М.Врубель. Триптихи “Фауст”, “Суд Париса”

0
432
Полёт Мефистофеля. Фрагмент.

Михаил Александрович Врубель создал триптих «Фауст» в 1896 году для интерьера дома Алексея Викуловича Морозова в бывшем Введенском, ныне Подсосенском переулке. К этой работе его привлёк архитектор Фёдор Осипович Шехтель. Триптих предназначался для украшения готического кабинета особняка Морозова. Панно составляют три отдельных вертикальных холста.

Триптих Фауст
М.А.Врубель. Триптих “Фауст”. 1896 г., ГТГ

Читать триптих следует слева направо.

Мефистофель и его ученик

В левой части триптиха изображены враг рода человеческого и его молодой ученик Фауст.

Левая часть триптиха Мефистофель и его ученик. Фрагмент
Левая часть триптиха

Они находятся в настоящей лаборатории средневекового алхимика. С потолка свисает чучело крокодила, на страницах древней инкунабулы лежит череп.

Левая часть триптиха
Левая часть триптиха. Фрагмент

Контраст двух образов разителен. Врубель противопоставляет чистую юность, жадную до всего нового и неведомого, с образом зла.

Маргарита

Центральная часть триптиха – прекрасная Маргарита. На картине Врубеля Маргарита подавлена тяжелыми предчувствиями, печально глядит на нее Фауст с соседнего полотна.
Маргарита. Врубель. Триптих
Это театрализованный портрет жены художника в костюме Маргариты из оперы Гуно «Фауст». Надежда Забела исполняла партию Маргариты в харьковском театре. Одновременно это и свадебное платье – Врубель изобразил свою невесту.

Маргарита. Врубель. Триптих
Средняя часть триптиха М.А.Врубеля “Фауст”. Маргарита. Фрагмент.

Девушка невинна, она лишь стала жертвой соблазнения Фауста. Символом чистоты Маргариты стали белоснежные лилии у её ног.

Через некоторое время после написания панно художник обвенчался со своей музой. Как всегда, события реальной и творческой судьбы Врубеля оказались неразделимы.

Фауст

Завершает триптих зрелый образ Фауста – правая часть триптиха.

Врубель. Триптих Фауст. Фрагмент.
М.А.Врубель. Правая часть триптиха “Фауст”. Фрагмент.

Под потолком комнаты также висит чучело крокодила.
Врубель. Фауст
Но нет черепа, нет древних книг, только разбросанные свитки и кафедра с лежащим на ней одиноким томом.
Врубель. Триптих Фауст
Фауст стоит, вглядываясь в открытое окно. Увидел ли он в нём Маргариту? Черты учёного расслабленно и мягки. Но не печать ли разочарования от жизни лежит на его лице? Фауст держит руку на закрытой книге, словно в отчаянной попытке обрести смысл в знаниях и науке. У его ног лежат беспорядочно разбросанные свитки, как символ лихорадочных и бесплодных поисков.

Врубель. Фауст

Остановившись на ключевых моментах произведения великого поэта и композитора, Врубель обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость. Мастер объединил три самостоятельных панно одной большой темой.

Михаил Александрович выбрал размеры полотен в соответствии с параметрами свободного участка стены. Художник был стеснён ограниченным пространством, тем не менее блестяще выполнил задачу.

Полёт Мефистофеля

В дополнение к триптиху, Врубель выполнил панно “Полёт Мефистофеля”. Над картиной он работал во время свадебного путешествия в 1896 году. Мастер писал вдохновенно и справился с работой на одном дыхании.

М.Врубель. Полёт Мефистофеля.
М.Врубель. Полёт Мефистофеля. 1896 г. ГТГ.

“Полёт Мефистофеля” располагался над дверью морозовского особняка.
Зловещая пара коней стремительно мчится над ночным городом. Их гривы растрепались, кажется, что слышен тяжёлый храп уставших лошадей.

Полёт Мефистофеля. Фрагмент.
Полёт Мефистофеля. Фрагмент.

Мефистофель, оседлав коня с белой гривой торжествующе повернулся к Фаусту.
Лицо же ученика решительно и непроницаемо.
Полёт Мефистофеля. Фрагмент.
Колючки чертополоха на переднем плане картины придают мистической сцене почти зловещую реалистичность.

Полёт Фауста и Мефистофеля.
Полёт Фауста и Мефистофеля. Фрагмент.

Цвета живописи сложно разработаны. Художник использует излюбленное им изысканное сочетание многочисленных оттенков коричневого, лилового и серебристо-серого. Колорит вызывает в памяти цвета старинных гобеленов и средневековых витражей, сквозь которые еще не пробился солнечный свет.

Хорошо проработана главная композиционная тема – безудержный полет Фауста и Мефистофеля, послуживший, в свою очередь, мотивом для описания полета Воланда и его свиты над Москвой в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Полёт Фауста и Мефистофеля.

Современники высоко оценили работу Врубеля. Степан Петрович Яремич, художник и довольно придирчивый критик сказал, что “Фауст” – это «высокий праздник искусства».

Сейчас триптих находится в коллекции Третьяковской галерее. А в особняке, в Готической кабинете Морозова поместили копию. Мы попали в дом на выставку и увы, в готическом кабинете без перерыва работала свето-музыкальная запись.

Триптих “Суд Париса”

Триптих Суд Париса
Триптих “Суд Париса”.

За три года до создания “Фауста” в 1893 году Илья Семёнович Остроухов рекомендовал М.А.Врубеля инженеру Константину Густавовичу Дункеру. Домовладельцу Дункеру требовалось оформить интерьер парадной лестницы купленного у Давида Абрамовича Морозова особняка на Поварской 9.

«Я получил довольно большой заказ: написать на холстах три панно и плафон на лестницу д[ома] Дункер, женатого на дочери известного коллекционера Дмитрия Петровича Боткина, работа тысячи на полторы; что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс и совершенно на мое усмотрение», –

писал М.А.Врубель.

Михаил Александрович выбрал мифологический сюжет “Суд Париса”.

М.Врубель. Триптих Суд Париса
М.Врубель. Триптих “Суд Париса”. 1893, ГТГ.

Миф повествует о суде Париса. Царевичу отвели роль судьи, который должен был вручить награду прекраснейшей из богинь. Призом служило яблоко раздора. Перед Парисом предстали Юнона, Венера и Минерва. Юнона предложила сделать его самым могущественным из царей. Минерва посулила храбрость и силу. Венера обещала ему любовь самой красивой женщины, Елены из Спарты.
Парис присудил приз Венере. Но на его пути встали обиженные Юнона и Минерва. Тогда Парис решил похитить Елену. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.

Триптих “Суд Париса”. Юнона, Минерва и Венера

Сюжет был очень популярным в живописи. Полотна на тему суда Париса писали Лука Джордано, Лукас Кранах, Питер Пауль Рубенс, Пьер Огюст Ренуар. Традиционно на первом плане изображали Париса и трёх богинь. Врубель же сделал композицию трёхчастной и отодвинул героя на дальний план.

Художник создал три равновеликих пространства, отданных разным стихиям. В левой части перед зрителем предстает небо. На облаках восседает прекрасная Юнона.

Юнона в облаках. Фрагмент триптиха М.Врубеля "Суд Париса"
Юнона в облаках. Фрагмент триптиха М.Врубеля “Суд Париса”

Её стихия – воздух. Юнона изображена в пурпурных царских одеждах. В море ей почтительно внемлют тритоны.

Справа расположена богиня мудрости, царица камня Минерва. Она стоит на скале-утёсе. Минерва изображена в профиль и в белом, у её ног – шлем, указывающий на то, что перед нами богиня военной стратегии и тактики.

Минерва. Правая часть триптиха М.Врубеля Суд Париса
Минерва. Правая часть триптиха М.Врубеля “Суд Париса”.

Её стихия – камень.
Развязка сюжета – в центре триптиха.

Парис и Венера. Центральная часть триптиха М.Врубеля Суд Париса.
Парис и Венера. Центральная часть триптиха М.Врубеля “Суд Париса”

На ложе-раковине возлежит родившаяся из морской пены Афродита (Венера). Её стихия – вода. Золотое ложе богини качают волны.
триптих Суд Париса. Врубель. Венера
За Венерой на берегу видим самого царевича Париса, пасущего овец.
Рядом верхом на дельфине изображен амур. Он торжествующе держит над головой заветное и желанное яблоко.

Венера. Фрагмент триптиха М.Врубеля Суд Париса
Венера. Фрагмент триптиха М.Врубеля “Суд Париса”.

Три богини олицетворяют власть, разум и чувственность.
Врубель выполнил панно в стиле эпохи Возрождения. Мастер использовал приглушённые тона, колорит венецианской живописи. Цветовое решение картины как бы намекает на патину старины.

«Это совершенно венецианская вещь, и в её серо-сиреневом, как бы затаенным тоне есть воспоминание о поздней зрелости Тициана»,

— писал С.П. Яремич.

Дункеры были другого мнения. Когда Константин Дункер с супругой Елизаветой (в девичестве Боткиной) пришли «принимать работу», они отвергли панно, не объяснив причины своего решения.
В итоге «Суд Париса» приобрёл коллекционер и живописец Константин Арцыбушев.

М.А.Врубель. Портрет К.Д.Арцыбушева, 1897 г. ГТГ.

Триптихи М.А.Врубеля. Как увидеть

Триптихи “Суд Париса” и “Фауст” М.А.Врубеля выставлены на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье

“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.

Лучше приобрести билет в музей вместе с аудиогидом.

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.

О качестве записи и текста вы можете судить по небольшому видео-рассказу о полотне М.А.Врубеля “Шестикрылый серафим”.

В абрамцевских мастерских Саввы Ивановича Мамонтова Михаил Врубель работал с глиной, создавал майлоиковые скульптуры, панно и свой знаменитый камин “Микула Селянинович и Вольга”. О майоликовых работах мастера мы поведали в отдельной публикации.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь