Михаил Врубель. “Демон”

0
750
Демон Врубеля.
Демон Врубеля.

“Демон” Врубеля. Три знаменитые картины, три врубелевских Демона хранятся в разных художественных музеях. “Демон сидящий” и “Демон поверженный” – это достояние Государственной Третьяковской галереи. “Летящий Демон” хранится в Русском музее. Едва ли не впервые картины собрали вместе на выставке Михаила Врубеля. Проходила она в конце 2021 – начале 2022 года в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Жителям Санкт-Петербурга повезло меньше. Им представили лишь двух “Демонов” Врубеля. “Демон сидящий” оказался невыездным.

демон Врубеля
Демон Врубеля. Зал на выставке.

«Демон сидящий», «Летящий Демон» и «Демон поверженный» составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь.

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею..

***

Подготовительные эскизы к работе надо образом Демона

На выставке зрителям дали возможность проследить, как менялся образ Демона. По представленным эскизам видна работа над анатомией тела, отдельно над головой, выражением лица, сменой настроения.

На эскизе фигуры для окончательного варианта картины виден необычный приём работы Врубеля над фигурой Демона. Посреди рисунка видна сохранившаяся складка. Чтобы менять пропорции фигуры мастер складывал бумагу гармошкой. Таким образом, тело можно было сделать длиннее и короче.

Демон поверженный. Эскиз фигуры для окончательного варианта картины
Демон поверженный. Эскиз фигуры для окончательного варианта картины. Коллекция Петра Авена.

Врубель опытным путём подбирал максимально выверенную форму тела. Мастер искал допустимые границы искажения человеческой фигуры. Так он добивался нечеловеческой выразительности при соблюдении человекоподобия.

Эти странности в рисунке Врубель считал необходимыми. Объяснял это желанием дальше уйти от природы, боялся реализма, слишком земного выражения духа.

Демон Врубеля

Впервые Врубель обратился к образу Демона в 1885 году. Уже тогда художник понимал, что обрел свою главную тему. Он предвидел, что именно «Демон” составит ему имя. Образ Демона сопровождал Врубеля всю жизнь. Герой появлялся во многих работах художника.

«Демон сидящий»

В 1890-м году в Москве Врубель написал своего первого живописного Демона. До этого он работал над графическими образами. Полотно называли «Демон сидящий». Это самый узнаваемый из всех Демонов художника. Скорее всего потому, что анатомически он самый простой.

Демон сидящий М.Врубеля
Демон сидящий М.Врубеля на выставке в ГТГ 2021 года.

К тому же, этот образ самый красивый физически. Демон для Врубеля ни в коем случае не воплощение зла. Сам он писал о своём герое так:

«Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…».

В фигуре “Демона сидящего” мастер воплощает мучительные раздумья и одиночество. Это человек на вершине мира. Возможно, он даже владеет этим миром. В то же время Демон совершенно одинок.

М.Врубель. Демон сидящий
М.Врубель. Демон сидящий. 1890 год, ГТГ, Москва.
Описание картины М.Врубеля “Демон сидящий”

Герой здесь находится в некоем загадочном пространстве. Он расположен очень близко к первому плану. Юный титан почти выходит за грань холста.

Мы не видим, куда направлен его взгляд. Смотрит ли он на горы или равнину, может быть на пропасть. Но фигура Демона необычайно могущественна. Даже физически ощущаешь его нечеловеческую силу в сгустке мышц на руках. Композиционно Врубель подчёркивает тесноту пространства вокруг героя. Он срезает верхнюю часть головы. Демону тесно в этом мире. Если он встанет, то разорвёт раму холста.

Демон Врубеля.
Демон Врубеля.

Сказочные цветы вокруг гения выложены наподобие мозаики. Нам непонятно, настоящие ли они, или это разноцветные кристаллы в виде цветов.
фрагмент полотна демон сидящий
Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы. Краски зыбки и изменчивы.

Демон сидящий. Фрагмент.
Демон сидящий. Фрагмент.

Величавая фигура Демона возникает среди вспышек и мерцаний света. Он плоть от плоти одухотворённой стихии, возникающей словно бурление и брожение остывающей магмы. В выражении лица Демона – тоскливый вопрос. В жесте заломленных рук – сила и бессилие.

Руки Демона сидящего. М.Врубель. Фрагмент.
Руки Демона сидящего. М.Врубель. Фрагмент.

Его фигура уподоблена сжатой пружине, обладающей невероятной силой, которая не находит выхода.

Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. В 1917 году его коллекцию национализировали и картину передали в Третьяковскую галерею.

“Летящий Демон”

«Летящего Демона» Врубель написал во время спокойного московского периода жизни. В 1896 году он сочетался счастливым браком с Надеждой Забелой.

М.Врубель. Портрет Н.И.Забелы-Врубель.
М.Врубель. Портрет Н.И.Забелы-Врубель, 1898 год. Фрагмент. ГТГ

У Врубеля появились постоянные заказчики. В это время мастер находился под покровительством Саввы Ивановича Мамонтова.

М.Врубель. Портрет С.И.Мамонтова.
М.Врубель. Портрет С.И.Мамонтова. 1897 год. Фрагмент. ГТГ

Но тема Демона оказалась столь важной для художника, что он снова вернулся к ней. Вернулся после того, как создал иллюстрации к книге Лермонтова. Казалось бы, демониада должна была его отпустить. Но нет, не отпускала.

На выставке собрали невероятное множество эскизов к «Демону поверженному».

Демон поверженный. Эскиз
М.Врубель. Демон поверженный. Эскиз-вариант композиции. Музей-заповедник “Абрамцево”.

А к «Летящему Демону» нет ни одного, ни единственного наброска. Возможно потому, что «Демон летящий» – это главный эскиз к «Демону поверженному». Или же мастер сразу писал набело своего летящего титана без предварительной проработки образа.

М.А.Врубель. Летящий Демон.
М.А.Врубель. Летящий Демон. 1899, ГРМ, Санкт-Петербург

Здесь Врубель начинает экспериментировать с анатомией тела. В движении героя угадываются живот и грудь, а также черная, как смоль, накидка. Все остальные части тела написаны скорее схематично, Можно лишь догадываться где находятся руки демона, а где крылья.
Выражение лица героя совершенно иное, чем у Демона сидящего. В глазах персонажа выражена ужасная, нечеловеческая тоска. Она не оставляет его даже в полёте.

М.Врубель. Летящий Демон
М.Врубель. Летящий Демон. Фрагмент

На полотне можно отчетливо определить некоторые предметы и очертания. Хорошо проглядываются горы, заснеженные вершины, серые каменные уступы и скалы.

Летящий Демон. Цвет и чувство

Врубель выбрал серо-коричневые и чёрные тона композиции. Общая атмосфера полотна тревожна, полна зловещего предчувствия. Демон как будто летит по узкому пространству, отведенному ему между небом и горами. Но он не может свободно взмахнуть крыльями.

М.А.Врубель. Летящий Демон. 1899,
М.А.Врубель. Летящий Демон. 1899, ГРМ, Санкт-Петербург

Зато на накидке падшего ангела хорошо прорисована каждая складочка, каждый изгиб. Герой опоясан резным металлическим поясом.
Демон летящий
Художник уравновешивает пейзаж фигурой Демона и устанавливает полную гармонию между серым однообразным горным пейзажем и темной грозной фигурой летящего над горами духа.

М.Врубель. Летящий демон
Демон Врубеля.

Врубель не закончил картину. Исследователи его творчества не могут объяснить почему. Возможно, это подтверждает версию о том, что «Летящий Демон» – лишь главный этап к Демону поверженному. Известно то, что примерно через год живописец вернулся к своему Демону, самому загадочному из трёх, «Демону поверженному».

“Демон поверженный”

Работа над «Демоном поверженным» полностью овладела Врубелем. Он начал писать его в 1902 году. Картина настолько опустошила мастера, что едва не стала его последней живописной работой.

М.Врубель. Демон поверженный
М.Врубель. Демон поверженный, 1902 год. Третьяковская галерея, Москва.

Над этой картиной Врубель работал беспрерывно. Обычно Михаил Александрович работал по 5-6 часов в день. Над «Демоном поверженным» он трудился по 12-14 часов. Днём подходил к форточке на несколько минут подышать свежим воздухом и вновь возвращался к холсту.

Чтобы усилить впечатление от Демона, Врубель ввел в краску бронзовые порошки. Ими он писал венец Демона, оперенье и верхушки гор. Мотив обречённости в «Демоне поверженном» слился в картине с идеей царственного великолепия, пряной экзотической силы.

М.Врубель. Демон поверженный
М.Врубель. Демон поверженный. Фрагментн

Врубель работал в маленькой мастерской. Там был только один источник света – мощная направленная лампа. В её свете бронзовые порошки давали необычное сияние. Из-за этого мерцания картина производила на посетителей мастерской невероятное потрясающее впечатление.

М.Врубель. Демон поверженный
М.Врубель. Демон поверженный. Фрагмент.

Врубель не успел завершить «Демона поверженного» к открытию выставки 36-и художников. Она состоялась в декабре 1902 года.

“Демон поверженный” на выставке 36 художников

Когда выставка уже работала, готовое полотно перенесли в зал и представили на экспозиции. Произошло невероятное. Свет в зале был совершенно иным, чем в мастерской художника. Все невероятные врубелевские краски совершенно погасли.

Тогда Врубель стал переделывать работу прямо на выставке. Он изменял выражение лица. Посетители говорили, что выражение Демона менялось на глазах. Один день оно было злым, в другой – красивым, потом – загадочным. У героя даже текли слёзы из глаз, а потом переставали.
М.Врубель. Демон поверженный
То есть, в течении выставки Врубель несколько раз переписывал работу.

Полотно купил Владимир фон Мекк. В его доме картина заняла удачное место с нужным освещением и Демон опять засиял. Но и здесь Врубель не успокоился. Он просил владельца разрешить ему ещё поработать над картиной. Фон Мекк не возражал. Но тактично уверил Михаила Александровича, что сюжет не нуждается в доработке.
Картина необычайно эффектна. Она была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались.

После «Демона поверженного» с Врубелем впервые случился душевный кризис. В апреле 1902 года художника впервые госпитализировали. Он оказался в лечебнице с симптомами острого психического расстройства. Но недуг через некоторое время отступил и дал мастеру время для творчества.

М.Врубель. Демон поверженный
М.Врубель. Демон поверженный. Третьяковская галерея, Москва.

Демон Врубеля в Третьяковской галерее

Напомню, что “Демон сидящий” и “Демон поверженный” находятся на постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье

“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.

Купить билет по номинальной цене музея (500 рублей на 2022 год) можно по ссылке:

Купить билет в Третьяковскую галерею по стоимости музея.

Случается, что на сайте музея на нужную вам дату все билеты распроданы. Тогда можно попытаться приобрести билет на портале “Sputnik”. За посредничество они берут 200 рублей “сверху”.

Билет в Третьяковскую галерею с комиссией посредника

Есть возможность купить билет вместе с аудиоэкскурсией (рекомендую). Слушала запись, очень понравилась.

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею..

Для демонстрации качества аудиогида прилагаю два видео-ролика. Один я записала е картине “Шестикрылый Серафим”. Полотно находится в собрании Русского музей Санкт-Петербурга.

Рассказ о “Принцессе Грёза” включён в аудиотур по Третьяковской галерее.

Для полноты картины предложу публикацию о картине Михаила Александровича Врубеля “Царевна-лебедь”.

Тему Демона Врубеля продолжим в публикации об иллюстрациях к изданию Лермонтова и об эскизах к “Демону поверженному”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь