Камин Врубеля. Майолика

0
242
Камин Врубеля Микула Селянинович и Вольга
Камин Врубеля "Микула Селянинович и Вольга".

Михаил Александрович Врубель блестяще владел всеми видами изобразительного искусства. Он не делал между ними различия по значимости. Александр Бенуа писал, что “Врубель одинаково хорош и в живописи, и в скульптуре…”

М.Врубель. Девушка в венке
М.Врубель. Девушка в венке. Майолика. около 1898 г. ГТГ

Свои майоликовые скульптуры Врубель создавал в имении Саввы Мамонтова в Абрамцево. Там он экспериментировал с глиной, с её составами. Художник убедился, что добавляя в глину разные минералы, можно получать после обжига самые неожиданные цвета. Врубелю очень нравилось экспериментировать с глиной. Его влекла непредсказуемость материала. Он никогда не знал, что в итоге получится.

Нарушим хронологию последовательности создания майоликовых и керамических образов и сразу рассмотрим знаменитый камин Врубеля.

Камин Врубеля “Микула Селянинович и Вольга”

Камин “Микула Селянинович и Вольга” – одно из уникальных произведений Михаила Врубеля. Над рисунком облицовки печи художник начал работать в 1898 году. Форма камина напоминает фасад сказочного дома с замысловатым фронтоном.

Камин Врубеля Микула Селянинович и Вольга
Камин Врубеля “Микула Селянинович и Вольга”.

Каждый фрагмент облицовки выполнен индивидуально. Техника поливных изразцов сложная и дорогая. Изразцы обычно изготавливают небольшого размера. У Михаила Александровича была возможность использовать крупные фигурные куски майолики. Подобно мозаике он сложил их в картину. Линии соединительных швов гармонично совпадали с линиями рисунков. Но поскольку фрагменты были крупными, по сырой глине мастер нанёс дополнительные борозды, имитирующие швы.

Камин Врубеля Микула Селянинович и Вольга
Камин Врубеля “Микула Селянинович и Вольга”. Фрагмент.

Для сюжета Врубель выбрал известный русский эпос новгородского цикла о двух богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче. В ней описывается встреча могучего русского пахаря Микулы с варяжским воином Вольгой. Врубель поместил образ Микулы в левой части камина.

Микула
Микула Селянинович. Камин Врубеля. Фрагмент.

Вольга изображён справа. Он настолько могуч и силён, что едва умещается в пространстве камина. Шлем его срезан правой аркой. Лицо вплетено в орнамент и выглядит частью узора.

Вольга
Вольга.

Существовало четыре варианта камина. Они отличаются цветом и некоторыми расхождениями в деталях рисунка. Первый экземпляр камина экспонировался на Всемирной выставке в Париже 1900 года и завоевал золотую медаль. К сожалению, его местонахождение неизвестно.

Камин из собрания Третьяковской галереи до 1965 года находился в одном из московских домов. Его долгое время использовали по прямому назначению, то есть топили дровами.

Камин Врубеля
Камин Врубеля. Фрагмент.

Египтянка

Одно из изображений женских головок Врубель назвал “египтянкой”. Он выполнил эту работу в 1891 году в Абрамцево.
О том, как возник замысел скульптуры, рассказывал художник Николай Адрианович Прахов (сын Эмилии и Адриана Праховых). Николай Адрианович вспоминал, что однажды, случайно войдя в столовую, Михаил Александрович застал момент, когда Веруша (Вера Саввична Мамонтова – “Девочка с персиками” 🙂 ) что-то шептала на ухо своей сестре.

“Подметив это с порога, Михаил Александрович воскликнул:
– Говорите все шепотом! Говорите шепотом! – я только что задумал одну вещь. Она будет называться – «Тайна».
Через день принес к вечернему чаю свою «Тайну», получившую название «Египтянки», не соответствующее замыслу автора».

Врубель. Египтянка
М.Врубель. Египтянка. 1891 год. ГТГ.

Михаил Александрович использовал три цвета для создания женской головки. В скульптуре преобладает темно-коричневый цвет. Жёлтый обруч с узлом в центре украшает голову. Бело-голубой шарф накинут на плечи.
Композиция сочетает гладкую блестящую поверхность лица и сложные изломы складок шарфа. Рот полуоткрыт и кажется, что девушка что-то шепчет. Веки, наполовину прикрывающие глаза, придают образу особую загадочность.

Образ “Египтянки” захватил Врубеля и он создал больше десяти версий женской головки. На фотографии ниже видно, что обруч на лбу “египтянки” не жёлтый, а голубой, немного отличается и выражение лица.

М.Врубель. Египтянка, 1891 г.

Ливийские львы

В абрамцевских мастерских Врубель много работал с керамикой.
Для ворот усадьбы Мамонтова в Москве мастер создал фигуры двух ливийских львов.

М.Врубель. Ливийский лев.
М.Врубель. Ливийский лев. Маска (горельеф). Майолика. 1891 г. ГТГ

В нашем представлении в первую очередь львы ассоциируются с гривой. А на этих скульптурах гривы нет. Врубель отсёк всё лишнее. Но при этом мы никогда не примем их за тигра, собаку или пантеру.

М.Врубель. Ливийский лев
М.Врубель. Ливийский лев с ворот усадьбы С.И.Мамонтова. Выполнен после 1899 года. ГТГ.

Не только камин Врубеля. Майолика. Скульптура Берендея

Опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка» с 1898 года шла на сцене частной оперы Саввы Мамонтова. Главную партию «Снегурочки» пела Надежда Забела-Врубель.
По мотивам оперы Михаил Александрович создал майоликовую сюиту, состоящую из пяти фигур. Впервые о своём замысле хужожник упомянул в 1898 году в письме композитору. В нём он сообщил, что в ближайшее время собирается посвятить себя “исключительно русскому сказочному роду”.

В образе Берендея Врубель воссоздал своеобразный портрет самого Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Берендей
Берендей

Портретное сходство для Врубеля было не столь важным. Он хотел передать духовный облик композитора. «Берендей» одет в дорогой узорчатый кафтан, рубаху и высокую шапку. В скульптуре тонко передана отрешенность, романтическая мечтательность, простота и доброта сказочного царя.

Берендей. Фрагмент.

Известно, что майоликовая скульптура «Мизгирь» – это автопортрет Врубеля. Она всегда вызывает недоумение зрителя своей угловатостью и некоей незаконченностью.

М.Врубель. Мизгирь.
М.Врубель. Мизгирь.

Тёмно-коричневая полива с металлическим блеском ещё более усиливает выразительность образа.

М.Врубель. Мизгирь.
М.Врубель. Мизгирь. Фрагмент.

Фигуры Берендея, Купавы, Мизгиря задуманы были художником как единая группа, общая поэтическая сказочная поэма. Слева должна была стоять несчастная, оскорблённая Купава.

М.Врубель. Купава.
М.Врубель. Купава.

В центре — мудрый старец Берендей, то есть Римский-Корсаков. Справа — гордый, самоуверенный Мизгирь, автопортрет художника.

Также сохранились фигуры Весны и Леля.
Весна. 1898-99 гг. ГТГ.

Лель.
Лель.

К счастью, уцелел и сценический костюм Снегурочки. Мастер выбрал необычную технику, рельефно изобразил покрой волшебной шубы из неведомого материала. Для основы ткани Врубель использовал бархат.

Костюм Снегурочки для Н.И.Забелы-Врубель в опере Н.А.Римского-Корсакова
Костюм Снегурочки для Н.И.Забелы-Врубель в опере Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка”. 1905. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Костюм выполнен в 1905 году по акварели Врубеля.

Врубель. Снегурочка
М.Врубель. Снегурочка. Рязанский областной художественный музей им.И.П.Пожалостина

Врубель. Майолика. Образы оперы “Садко”

Намерение Михаила Врубеля “посвятить себя исключительно русскому сказочному роду” не было мимолетным порывом. С той памятной зимы 1898 года мастер творит под непрестанным воздействием оперной музыки Римского-Корсакова. «Садко» Михаил Врубель слушал около девяноста раз.

Врубель. Майолика Образы оперы "Садко"
Врубель. Образы оперы “Садко”

Для оперы «Садко» Врубель создал эскизы костюмов. Он участвовал в росписи декораций сцены «Подводное царство». В это же время Врубель задумал скульптурные изображения главных персонажей в майолике.

Персонажи оперы Римского-Корсакова Садко
Персонажи оперы Римского-Корсакова “Садко”.

Он создал цикл произведений: «Морской царь»,

М.Врубель. Морской царь. Майолика.
М.Врубель. Морской царь. Майолика. 1899-1900 гг. Абрамцевская гончарная мастерская. Музей-заповедник “Абрамцево”.

«Садко», «Садко, играющий на гуслях», «Волхова»

Волхова.
Волхова.

и «Морская царевна».

Морская царевна
Морская царевна. Майлолика. 1899 г. ГТГ.

Выразительна скульптура «Садко, играющий на гуслях». Образ Садко представлен поэтичным и одновременно мужественным. Черты лица персонажа имеют некоторое сходство с обликом первого исполнителя партии Садко в постановке Русской частной оперы. Врубель запечатлел певца в сценическом костюме Садко.

Садко, играющий на гуслях.
Садко, играющий на гуслях. Морской царь

Невероятно красивы круглые барельефы «Морской царь».

Морской царь.
Морской царь.
Морской царь
Морской царь

В нескольких фигурах Волховы угадываются черты Надежды Забеллы.

Волхова.
Морская царевна (слева). Волхова – 2 скульптуры в центре и справа..

С портрета Забелы-Врубель в образе царевны Волховы начинается особый жанр, родившейся на границе двух миров, в которых существовал художник: настоящего и театрального, реального и фантастического.
Художник не просто писал костюмированные портреты и наделял портретными чертами свои майоликовые “фигуринки”, исполненные по мотивам опер. Мастер создавал необычных существ с особой “сказочной” анатомией.

Роберт и монахини

Композиция «Роберт и монахини» Врубель создал на сюжет из оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол».

Роберт и монахини. М.Врубель.
М.Врубель. Роберт и монахини. Многофигурная композиция, 1896 г.

Мастер выполнил иллюстрацию к одной из сцен оперы. Он выбрал момент, когда духи зла в облике монахинь увлекают Роберта в подземелье. Скульптура изображает пляску призраков.

Врубель добивался единства всей композиции. Он лепил бурную игру складок, развивающиеся одежды. Фигуры сливаются в единое целое и олицетворяют дьявольское наваждение. Взгляните внимательно на лицо Роберта, оно автопортретно.

Роберт. М.Врубель

А в облике одной из монахинь угадываются черты Забелы.

Роберт и монахини
Роберт и монахини. Фрагмент.

Бронзовая скульптура «Роберт и монахини» отлита автором по рабочей гипсовой модели, хранящейся в Третьяковской галерее.

Скульптурная группа предполагалась как декорация фонаря у подножия лестницы особняка Морозовых, для которого Врубель написал панно «Утро». Об этой работе расскажем в отдельной публикации.

***

Камин “Микула Селянинович и Вольга” находится на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее в зале, посвящённом творчеству М.А.Врубеля. Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье

“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.

Лучше приобрести билет в музей вместе а с аудиогидом.

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.

О качестве записи и текста вы можете судить по небольшому видео-рассказу о камине.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь