На минувшей выставке “На телеге в XXI век» в музее Русского импрессионизма представили работы пяти из шести «амазонок русского авангарда» – Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер и Степановой. Не показали лишь произведения Наталии Гончаровой.
В этой заметке познакомимся с работами Ольги Владимировны Розановой. Несколько её работ хранятся в коллекции Третьяковской галереи на Крымском валу.
Новая Третьяковка: билет и аудиоэкскурсия по отечественному искусству XX века
Ольга Розанова
Ольга Владимировна Розанова – русская художница, авангардистка. Её имя называют в числе шести “амазонок русского авангарда”.
Художница обладала чрезвычайным художественным талантом. Но жизнь её оборвалась очень рано. Все свои шедевры она создала всего за семь лет. Думаю, отпусти судьба ей немого больше времени, она заткнула бы за пояс и Милевича и, возможно, Наталью Гончарову. Во всяком случае, была бы не менее знаменита, чем родственница жены Пушкина.
Ольга Розанова прошла несколько направлений авангарда. Через супрематизм она вышла к цветописи, на несколько десятилетий предвосхитив развитие абстрактного искусства.
В 1917 году создала один из шедевров беспредметной живописи XX века — картину «Зелёная полоса». Значение «Зелёной полосы» для мирового авангарда сопоставимо со значением «Чёрного квадрата». Но в отличие от картины Малевича, «Зелёная полоса» пережила вместе со своим автором почти полное забвение.
Хранится “Зелёная полоса” в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» города Ростов Ярославской области.
Ольга Розанова и супрематизм
Ольга Розанова некоторое время оспаривала первенство Казимира Малевича в изобретении супрематизма.
Когда открылась «Последняя футуристическая выставка картин 0,10» в декабре 1915 года,
художница писала поэту Алексею Кручёных:
«Весь супрематизм это – целиком мои наклейки, сочетания плоскостей линий, дисков, особенно дисков. Показывал ли ты Малевичу мои наклейки и когда именно?»
Под «наклейками» Розанова подразумевала коллажи из цветных геометрических фигур на абстрактном фоне. Она создавала их в качестве иллюстраций к сборнику стихов Кручёных. Вместе с поэтом Ольга Владимировна выпустила несколько футуристических сборников. Причём, её работа не сводилась к простому иллюстрированию стихов. Розанова была полноправным соавтором и создавала самые неожиданные связи между изображениями и текстами.
На выставке “…О,10” Ольга Владимировна представила полотно “Рабочая шкатулка”. Сейчас оно хранится в коллекции Третьяковской галереи.
Цикл “Игральные карты”
“Игральные карты” – авангардистская серия полотен О.В.Розановой. Представила художница свою удивительную, непонятную, несколько пугающую, даже, если хотите, отталкивающую серию в 1915 году.
Игральные карты Ольги Розановой – это удивительная и загадочная серия. Точно неизвестно, когда они были написаны. Сохранилось то ли семь, то ли девять картин. Ещё шесть утрачены. Возможно, они хранятся в частных собраниях. Скорее всего, этот цикл как-то связан с названием художественного объединения “Бубновый валет”.
Обычно Розанова показывала свои картины с «пылу, с жару», сразу после написания. А цикл игральных карт она решилась обнародовать только в 1915 году, хотя написала их раньше, ориентировочно работала над их созданием в 1912-1913 годах. Почему большая серия держалась в секрете – неясно.
Но это не главная загадка розановских “карт”. (Часть “колоды” из пяти “карт” показывали на выставке “Кубок созвучий. По направлению к Розановой” в Москве в 2024 году).
Непонятным остаётся выбор сюжета. На первый взгляд он легко объясняется интересом художницы к картам и к гаданиям. Но яркие, дерзкие картонные фигуры хранят тайну. Они много лет тревожат исследователей и зрителей.
Помимо атрибутов любых карт – фигур и мастей, в них очень много индивидуальных черт. Герои слишком разные и явно не подчиняются простым правилам карточной игры. За масками угадываются реальные лица знакомых Розановой людей.
“Игральные карты” художница представила на выставке картин Левых течений в Петрограде в 1915 году. Через два года, в 1917-м, их увидела Москва на выставке “Бубновый валет”.
Работа Ольги Розановой «Трефовый король» принадлежит циклу “Игральные карты”. Хранится “Король треф” в собрании Слободского музейно-выставочного центра города Слободской Кировской области.
Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия с билетом по искусству XX века.
Трефовый король
Трефовый король очень похож на живописца и музыканта Михаила Матюшина.
Он был самым взрослым в компании молодых футуристов, Матюшину было около 50 лет. Его положение «патриарха» подходит для карточной роли трефового короля. Он начальник, старший коллега и то же время, официальное лицо в карточной иерархии. Розановский “Трефовый король” – меланхоличный, очень старый, с длинными седыми волосами и немного асимметричным лицом.
Валет червей
Картина «Валет червей» представляла выставку авангардистов.
Червонный валет особенный, это рыцарь с птицей с закрученными чертами лица. В конце XIX века «червонными валетами» называли шантажистов и мошенников, разбивающих сердца порядочных дам.
В образе валета очень много черт, которые дают основание думать, что Розанова изобразила своего соратника, со-творца и близкого друга, Алексея Кручёных.
Мотив птицы повторяется несколько раз в виде красной галочки вверху и на груди в жёлтом медальоне. Птица присела на плечо героя. «Я пью под гимны птиц» – одна из знаменитых строк Кручёных.
Публика не пощадила художницу и, в то же время выгодно выделила её среди других участников показа авангардистских картин в 1915 году.
«Госпоже Розановой захотелось изуродовать игральные карты. Прежде всего, сам размер не дает впечатления карт. Затем у всех королей, дам и валетов почему-то гримаса на лице. Во всяком случае, тут есть хоть какая-то новая идея, чего нельзя сказать про произведения других участников выставки»
— так критики отозвались о серии картин Ольги Розановой «Игральные карты» после экспозиции в Петрограде в апреле 1916-го.
Бубновая дама
Сохранилось несколько “игральных карт” Ольги Розановой. “Бубновая дама” 1912-1913 года стала достоянием Нижегородского государственного художественного музея.
Есть предположение, что Розанова написала портрет Александры Экстер.
Пиковая дама
Пиковая дама находится в собрании Ульяновского областного художественного музея.
Искусствовед Фаина Балаховская полагает, что прототипом “Пиковой дамы” в серии карточных портретов Розановой была Наталья Гончарова.
Трефовый валет
Трефовый валет можно увидеть в собрании Ивановского областного художественного музея.
Прототипом “Трефового валета” мог быть Левкий Жевержеев – фабрикант, меценат и коллекционер, искусствовед.
Два короля – бубновый и червовый
“Совместное изображение королей” 1915 года находится в собрании Астраханской картинной галереи им. П.М. Догадина.
«Совместное изображение королей» – единственная парная карта в колоде Розановой. Признанный эксперт в области авангарда Фаина Балаховская считает, что в образе червонного короля Розанова изобразила Михаила Ларионова. Королём бубновой масти художница “назначила” Казимира Малевича.
На этой карте червонного короля (М.Ларионова) едва можно разглядеть. Он полностью закрыт бубновым королём. Мы видим только его глаз и рядом – красное перевёрнутое “сердце”, обозначение масти. Доминирование бубнового короля можно трактовать как творческую «победу» Казимира Малевича и его художественного видения над Ларионовым и его объединением «Бубновый валет».
Сведений о других “игральных картах” мы не нашли. Но поиск продолжается!
Пять игральных карт Розановой мы увидели на выставке в Москве. Прилагаем короткий ролик, снятый на выставке.
Статья о выставке “Кубок созвучий. По направлению к Розановой”.
***
Ольга Розанова. Ранний уход
После революции художница принимала активное участие в реорганизации искусства. В поздний период творчества Розанова разработала свою разновидность беспредметного искусства – «цветопись».
Ольга Владимировна рано ушла из жизни. Она активно участвовала в подготовке праздника первой годовщины событий 1917 года, простудилась, заболела воспалением лёгких и умерла в Солдатёнковской, ныне Боткинской больнице. Ей было всего лишь 32 года.
Похоронили Ольгу Владимировну в Новодевичьем монастыре. Её могила утрачена в советско время, как и захоронения сотен других достойных русских людей.
Работы Ольги Розановой в коллекции государственной Третьяковской галереи
В собрании Третьяковской галереи есть несколько картин Розановой. Полотно “Рабочая шкатулка” показано выше.
“Зима. Снегири на дереве” – картина 1907-1908 годов. В раннем, едва ли не ученическом пейзаже Розановой заметно влияние учителя, Константина Юона.
“Метроном” создан в 1915 году.
“Примус” – тоже полотно 1915 года. Ольга Розанова исследовала мир повседневных вещей, по-новому открывая их красоту. Для этого она часто обращалась к кубистическому методу и “разбивала” предметы на отдельные фрагменты.
Также в собрании Третьяковской галереи хранится несколько раскрашенных вручную акварелью литографий к небольшой книжке поэта Алексея Кручёных «Утиное гнездышко дурных слов». Вариант титульного листа и последней страницы мы показали выше. Ещё один вариант выполнен в розовых тонах.
На сайте есть статьи о творчестве других амазонок русского авангарда:
Наталии Гончаровой.
Александры Экстер.
Любови Поповой.
Увидеть их работы вы можете в коллекции Третьяковской галереи. Предлагаем аудиогид. С ним легче разобраться в непростом и не совсем понятном искусстве русского авангарда.
Новая Третьяковка: билет и аудиоэкскурсия по отечественному искусству XX века
Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия с билетом по искусству XX века.
Выставка давно завершилась. Но мы сохранили фотографии представленных на ней картин и написали небольшие обзоры о художниках, их создавших:
Родченко,
Кудряшов,
Пестель,
Фешин,
Деньшин.
На сайте использованы фотоматериалы сайта “Моя Третьяковка”, живого журнала https://marinagra.livejournal.com/146292.html и сайта “Розановский центр”.