Пальмы и розы Зинаиды Морозовой

0
301
Вазы европейской работы.
Вазы европейской работы.

“Пальмы и розы Зинаиды Морозовой” – под таким названием до 22 октября 2023 года в подмосковной усадьбе Горки проходит интересная выставка.

Горки. Усадебный дом.
Горки. Усадебный дом.

Показ остался бы без нашего внимания, если бы не куратор выставки. Мы давно следим за публикациями журналистки и блогера Софьи Андреевны Багдасаровой, читали её книгу. Поэтому не могли пропустить временную экспозицию, собранную уважаемым искусствоведом и посвящённую вкусам и трудам З.Г.Морозовой.
Зинаида Григорьевна Морозова стала последней владелицей дома и обширных земельных угодий усадьбы Горки.

***

Усадьба Горки — скрытая жемчужина Подмосковья.

***

В этой заметке я покажу несколько экспонатов выставки. Но без вступления не обойтись.

Пальмы и розы Зинаиды Морозовой. Частный взгляд

Выставка “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой” нам очень понравилась. Чем?

✅ Местоположением. Выставка стала отличным поводом побывать в Горках.

✅ Подбором удивительных артефактов. Они очень красивы, разнообразны и относятся к концу XIX – началу XX века – самому любимому нами времени в искусстве.

К.Юон. Оранжерея.
К.Юон. Оранжерея. 1907-1908.
Ярославский художественный музей.

✅ Камерностью и полнотой. С одной стороны, выставка совсем небольшая. С другой – она совершенно достаточная и не оставляет чувства недосмотренности.

✅ Информационной составляющей выставки. Каждый раздел сопровождают подробные описания. У посетителей есть возможность прочитать об экспонатах и их роли на экспозиции.

✅ Атмосферой выставки. Даже в воскресный день кроме нас по залам бродила ещё одна семья. Мы не сговариваясь разошлись по разным залам и не мешали друг другу. Нам даже показалось, что артефакты собрали специально для нас. Дело оставалось за малым – внимательно их рассмотреть и восхититься красотой.

✅ Все экспонаты точно соответствуют цветочной теме выставки и взгляду Зинаиды Морозовой на убранство интерьера и на модные веяния времени.

На выставке Пальмы и розы Зинаиды Морозовой
На выставке “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой”.

О Зинаиде Григорьевне Морозовой

Зинаида Григорьевна Зимина родилась в фабричном селе Зуево (Орехово-Зуево) в 1867 году. На её счету три замужества и два развода. Второй супруг, Савва Тимофеевич Морозов оставил её вдовой. Четверо детей Морозовой родились от второго брака.

В третий раз Морозова вышла замуж за  Анатолия Анатольевича Рейнбота. Друзья и знакомые недоумевали и говорили о том, что Зинаида Григорьевна от этого брака больше потеряла, чем выиграла.

Супруги Рейнбот.
Супруги Рейнбот.

Отношения супругов были сложными и в 1916 году они расстались. Тем не менее, Рейнбот хлопотал о дворянстве жены и получил разрешение. Морозова стала Резвóй. Ту же фамилию взял и Анатолий Анатольевич. Многие дворяне с немецкими корнями после начала Первой мировой войны взяли фамилии русских предков.

Продав роскошный особняк на Спиридоновке, супруги поселились в Горках. Зинаида Григорьевна со всей страстью отдалась разведению сада и цветника и преуспела в этом. Её цветы продавались во множестве цветочных магазинов первопрестольной.

После революции купчиха-миллионщица потеряла всё своё состояние. Жила тем, что продавала жалкие остатки ценностей, которые удалось утаить от конфискации. Уехав из Москвы в село Ильинское, З.Г.Морозова скончалась в 1947 году на 80-м году жизни.

Нам же предоставили возможность взглянуть на вкусы и обычаи обитательницы усадьбы, полюбоваться, как в убранстве интерьеров Зинаида Григорьевна выражала любовь к цветам. Она воплощала свою страсть не только в цветоводстве, но и окружая себе предметами на тему флоры.

“…ее всю жизнь окружали цветы: в своих оранжереях она создавала прекрасный мир, родственный флореальным темам эпохи модерна”

“Пальмы и розы Зинаиды Морозовой”. Экспонаты первого этажа

Все экспонаты на выставке “Пальмы и розы” объединены цветочной темой. В залах царствует Её Величество Флора. Французская художница Аликс Дюваль изобразила некую даму в образе Флоры. Возможно, портрет происходит из морозовской усадьбы, потому что хранится в музее Горки.

Аликс Дюваль. Портрет неизвестной в образе Флоры. Пальмы и розы Зинаиды Морозовой.
Аликс Дюваль. Портрет неизвестной в образе Флоры. Пальмы и розы Зинаиды Морозовой.

Картину Станислава Жуковского “Интерьер комнаты” начала ХХ века привезли из Музея русского импрессионизма. Я с радостью узнала знакомый экспонат на “Пальмах и розах”. Один из будуаров героини выставки вполне мог выглядеть так, как изобразил С.Жуковский. Обратите внимание, что в небольшом уголке интерьера поместились целых три вазы с цветами. А в распахнутое окно виден сельский пейзаж.

С.Жуковский. Интерьер комнаты, 1910-1920-е годы.
С.Жуковский. Интерьер комнаты, 1910-1920-е годы. Музей русского импрессионизма.

Нам понравилось разнообразие экспонатов. На выставку привезли различные произведения искусства – живопись, скульптуру, фарфор, бытовые предметы, немного мебели. Два усадебных кресла обиты тканью с цветочными мотивами.

На выставке Пальмы и розы Зинаиды Морозово
На выставке “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой”.

Интересен фарфор. Две парные вазы в стиле второго рококо стоит рассмотреть с обеих сторон. Их рисунок не повторяется.

Ваза

Парные вазы с рельефным декором в стиле второго рококо. Фарфор, середина XIX века.
Парные вазы с рельефным декором в стиле второго рококо. Фарфор, середина XIX века. ИФЗ, Санкт-Петербург.

На верхнюю часть декоративного блюда с букетом цветов нанесён вензель Морозовых и надпись “Отъ Общества служащихъ харчевой лавки”. Надпись поместили на золотую ленту в нижней части блюда. Сделана тарель в Дулёво на заводе Товарищества М.С.Кузнецова в конце XIX века.

Блюдо с цветочной росписью и вензелем Морозовых с надписью
Блюдо с цветочной росписью. Дулёво.

Любопытна витрина со стеклянными флаконами для духов. Один из них украшен репродукцией Моны Лизы. Видимо, в начале XX века знаменитую картину Леонардо да Винчи уже стали тиражировать.

Флаконы из-под духов. Стекло. 1900-- 1910-
Флаконы из-под духов. Стекло. 1900– 1910-е годы. Музей Горки.

Экспонаты второго этажа не выставке “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой”.

Экспозиция второго этажа нам показалась богаче и интереснее. В Горки приехали работы прославленных мастеров – В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля.
Внимание привлёк небольшой пейзаж с кувшинками Елены Поленовой. На ум сразу пришло Живерни Абрамцево, где С.И.Мамонтов собирал талантливую молодёжь.

Е.Д.Поленова. Кувшинки,
Е.Д.Поленова. Кувшинки, 1889-е?. Музей-заповедник Поленово.

В мастерской Абрамцево Михаил Александрович Врубель проводил свои гончарные эксперименты.
Сюжет изразца “Павлин” навеян допетровскими книжными миниатюрами, где павлин – райская птица, олицетворяющая бессмертие.

М.А.Врубель. Изразец Павлин
М.А.Врубель. Изразец Павлин. Музей-заповедник Абрамцево.

Большой интерес вызвало панно в русском стиле. Авторство Марии Якунчиковой стоит под вопросом.

Панно в русском стиле.
Панно в русском стиле.

Панно выполнено в технике вышивки и аппликации. Храмы в правой части композиции вышиты мельчайшими стежками тончайшей нитью.

Панно в русском стиле. Фрагмент. На выставке "Пальмы и розы Зинаиды Морозовой
Панно в русском стиле. Фрагмент. На выставке “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой”.

Работа, где авторство М.Якунчиковой не вызывает сомнений, называется “Аллея с каштанами”. Художница выполнила его в технике резьбы по дереву и дополнила письмом масляными красками.

М.Якунчикова. Аллея с каштанами.
М.Якунчикова. Аллея с каштанами. 1899. Музей-заповедник Поленово.

Пейзаж в подобной технике мы видели на выставке “После импрессионизма”.

Полотно К.Коровина “Розы на фоне моря” приехало из Ярославля. К Зинаиде Григорьевне натюрморт отношения не имеет, написан в 20-е – 30-е годы прошлого века. Но тема картины отлично вписывается в идею выставки “Пальмы и розы”. Тем более, что Константина Коровина называли главным русским певцом роз.

К.Коровин. Розы на фоне моря.
К.Коровин. Розы на фоне моря. 1920-1930-е. Ярославский художественный музей.

В посвящённый стилю модерн зал поместили несколько женских портретов из частных коллекций. Женщины модерна уподоблялись цветку. Они прекрасны и столь же хрупки.
Изящный женский портрет из частной коллекции сочли работой  Валентина Серова.

В.Серов? Женский портрет
В.Серов? Женский портрет 1900-е годы.
Собрание Валерия Набокова-Алексеева.

Вазы и ткани

Две вазы в стиле модерн резко отличаются от тех, что мы видели на первом этаже. Обе находятся на постоянной экспозиции в Горках. Сделаны вазы в Европе на рубеже веков. Левую с каллами произвели в Дании, её выполнили на фабрике Бинг-Грендаль.

Вазы европейской работы.
Вазы европейской работы.

Правая с двумя ручками – голландская работа начала XX века.

***

Тема вазы продолжается в натюрморте Герасима Эфроса.

Г.Эфрос. Натюрморт с вазой. 1917-1918. Пальмы и розы Зинаиды Морозовой.
Г.Эфрос. Натюрморт с вазой. 1917-1918. Пальмы и розы Зинаиды Морозовой.
Собрание Галеев-Галереи, Москва.

Панно Петра Петровичева “Синяя гамма” сохранилось от собрания живописи морозовской усадьбы Горки. В эпоху модерна живописцы обратили внимание на незатейливые дикорастущие цветы. Флоксы, которые, скорее всего, изобразил художник, не относятся к диким. Но они многолетние, не требуют тщательного ухода. Соцветия флокс разрастаются и превращают занятый ими уголок сада в многоцветный ковёр.

П. Петровичев Синяя гамма.
П. Петровичев Синяя гамма. 1912.
Музей-заповедник Горки.

Выставку “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой удачно дополняют рисунки тканей. Образцы с цветочными композициями и орнаментами предоставил музей текстильного университета им. А.В.Косыгина.

Хлопчатобумажная ткань 1889-1910-е. Фабрика Товарищества Эмиля Цинделя. Москва.
Хлопчатобумажная ткань 1889-1910-е. Фабрика Товарищества Эмиля Цинделя. Москва.

Видимо подобные хлопчатобумажные образцы использовали как обивочные. Для нарядов дамы предпочитали однотонные ткани.

Платье с шалью. Шёлк, вышитый тюль. 1910-е.
Платье с шалью. Шёлк, вышитый тюль. 1910-е. Киностудия им. Горького.

Марья Саввишна Морозова

Интерес вызывает и работа дочери Зинаиды и Саввы Морозовых Марьи Саввишны. Уцелело совсем немного её полотен. Представленная картина – подарок Зинаиде Григорьевне от дочери. Полотно хранится в музее Горки.

Долгое время считалось, что на панно изображены не розы, а пионы. Специально для выставки холст показали ботаникам и картина поменяла этикетку.
Прожила Марья Морозова недолго. Она погибла в 1934 году якобы от несчастного случая. От роду ей было 43 года. Последние годы она страдала от психического заболевания.

М.С.Морозова. Розы
М.С.Морозова. Розы 1916 г. Музей Горки.

По воспоминаниям современников Марья Саввишна была человеком “каким-то нелепым, немного блаженным и чересчур эмоциональным”.
Мария Морозова занималась искусствами, некоторое время посещала художественные мастерские в Абрамцево. Благодаря ей, в Горках появилась керамика и мебель из Абрамцева.

Мы показали лишь несколько предметов из множества редких экспонатов, представляющие интересы и вкусы хозяйки Горок.

Горки
На втором этаже террасы южного флигеля.

Усадьба Горки. Как добраться

Выставка проходит в южном флигеле усадьбы Горки. Вам нужно дойти до главного дома и войти в правый (если стоять лицом к усадьбе) флигель.
По понедельникам и вторникам музей закрыт. Выставка работает до 22 октября 2023 года со среды по воскресенье с 11:00 до 18:30.

Подмосковная усадьба Горки расположена в 12 километрах от МКАД. До территории музея ходят автобусы от метро Домодедовская. Номера автобусов – 466, 420, 496, 504, 505, 508, 512. До входа в парк нужно пройти около полутора километров.

От Павелецкого вокзала ходят электрички до станции Ленинская. На станции можно взять такси, так выйдет гораздо дешевле, чем от станции метро Домодедовская. В хорошую погоду можно и пешком дойти. Расстояние – 4 километра.

Если вы договоритесь с гидом, он вас заберёт из Москвы, проведёт экскурсию и доставит обратно.

***

Усадьба Горки — скрытая жемчужина Подмосковья.

***

Мы доехали до Горок на автомобиле. Рядом с главным входом устроена обширная бесплатная парковка. Вход на территорию усадьбы платный – 100 рублей.

Помните, что недалеко от Горок находится село Остров с уникальным шатровым храмом XVI века. Ещё один шатровый храм того же времени сохранился в селе Беседы. Все три достопримечательности можно посетить за один день. Не забывайте и про Николо-Угрешский монастырь. Он также считается архитектурно-исторической диковинкой юго-восточного Подмосковья.

Видео-версию статьи мы загрузили на наш канал в YouTube.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь