в темноту”.

(Цитата из книги Уилл Гомперц «Непонятное искусство». СИНДБАД, Москва, 2021 год, стр.202-203).

***

Далее, на страницах 204-205 читаем:

“… не покидает ощущение, что картина (“Чёрный квадрат”) – чистое надувательство и проваокация. И понятно почему. Автор, конечно, ничего подобного не имел ввиду, просто он требует от зрителя слишком многого. Скепсис по поводу “Чёрного квадрата”, да и всего асбрактного искусства, которое пошло по пути супрематизма, вызван тем, что Малевич перевернул с ног на голову традиционные отношения между художником и зрителем.

Исторически художник считался чем-то вроде обслуживающего персонала: живописцам и скульпторам надлежало запечетлевать, вдохновлять и создавать красоту на благо обществу и его элитам. Мы, публика, упивались своей привилегией решать, насколько удачно художник справился с задачей, изобразив церковь, собаку или папу римского. Даже когда художники восставали против Академии и шли своим путём, создавая всё более непонятные картины, мы сохраняли своё превосходство. Художник по-прежнему должен был доставлять нам удовольствие не интриговать изображением знакомого нам мира. Кандинский поднял статус художника, предложив зрителю компромисс: он создавал прекрасные, яркие картины в надежде, что мы в ответ удержимся от соблазна свести цвета к известным нам предетам и позволим себе перенестись в воображаемый мир, словно слушая музыку”.

“Беспредметное искусство Малевича не предлагало таких уступок. Это Это была прямая конфронтация со зрителем, вынуждающая его, глядя на плоский чёрное-белый “Чёрный квадрат”, искать там нечто большее. “Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура” – писал Малевич.

По сути, он превратил художника в шамана. А искусство – в интеллектуальную игру, правила которой устанавливает художник. Теперь главным стал человек с кистью или резцом, это он призывает зависимого и беззащитного зрителя не бояться и довериться ему. Ток остаётся и поныне: абстрактное искусство толкает нас на риск оказаться в дураках или поверить в то, чего нет. Либо беспечно пренебречь очередным откровением, попросту испугавшись принять его на веру”.

Наследие Казимира Малевича

В 1927-м году в Варшаве прошла персональная выставка К.С.Малевича. Художник вывез из Советской России практически все свои архивы, потому что понимал, что в России всё его наследие может быть уничтожено. Он понимал, что ему никогда не дадут развернуться и собирался остаться в Германии. Но ему пригрозили расстрелом семьи. Поэтому Малевич срочно вернулся, оставив свои работы в Германии. В результате дележа трофеев после войны, его полотна оказались в США и Нидерландах. Картины К.Малевича можно видеть в музее современного искусства в Нью-Йорке и в музее Стейделик в Амстердаме.

К.С.Малевич. “На сенокосе”, 1929 год

К.Малевич. На сенокосе
К.Малевич. “На сенокосе”, 1928 год, Государственная Третьяковская галерея.

Работы К.Малевича “На сенокосе” и “Женщина с граблями” долгое время датировались 1915-м годом. Но оказалось, что это поздние творения, 1928-29 года. По природе Малевич был живописцем, который любил и краски, и фактуру. Можно очень долго пребывать в супрематизме, жить в нем, плавать, наслаждаться, но многообразие жизни сугубо геометрией передать нельзя. Как бы Малевич не декларировал супрематизм в конце 10-х – начале 20-х годов, позже он снова обращается к к фигуративной живописи.

Здесь можно вспомнить Константина Коровина. В начале лекции мы рассмотрели его полотно “Хористка”. Помните, что Константин Алексеевич намеренно сделал свою картину старше, чем она есть на самом деле. Ему хотелось быть первым в передаче солнца и света. Точно такая же временная метаморфоза, только в обратную сторону, произошла с полотнами “На сенокосе” и “Женщина с граблями” Казимира Малевича. Их долгое время принимали за ранние творения художника.

К.Малевич. Женщина с граблями
К.Малевич. “Женщина с граблями”, 1929, Государственная Третьяковская галерея.

Дополнительно

Упрощённую версию публикации о творчестве К.С.Малевича написали на нашем канале в дзен.
Разобраться в русском авангарде поможет книга Ольги Юшковой “Станция без остановки”. Автор понятно и иллюстративно рассказывает о русском искусстве начала ХХ века.

Увидеть работы Казимира Малевича, в том числе его “Чёрный квадрат” вы можете в коллекции Третьяковской галереи. Предлагаем аудиогид. С ним легче разобраться в непростом и не совсем понятном искусстве русского авангарда.

Новая Третьяковка: билет и аудиоэкскурсия.

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия с билетом по искусству XX века.

Окончание цикла в статье о картинах Марка Захаровича Шагала в ГТГ и П.Н.Филонова.

Статьи о русском авангарде на сайте:

Н.Гончарова.
М.Ларионов.
П.Кончаловский.
И.Машков.
А. Лентулов, Л.Попова, А.Экстер, Р.Фальк.
В.Кандинский.
М.Шагал.

По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014. В статье использованы цитаты из лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь