
“Пальмы и розы Зинаиды Морозовой” – под таким названием до 22 октября 2023 года в подмосковной усадьбе Горки проходит интересная выставка.

Показ остался бы без нашего внимания, если бы не куратор выставки. Мы давно следим за публикациями журналистки и блогера Софьи Андреевны Багдасаровой, читали её книгу. Поэтому не могли пропустить временную экспозицию, собранную уважаемым искусствоведом и посвящённую вкусам и трудам З.Г.Морозовой.
Зинаида Григорьевна Морозова стала последней владелицей дома и обширных земельных угодий усадьбы Горки.
***
Усадьба Горки — скрытая жемчужина Подмосковья.
***
В этой заметке я покажу несколько экспонатов выставки. Но без вступления не обойтись.
Пальмы и розы Зинаиды Морозовой. Частный взгляд
Выставка “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой” нам очень понравилась. Чем?
✅ Местоположением. Выставка стала отличным поводом побывать в Горках.
✅ Подбором удивительных артефактов. Они очень красивы, разнообразны и относятся к концу XIX – началу XX века – самому любимому нами времени в искусстве.

Ярославский художественный музей.
✅ Камерностью и полнотой. С одной стороны, выставка совсем небольшая. С другой – она совершенно достаточная и не оставляет чувства недосмотренности.
✅ Информационной составляющей выставки. Каждый раздел сопровождают подробные описания. У посетителей есть возможность прочитать об экспонатах и их роли на экспозиции.
✅ Атмосферой выставки. Даже в воскресный день кроме нас по залам бродила ещё одна семья. Мы не сговариваясь разошлись по разным залам и не мешали друг другу. Нам даже показалось, что артефакты собрали специально для нас. Дело оставалось за малым – внимательно их рассмотреть и восхититься красотой.
✅ Все экспонаты точно соответствуют цветочной теме выставки и взгляду Зинаиды Морозовой на убранство интерьера и на модные веяния времени.

О Зинаиде Григорьевне Морозовой
Зинаида Григорьевна Зимина родилась в фабричном селе Зуево (Орехово-Зуево) в 1867 году. На её счету три замужества и два развода. Второй супруг, Савва Тимофеевич Морозов оставил её вдовой. Четверо детей Морозовой родились от второго брака.
В третий раз Морозова вышла замуж за Анатолия Анатольевича Рейнбота. Друзья и знакомые недоумевали и говорили о том, что Зинаида Григорьевна от этого брака больше потеряла, чем выиграла.

Отношения супругов были сложными и в 1916 году они расстались. Тем не менее, Рейнбот хлопотал о дворянстве жены и получил разрешение. Морозова стала Резвóй. Ту же фамилию взял и Анатолий Анатольевич. Многие дворяне с немецкими корнями после начала Первой мировой войны взяли фамилии русских предков.
Продав роскошный особняк на Спиридоновке, супруги поселились в Горках. Зинаида Григорьевна со всей страстью отдалась разведению сада и цветника и преуспела в этом. Её цветы продавались во множестве цветочных магазинов первопрестольной.
После революции купчиха-миллионщица потеряла всё своё состояние. Жила тем, что продавала жалкие остатки ценностей, которые удалось утаить от конфискации. Уехав из Москвы в село Ильинское, З.Г.Морозова скончалась в 1947 году на 80-м году жизни.
Нам же предоставили возможность взглянуть на вкусы и обычаи обитательницы усадьбы, полюбоваться, как в убранстве интерьеров Зинаида Григорьевна выражала любовь к цветам. Она воплощала свою страсть не только в цветоводстве, но и окружая себе предметами на тему флоры.
“…ее всю жизнь окружали цветы: в своих оранжереях она создавала прекрасный мир, родственный флореальным темам эпохи модерна”
“Пальмы и розы Зинаиды Морозовой”. Экспонаты первого этажа
Все экспонаты на выставке “Пальмы и розы” объединены цветочной темой. В залах царствует Её Величество Флора. Французская художница Аликс Дюваль изобразила некую даму в образе Флоры. Возможно, портрет происходит из морозовской усадьбы, потому что хранится в музее Горки.

Картину Станислава Жуковского “Интерьер комнаты” начала ХХ века привезли из Музея русского импрессионизма. Я с радостью узнала знакомый экспонат на “Пальмах и розах”. Один из будуаров героини выставки вполне мог выглядеть так, как изобразил С.Жуковский. Обратите внимание, что в небольшом уголке интерьера поместились целых три вазы с цветами. А в распахнутое окно виден сельский пейзаж.

Нам понравилось разнообразие экспонатов. На выставку привезли различные произведения искусства – живопись, скульптуру, фарфор, бытовые предметы, немного мебели. Два усадебных кресла обиты тканью с цветочными мотивами.

Интересен фарфор. Две парные вазы в стиле второго рококо стоит рассмотреть с обеих сторон. Их рисунок не повторяется.

На верхнюю часть декоративного блюда с букетом цветов нанесён вензель Морозовых и надпись “Отъ Общества служащихъ харчевой лавки”. Надпись поместили на золотую ленту в нижней части блюда. Сделана тарель в Дулёво на заводе Товарищества М.С.Кузнецова в конце XIX века.

Любопытна витрина со стеклянными флаконами для духов. Один из них украшен репродукцией Моны Лизы. Видимо, в начале XX века знаменитую картину Леонардо да Винчи уже стали тиражировать.

Экспонаты второго этажа не выставке “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой”.
Экспозиция второго этажа нам показалась богаче и интереснее. В Горки приехали работы прославленных мастеров – В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля.
Внимание привлёк небольшой пейзаж с кувшинками Елены Поленовой. На ум сразу пришло Живерни Абрамцево, где С.И.Мамонтов собирал талантливую молодёжь.

В мастерской Абрамцево Михаил Александрович Врубель проводил свои гончарные эксперименты.
Сюжет изразца “Павлин” навеян допетровскими книжными миниатюрами, где павлин – райская птица, олицетворяющая бессмертие.

Большой интерес вызвало панно в русском стиле. Авторство Марии Якунчиковой стоит под вопросом.

Панно выполнено в технике вышивки и аппликации. Храмы в правой части композиции вышиты мельчайшими стежками тончайшей нитью.

Работа, где авторство М.Якунчиковой не вызывает сомнений, называется “Аллея с каштанами”. Художница выполнила его в технике резьбы по дереву и дополнила письмом масляными красками.

Пейзаж в подобной технике мы видели на выставке “После импрессионизма”.
Полотно К.Коровина “Розы на фоне моря” приехало из Ярославля. К Зинаиде Григорьевне натюрморт отношения не имеет, написан в 20-е – 30-е годы прошлого века. Но тема картины отлично вписывается в идею выставки “Пальмы и розы”. Тем более, что Константина Коровина называли главным русским певцом роз.

В посвящённый стилю модерн зал поместили несколько женских портретов из частных коллекций. Женщины модерна уподоблялись цветку. Они прекрасны и столь же хрупки.
Изящный женский портрет из частной коллекции сочли работой Валентина Серова.

Собрание Валерия Набокова-Алексеева.
Вазы и ткани
Две вазы в стиле модерн резко отличаются от тех, что мы видели на первом этаже. Обе находятся на постоянной экспозиции в Горках. Сделаны вазы в Европе на рубеже веков. Левую с каллами произвели в Дании, её выполнили на фабрике Бинг-Грендаль.

Правая с двумя ручками – голландская работа начала XX века.
***
Тема вазы продолжается в натюрморте Герасима Эфроса.

Собрание Галеев-Галереи, Москва.
Панно Петра Петровичева “Синяя гамма” сохранилось от собрания живописи морозовской усадьбы Горки. В эпоху модерна живописцы обратили внимание на незатейливые дикорастущие цветы. Флоксы, которые, скорее всего, изобразил художник, не относятся к диким. Но они многолетние, не требуют тщательного ухода. Соцветия флокс разрастаются и превращают занятый ими уголок сада в многоцветный ковёр.

Музей-заповедник Горки.
Выставку “Пальмы и розы Зинаиды Морозовой удачно дополняют рисунки тканей. Образцы с цветочными композициями и орнаментами предоставил музей текстильного университета им. А.В.Косыгина.

Видимо подобные хлопчатобумажные образцы использовали как обивочные. Для нарядов дамы предпочитали однотонные ткани.

Марья Саввишна Морозова
Интерес вызывает и работа дочери Зинаиды и Саввы Морозовых Марьи Саввишны. Уцелело совсем немного её полотен. Представленная картина – подарок Зинаиде Григорьевне от дочери. Полотно хранится в музее Горки.
Долгое время считалось, что на панно изображены не розы, а пионы. Специально для выставки холст показали ботаникам и картина поменяла этикетку.
Прожила Марья Морозова недолго. Она погибла в 1934 году якобы от несчастного случая. От роду ей было 43 года. Последние годы она страдала от психического заболевания.

По воспоминаниям современников Марья Саввишна была человеком “каким-то нелепым, немного блаженным и чересчур эмоциональным”.
Мария Морозова занималась искусствами, некоторое время посещала художественные мастерские в Абрамцево. Благодаря ей, в Горках появилась керамика и мебель из Абрамцева.
Мы показали лишь несколько предметов из множества редких экспонатов, представляющие интересы и вкусы хозяйки Горок.

Усадьба Горки. Как добраться
Выставка проходит в южном флигеле усадьбы Горки. Вам нужно дойти до главного дома и войти в правый (если стоять лицом к усадьбе) флигель.
По понедельникам и вторникам музей закрыт. Выставка работает до 22 октября 2023 года со среды по воскресенье с 11:00 до 18:30.
Подмосковная усадьба Горки расположена в 12 километрах от МКАД. До территории музея ходят автобусы от метро Домодедовская. Номера автобусов – 466, 420, 496, 504, 505, 508, 512. До входа в парк нужно пройти около полутора километров.
От Павелецкого вокзала ходят электрички до станции Ленинская. На станции можно взять такси, так выйдет гораздо дешевле, чем от станции метро Домодедовская. В хорошую погоду можно и пешком дойти. Расстояние – 4 километра.
Если вы договоритесь с гидом, он вас заберёт из Москвы, проведёт экскурсию и доставит обратно.
***
Усадьба Горки — скрытая жемчужина Подмосковья.
***
Мы доехали до Горок на автомобиле. Рядом с главным входом устроена обширная бесплатная парковка. Вход на территорию усадьбы платный – 100 рублей.
Помните, что недалеко от Горок находится село Остров с уникальным шатровым храмом XVI века. Ещё один шатровый храм того же времени сохранился в селе Беседы. Все три достопримечательности можно посетить за один день. Не забывайте и про Николо-Угрешский монастырь. Он также считается архитектурно-исторической диковинкой юго-восточного Подмосковья.
Видео-версию статьи мы загрузили на наш канал в YouTube.