От мифа к символу

0
691
Б.Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель.
Б.Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель. 1950-е. Частная коллекция.

«Ars Sacra nova. От мифа к символу…» – так называется выставка в Доме русского зарубежья, которая продлится до 15 сентября 2024 года. Латинское выражение “Ars Sacra nova” буквально переводится как священное новое искусство. Но куратор Любовь Леонидовна Агафонова объясняет, что “Ars nova” означает  «новую технику». “Sacra” несёт прямой смысл –  сакральное, священное. Термин относится к искусству так называемого «Второго авангарда», когда художники переосмысливали русское средневековое искусство и, опираясь на него, создавали свои “мифы и символы”.

Михаил Нестеров. Святая Варвара.
Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1936. Коллекция семьи Коньковых.

На выставке представлены произведения художников, выполненные в период с последнего десятилетия XIX века до первой трети XX столетия. Несколько работ представляют школу середины прошлого века.

Выставка проходит в Доме русского зарубежья, потому что многие работы создавались в эмиграции. На временную экспозицию картины предоставили частные коллекционеры и Российский национальный музей музыки.

О чём рассказывает выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу…»

В самом начале XX столетия в России возникло множество художественных объединений. На сцену искусства вышли русские авангардисты. Параллельно создавали свои произведения приверженцы символизма. Мастеров вдохновляли исторические события, жизнеописания русских святых, которые часто упоминались в народных и литературных произведениях.

Леонид Браиловский. Пётр и Феврония
Леонид Браиловский. Пётр и Феврония. 1920-е. Частная коллекция.

Живописцы искали сюжеты в событиях давней истории, причём нередко идеализировали его. Они черпали темы в надмирном, горнем, откуда человек ждёт помощи и надеется на заступничество. Мастеров привлекали невиданные восточные пейзажи и легендарные святыни. Сказка, миф, предание, мечта, библейские сказания – все эти темы появлялись на полотнах. Многие видели ответы на духовные искания и идеалы времени в возвращении к христианским и истинно народным истокам.

Раиса Флоренская. Блудный сын
Раиса Флоренская. Блудный сын. Коллекция семьи Флоренских.

На временной экспозиции представлены работы прославленных Ивана Билибина, братьев Васнецовых, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Павла Корина, Михаила Нестерова, Алексея Щусева, Андрея Рябушкина. Среди не столь известных художников посетителям представлены творения Леонида Браиловского, Александры Коноваловой, Клавдия Лебедева, Бориса Смирнова-Русецкого, Дмитрия Стеллецкого, Василия Чекрыгина.

Н.Рерих. Уходящий век
Н.Рерих. Уходящий век. 1910-е. Коллекция семьи Липницких.

Некоторые мастера стали для нас настоящим открытием. О них мы подробнее упомянем в статье. Но начнём с отзыва о выставке, с наших личных впечатлений.

От мифа к символу. Отзыв. Личные впечатления от выставки

В прошлом году в этом же выставочном зале куратор выставки Любовь Агафонова воплотила замечательную идею под названием “От розы к лучу”. Проект “От мифа к символу” оказался ещё более интересным и масштабным.

Ars Sacra nova. От мифа к символу
На выставке «Ars Sacra nova. От мифа к символу…»

Авторы сайта синхронно выдохнули: “Ого”, едва только вошли в выставочное пространство. В затемнённном зале нас действительно ожидали сказка, миф, символ, “дела давно минувших дней”.

Дмитрий Стеллецкий. Сирин
Дмитрий Стеллецкий. Сирин. 1910-е. Частная коллекция.

Работы малоизвестных мастеров соседствовали с картинами именитых живописцев и не уступали им по силе воздействия на зрителя. Мы с изумлением переходили от полотна к полотну, узнавали прославленных, с восторгом читали этикетки и запоминали имена впервые увиденных мастеров, восхищаясь их работами.

Василий Чекрыгин. Воскрешение мёртвых
Василий Чекрыгин. Воскрешение мёртвых. 1920. Коллекция В.А.Дудакова.

Заявленной теме соответствовали все представленные картины, одна дополняла другую, продолжала или развивала повествование “от мифа к символу”.

М.Нестеров. Поклонение Волхвов.
М.Нестеров. Поклонение волхвов. 1890-е. Коллекция семьи Коньковых.

Великолепно продумано оформление стендов. По верху пустили декоративный фриз с изображением былинных птиц Сирина и Алконоста. Последний считается воплощением радости.

От мифа к символу
От мифа к символу – оформление стенда выставки.

Несмотря на насыщенность, выставка получилась камерная. Вам не потребуется много времени чтобы ею насладиться сполна. В этом заключается очарование небольших выставок – посетителям хватает запала и сил уделить внимание каждому экспонату, восхититься, сравнить с виденными ранее работами, удивиться новым именам.

Аполлинарий Васнецов. Площадь в Китеже
Аполлинарий Васнецов. Площадь в Китеже. Эскиз декорации к кантате “Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре”. 1903. Российский национальный музей музыки.

Наши впечатления о выставке оказались самыми восторженными. Оцениваем её на 5+++ и непременно советуем посетить.

Известные имена

Несколько работ Михаила Нестерова, Николая Рериха, Аполлинария Васнецова мы показали выше. Остаётся только гадать, каким образом в 1933 году появилось полотно Михаила Васильевича Нестерова “Отцы-пустынники и жёны непорочны”.

М.Нестеров. Отцы-пустынники и жёны непорочны
М.Нестеров. Отцы-пустынники и жёны непорочны. 1933 год. Коллекция Российского национального музея музыки.

К моей вящей радости я увидела незнакомое творение Натальи Сергеевны Гончаровой из частной коллекции.

Н.Гончарова. Рождество Богородицы.
Н.Гончарова. Рождество Богородицы. 1909-1910. Частная коллекция.

Из коллекции М.В.Сеславинского привезли иллюстрацию Ивана Билибина к французскому сборнику “Сказки избы”. Горыныч у Билибина получился девятиглавым драконом.

И. Билибин. Бой со Змеем Горынычем
И. Билибин. Бой со Змеем Горынычем. 1931 г.

Александра Коновалова

Для широкой публики имя Александры Коноваловой совсем не известно. Интересоваться художницей стали совсем недавно.

Два разных сайта указывают разные годы жизни А.С.Коноваловой. Artchive настаивает на 1883-1969. Грамотная статья в liveinternet (liveinternet.ru/users/lidiasmirnova/post471750533/) даёт другие даты – 1889 – 1952. Александра Сергеевна Коновалова – московская художница, представительница модерна. Она училась у Михаила Врубеля, вдохновлялась произведениями Виктора Борисова-Мусатова. Врубелевская манера Коноваловой прослеживается в её ранних работах.

А.Коновалова. Ангел в облаках
А.Коновалова. Ангел в облаках. 1907 г. Частная коллекция.

Резкость изображения, мотивы произведений выдают ученицу Врубеля, ведь она выполняла черновую работу при создании художником его знаменитых декоративных панно.

Гонения 30-х годов Александра Коновалова переждала… на Чукотке. Затем вернулась в Москву, где жила до последних дней, преподавала и создавала свои произведения.

А.Коновалова. Хоровод у реки
А.Коновалова. Хоровод у реки. 1910-е. Частная коллекция.

Сейчас известно около 80 работ Александры Сергеевны Коноваловой, все они выполнены в технике акварели. В 2016 году прошла выставка её работ под названием «Александра Коновалова. Возвращение». Акварели Коноваловой включают в экспозиции временных показов посвящённых модерну, символизму, произведениям мастеров первой половины XX века.

Андрей Рябушкин

Чрезвычайно талантливый художник Андрей Петрович Рябушкин оставил великолепное наследие. Некоторые его работы находятся в собрании Третьяковской галереи. На выставке представлен эскиз “В экстазе”. Мастер великолепно передал чувства людей, узревших чудо.

А.Рябушкин В экстазе
А.Рябушкин В экстазе. Эскиз росписи храма. Коллекция семьи Коньковых.

Графическая работа “Выезд русского боярина к заутрене” поразила необычайно тонкой проработкой деталей и свето-тени. Имея в руках тушь, чернила и белила мастер создал совершенно живой образ жанровой сцены из истории русской знати.

Андрей Рябушкин. Выезд русского боярина к заутрене.
Андрей Рябушкин. Выезд русского боярина к заутрене. 1892 г. Коллекция семьи Коньковых.

Клавдий Лебедев

Такой же тщательной прорисовкой деталей со всеми мельчайшими подробностями отличаются графические сюжеты Клавдия Лебедева.

Клавдий Лебедеа. Святой Стефан Пермский увлекает за собой в огонь зырянского волхва Пама
Клавдий Лебедев. Святой Стефан Пермский увлекает за собой в огонь зырянского волхва Пама. 1893 год. Коллекция семьи Коньковых.
Клавдий Лебедев. Поляки выгоняют боярынь из Кремля.
Клавдий Лебедев. Поляки выгоняют боярынь из Кремля. 1897 год. Коллекция семьи Коньковых.

Клавдий Васильевич Лебедев (1852 – 1916) – московский художник, иконописец, иллюстратор, член общества передвижников. Много лет мастер преподавал в Строгановском училище.

Борис Смирнов-Русецкий

Ещё одно имя художника, работы которого мы встретили впервые – Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Профессиональным художником он не был, закончил инженерно-экономический, а затем металлургический институт и работал по специальности. Ещё в 1926 году Смирнов-Русецкий встретился с Николаем Рерихом. Эта встреча послужила поводом для обвинения Бориса Алексеевича в “антисоветской пропаганде” и связи с эмигрантом Рерихом. Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года Смирнова-Русецкого арестовали и присудили десять лет исправительно-трудовых лагерей. Срок отбыл от звонка до звонка и до 1954 года находился в ссылке. Процитируем три представленные на выставке “космические” полотна мастера.

Б.Смирнов-Русецкий. В горном Ашраме.
Б.Смирнов-Русецкий. В горном Ашраме. 1928 г. Частная коллекция.
Б.Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель.
Б.Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель. 1950-е. Частная коллекция.
Б.Смирнов-Русецкий
Б.Смирнов-Русецкий. Атлантида. 1950-е. Частная коллекция.

Борис Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса

Имя Бориса Анисфельда мы запомнили на выставке коллекции Пермского художественного музея “От иконы к авангарду” в Третьяковской галерее.

Б.Анисфельд. Летний вечер. Меланхолия.
Б.Анисфельд. Летний вечер. Меланхолия. 1910-1911 год. Пермская художественная галерея.

В этот раз художник поразил работой 1946 года “Четыре всадника Апокалипсиса”.

Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса
Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1946 год. Частная коллекция.

Сюжет может трактоваться как иллюстрация к Священному писанию, но… Под копытами четырёх всадников из “Откровения Иоанна Богослова” появляются… танки.

От мифа к символу.
Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. Фрагмент. От мифа к символу.

По всей видимости, ужасы Второй Мировой войны мастер ассоциировал с бедствиями, описанными в Библии. Работа чрезвычайно сильная, с явным философским подтекстом и предупреждением человечеству.

В кратком обзоре мы обозначили несколько выдающихся работ, показанных на выставке “От модерна к символизму” по своему выбору. Выставка достойная! Незабываемые впечатления от её посещения мы гарантируем.

Дом русского зарубежья. Посетителю на заметку

Выставка “«Ars Sacra nova. От мифа к символу…»” работает до 15 сентября 2024 года.

Адрес: Нижняя Радищевская улица, д.2
Дом русского зарубежья находится в трёх минутах ходьбы от станции метро Таганская кольцевая.

Билет на выставку “От мифа к символу” стоит 250 рублей. Билеты можно купить на сайте музея или в кассе в день посещения.

Дом русского зарубежья открыт ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 19.00 часов, по четвергам и субботам работает до 21 часа.

Огромная благодарность Дому русского зарубежья за возможность познакомиться с блестящей подборкой неизвестных картин известных авторов и открыть незнакомые имена.

Наших дорогих читателей мы приглашаем на авторские экскурсии:

В храм Христа Спасителя.

Экскурсия с личным гидом в храм Христа Спасителя.

На Красную площадь.

Экскурсия с личным гидом по Красной площади и близлежащим достопримечательностям.

В храм Василия Блаженного.

Аудиоэкскурсия по лабиринтам храма Василия Блаженного.

В Кремль.

Московский Кремль с другого ракурса. Семейный тур: от мала до велика от WeGoTrip. Билеты включены в стоимость экскурсии.

Третьяковскую галерею.

Аудиотур по шедеврам Третьяковской галереи. Билеты включены в стоимость экскурсии.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь