Русский авангард. Илья Машков

0
290
Дама с китаянкой
Дама с китаянкой, 1910

Илью Ивановича Машкова в истории авангарда его нередко называли “русским Сезанном”. Машков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Также, как и Михаил Ларионов, он не избежал участи исключения. Валентин Серов, его учитель, выгнал Илью Ивановича за то, что тот написал тени подмышек модели фиолетовым цветом. Исключение действовало недолго и мастер продолжил курс в портретном классе В.Серова.

Вскоре Валентин Александрович Серов на собрании Совета Третьяковской Галереи заметил дочери Павла Михайловича Третьякова, Анне Павловне Боткиной: “А наш Машков артист чистый вышел”. Это сказал Серов, который выгонял Машкова за фиолетовые подмышки. Позже он посоветовал коллекционеру и меценату Ивану Абрамовичу Морозову купить полотна своего ученика.

Илья Машков, находясь под впечатлением от полотен Матисса, активно использовал цвет. За это он получал упрёки от учителя и постоянно находился на грани отчисления. Французское влияние очень хорошо видно в портрете Е.И.Киркальди, “Дама с китаянкой”.

И.Машков”Дама с китаянкой”

Дама с китаянкой
Дама с китаянкой, 1910, ГТГ

По силуэту “Дама с китаянкой” напоминает портреты Валентина Алексаедровича Серова. Но лицо моделировано яркими открытыми цветами, как это делали фовисты. Под впечатлением Анри Матисса молодой Машков активно использует цвет. На этом полотне уже заметно, что он переосмыслил французское влияние в примитивистском ключе. В качестве заднего плана мастер использует декоративную восточную картинку. Здесь мы видим увлечение японизмом, которое идёт от Эдуарда Мане, Ван Гога и Гогена. Но Машков гиперболизирует мотив. Лубочное изображение китаянки по масштабу сравнимо с фигурой дамы на портрете. Условная и реальная героини взаимодействуют почти на равных. Фигура и фон сливаются воедино за счёт цветовых контрастов и общего орнаментального ритма. При этом Машков удерживает во одной зрительной плоскости целых три пространственных плана.

  • 1.Натюрморт на первом плане.
  • 2.Женская фигура на втором.
  • 3.Картина в картине.

Живописное решение убедительно и органично. Кажется, что Машков писал портрет с натуры. Хотя на самом деле это сочинённое, вымышленное произведение.

“Дама с китаянкой” стала этапной и программной работой Машкова эпохи раннего “Бубнового валета”. Она разрушала все представления о хорошем вкусе и чистоте стиля. На первый взгляд в картине присутствует смесь разнородных принципов. Это и карикатурный Серов, и утяжеленный Матисс, и раздутый Ван Гог. Но осознание себя примитивистом даёт Илье Машкову абсолютную свободу. Он действует как примитив – заимствует и огрубляет, обостряет, преувеличивает. Этим он добивается интенсивности цветового звучания вопреки стилевым ограничениям.

Натюрморт “Фрукты на блюде”

Свои ранние натюрмортные постановки Машков часто организует по аналогии с декоративными росписями подносов. Иногда он даже практикует овальные формы картин.

И.Машков. Фрукты на блюде, 1910
И.Машков. “Фрукты на блюде”.

Натюрморт “Фрукты на блюде” Иван Абрамович Морозов приобрёл по совету Валентина Серова и Анри Матисса.

“Фрукты на блюде” часто называют “Синие сливы”. На этом полотне можно проследить все новшества, которые Сезанн внес в искусство живописи. Машков демонстрирует их подобно азбучным истинам.

На этом полотне Машков будто бы “лепит” форму с помощью цвета. Обратите внимание на плод, находящийся на переднем плане слева. Видно, что самая светлая часть этого фрукта лимонно-желтая. Далее идет охра, затем оранжевая, потом идет темно-красная, и наконец зеленая краска. Понятно, что самая светлая часть – это блик. Потом идет свет, потом – предмето-тень. Затем должен быть рефлекс, когда в тени одного предмета отражается свет другого предмета.

На этом полотне присутствует объем, но нет света и тени. Объем здесь дан цветом. Объем есть, света и тени нет, свет и тень здесь заменены цветом. Всё это типично для творчества Сезанна и Машков использует его художественные приёмы.

Все предметы на этом натюрморте имеют чёткие геометрические формы. Даже скатерть на столе написана углом, подобно треугольнику.

Два гениальных открытия Сезанна:

  • Первое – трактуйте предметы посредством куба, шара и конуса.
  • Второе – объем передается цветом.

Бубнововалетцы восприняли эти открытия подобно лозунгам и, в переносном смысле, “начертали их на своём знамени. А Гончарова и Ларионов решили, что участники “Бубнового валета”  – сезаннопоклонники. Поэтому и вышли из объединения.

И.Машков. “Автопортрет”

Илья Машков. Автопортрет
Илья Машков. “Автопортрет”, 1911

«Автопортрет» Машкова выполнен в стилистике ярмарочной фотографии. Это предельно обобщённый образ. Черты лица сведены к формулировке. Изгибы воротника повторяются в складках волн и парусах. Художник не только не акцентирует сферу своих занятий, но даже исключает возможность ее предположить. Его скорее можно принять за купца – владельца пароходной компании. Здесь главным героем является не изображенный персонаж, а сама живопись.

Александр Куприн

Еще одним из бубнововалетцев был Александр Васильевич Куприн. Мы рассмотрим его “Натюрморт с тыквой” 1912 года. Это полотно можно назвать “песней про разнообразные овалы”. Тыква, фаянсовая ваза, складки скатерти вокруг этой вазы, круглый столик – все они имеют одну геометрическую форму, которая повторяется подобно кругам на воде.

Куприн Натюрморт с тыквой
Куприн А.В. “Натюрморт с тыквой”

Что же касается искусственных букетов роз на черном фоне, то эта картина отражает время своего создания – это 1918 год. Жизнь совершенно кошмарная. Ничего нет, денег тоже нет. Введён “военный коммунизм”. Цветы купить не на что, искусственные заказать – тем более. Тогда Куприн сам скручивает эти цветы и сам их рисует. Для художника это совершенно замечательное цветовое пятно. Ведь никто даже и не подумал бы, что эти цветы искусственные. Они воспринимаются как яркое декоративное пятно в сочетании со скульптурой, чашечкой и сложенным веером.
(Лектор не упомянула точное название натюрморта).

***

Стоит заметить, что в 1918 году из объединения “Мир искусств” в России остались только Лебедева и Лансере. А вот бубнововалетцы остались все. Это очень важно. Не надо считать, что Гончарова и Ларионов эмигрировали. Дело в том, что еще во время Первой мировой войны, когда Ларионов был на фронте, Дягилев пригласил Гончарову делать декорации для своих постановок. Оправившись после ранения, Ларионов поехал к Наталье Сергеевне Гончаровой в Париж. Поэтому неправильно называть их эмигрантами в том смысле слова, что они бежали из страны от советов. Эти художники уже с 1915 года официально работали за границей.

Как картины художников-авангардистов оказались в Третьяковке

Очень многие произведения, в частности работы Гончаровой и Ларионова, попали в ГТГ из коллекции Генриетты Леопольдовны Гиршман.

Очень многие работы покупались, дарились в советское время. Тогда Третьяковка проводила очень серьезную закупочную политику в отличии от сегодняшней тотальной нехватки средств. Но очень многие авангардные вещи попали в ГТГ из частных коллекций. Это отдельная история, порой безумно интересная. В начале 1917 года многие состоятельные люди такие как Гиршманы, Носовы и многие другие сдали часть свох коллекций на временное хранение в Третьяковскую галерею и уехали за границу. В стране уже чувствовалась тревожная атмосфера и они решили не рисковать. Хозяевам коллекций не суждено было вернуться в Россию. Так временное хранение в итоге превратилось в постоянное.

К написанию статьи привлекались лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой. А также книга:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.

Продолжение в публикации об А.Лентулове, Л.Поповой, А.Экстер и Р.Фальке.
К.С.Малевич.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь