«Ars Sacra nova. От мифа к символу…» – так называется выставка в Доме русского зарубежья, которая продлится до 15 сентября 2024 года. Латинское выражение “Ars Sacra nova” буквально переводится как священное новое искусство. Но куратор Любовь Леонидовна Агафонова объясняет, что “Ars nova” означает «новую технику». “Sacra” несёт прямой смысл – сакральное, священное. Термин относится к искусству так называемого «Второго авангарда», когда художники переосмысливали русское средневековое искусство и, опираясь на него, создавали свои “мифы и символы”.
На выставке представлены произведения художников, выполненные в период с последнего десятилетия XIX века до первой трети XX столетия. Несколько работ представляют школу середины прошлого века.
Выставка проходит в Доме русского зарубежья, потому что многие работы создавались в эмиграции. На временную экспозицию картины предоставили частные коллекционеры и Российский национальный музей музыки.
О чём рассказывает выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу…»
В самом начале XX столетия в России возникло множество художественных объединений. На сцену искусства вышли русские авангардисты. Параллельно создавали свои произведения приверженцы символизма. Мастеров вдохновляли исторические события, жизнеописания русских святых, которые часто упоминались в народных и литературных произведениях.
Живописцы искали сюжеты в событиях давней истории, причём нередко идеализировали его. Они черпали темы в надмирном, горнем, откуда человек ждёт помощи и надеется на заступничество. Мастеров привлекали невиданные восточные пейзажи и легендарные святыни. Сказка, миф, предание, мечта, библейские сказания – все эти темы появлялись на полотнах. Многие видели ответы на духовные искания и идеалы времени в возвращении к христианским и истинно народным истокам.
На временной экспозиции представлены работы прославленных Ивана Билибина, братьев Васнецовых, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Павла Корина, Михаила Нестерова, Алексея Щусева, Андрея Рябушкина. Среди не столь известных художников посетителям представлены творения Леонида Браиловского, Александры Коноваловой, Клавдия Лебедева, Бориса Смирнова-Русецкого, Дмитрия Стеллецкого, Василия Чекрыгина.
Некоторые мастера стали для нас настоящим открытием. О них мы подробнее упомянем в статье. Но начнём с отзыва о выставке, с наших личных впечатлений.
От мифа к символу. Отзыв. Личные впечатления от выставки
В прошлом году в этом же выставочном зале куратор выставки Любовь Агафонова воплотила замечательную идею под названием “От розы к лучу”. Проект “От мифа к символу” оказался ещё более интересным и масштабным.
Авторы сайта синхронно выдохнули: “Ого”, едва только вошли в выставочное пространство. В затемнённном зале нас действительно ожидали сказка, миф, символ, “дела давно минувших дней”.
Работы малоизвестных мастеров соседствовали с картинами именитых живописцев и не уступали им по силе воздействия на зрителя. Мы с изумлением переходили от полотна к полотну, узнавали прославленных, с восторгом читали этикетки и запоминали имена впервые увиденных мастеров, восхищаясь их работами.
Заявленной теме соответствовали все представленные картины, одна дополняла другую, продолжала или развивала повествование “от мифа к символу”.
Великолепно продумано оформление стендов. По верху пустили декоративный фриз с изображением былинных птиц Сирина и Алконоста. Последний считается воплощением радости.
Несмотря на насыщенность, выставка получилась камерная. Вам не потребуется много времени чтобы ею насладиться сполна. В этом заключается очарование небольших выставок – посетителям хватает запала и сил уделить внимание каждому экспонату, восхититься, сравнить с виденными ранее работами, удивиться новым именам.
Наши впечатления о выставке оказались самыми восторженными. Оцениваем её на 5+++ и непременно советуем посетить.
Известные имена
Несколько работ Михаила Нестерова, Николая Рериха, Аполлинария Васнецова мы показали выше. Остаётся только гадать, каким образом в 1933 году появилось полотно Михаила Васильевича Нестерова “Отцы-пустынники и жёны непорочны”.
К моей вящей радости я увидела незнакомое творение Натальи Сергеевны Гончаровой из частной коллекции.
Из коллекции М.В.Сеславинского привезли иллюстрацию Ивана Билибина к французскому сборнику “Сказки избы”. Горыныч у Билибина получился девятиглавым драконом.
Александра Коновалова
Для широкой публики имя Александры Коноваловой совсем не известно. Интересоваться художницей стали совсем недавно.
Два разных сайта указывают разные годы жизни А.С.Коноваловой. Artchive настаивает на 1883-1969. Грамотная статья в liveinternet (liveinternet.ru/users/lidiasmirnova/post471750533/) даёт другие даты – 1889 – 1952. Александра Сергеевна Коновалова – московская художница, представительница модерна. Она училась у Михаила Врубеля, вдохновлялась произведениями Виктора Борисова-Мусатова. Врубелевская манера Коноваловой прослеживается в её ранних работах.
Резкость изображения, мотивы произведений выдают ученицу Врубеля, ведь она выполняла черновую работу при создании художником его знаменитых декоративных панно.
Гонения 30-х годов Александра Коновалова переждала… на Чукотке. Затем вернулась в Москву, где жила до последних дней, преподавала и создавала свои произведения.
Сейчас известно около 80 работ Александры Сергеевны Коноваловой, все они выполнены в технике акварели. В 2016 году прошла выставка её работ под названием «Александра Коновалова. Возвращение». Акварели Коноваловой включают в экспозиции временных показов посвящённых модерну, символизму, произведениям мастеров первой половины XX века.
Андрей Рябушкин
Чрезвычайно талантливый художник Андрей Петрович Рябушкин оставил великолепное наследие. Некоторые его работы находятся в собрании Третьяковской галереи. На выставке представлен эскиз “В экстазе”. Мастер великолепно передал чувства людей, узревших чудо.
Графическая работа “Выезд русского боярина к заутрене” поразила необычайно тонкой проработкой деталей и свето-тени. Имея в руках тушь, чернила и белила мастер создал совершенно живой образ жанровой сцены из истории русской знати.
Клавдий Лебедев
Такой же тщательной прорисовкой деталей со всеми мельчайшими подробностями отличаются графические сюжеты Клавдия Лебедева.
Клавдий Васильевич Лебедев (1852 – 1916) – московский художник, иконописец, иллюстратор, член общества передвижников. Много лет мастер преподавал в Строгановском училище.
Борис Смирнов-Русецкий
Ещё одно имя художника, работы которого мы встретили впервые – Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Профессиональным художником он не был, закончил инженерно-экономический, а затем металлургический институт и работал по специальности. Ещё в 1926 году Смирнов-Русецкий встретился с Николаем Рерихом. Эта встреча послужила поводом для обвинения Бориса Алексеевича в “антисоветской пропаганде” и связи с эмигрантом Рерихом. Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года Смирнова-Русецкого арестовали и присудили десять лет исправительно-трудовых лагерей. Срок отбыл от звонка до звонка и до 1954 года находился в ссылке. Процитируем три представленные на выставке “космические” полотна мастера.
Борис Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса
Имя Бориса Анисфельда мы запомнили на выставке коллекции Пермского художественного музея “От иконы к авангарду” в Третьяковской галерее.
В этот раз художник поразил работой 1946 года “Четыре всадника Апокалипсиса”.
Сюжет может трактоваться как иллюстрация к Священному писанию, но… Под копытами четырёх всадников из “Откровения Иоанна Богослова” появляются… танки.
По всей видимости, ужасы Второй Мировой войны мастер ассоциировал с бедствиями, описанными в Библии. Работа чрезвычайно сильная, с явным философским подтекстом и предупреждением человечеству.
В кратком обзоре мы обозначили несколько выдающихся работ, показанных на выставке “От модерна к символизму” по своему выбору. Выставка достойная! Незабываемые впечатления от её посещения мы гарантируем.
Дом русского зарубежья. Посетителю на заметку
Выставка “«Ars Sacra nova. От мифа к символу…»” работает до 15 сентября 2024 года.
Адрес: Нижняя Радищевская улица, д.2
Дом русского зарубежья находится в трёх минутах ходьбы от станции метро Таганская кольцевая.
Билет на выставку “От мифа к символу” стоит 250 рублей. Билеты можно купить на сайте музея или в кассе в день посещения.
Дом русского зарубежья открыт ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 19.00 часов, по четвергам и субботам работает до 21 часа.
Огромная благодарность Дому русского зарубежья за возможность познакомиться с блестящей подборкой неизвестных картин известных авторов и открыть незнакомые имена.
Наших дорогих читателей мы приглашаем на авторские экскурсии:
В храм Христа Спасителя.
Экскурсия с личным гидом в храм Христа Спасителя.
На Красную площадь.
Экскурсия с личным гидом по Красной площади и близлежащим достопримечательностям.
В храм Василия Блаженного.
Аудиоэкскурсия по лабиринтам храма Василия Блаженного.
В Кремль.
Третьяковскую галерею.
Аудиотур по шедеврам Третьяковской галереи. Билеты включены в стоимость экскурсии.