Выставка “Зеркало души”

2
1108
Маковский К.Е. Жница
Маковский К.Е. Жница, 1880-е. Собрание "Коллик

С 19 марта по 9 июля 2023 года в галерее “Артефакт” по адресу ул. Пречистенка 30/2 проходит выставка портретов русских художников. Название выставки – “Зеркало души”.
Галерея работает без выходных с 11:00 до 20:00. В выходные дни открывается на час позже, в 12.00.
Представляем фотографии некоторых картин, чтобы любители искусства представили себе, что ожидать от выставки.

Многие имена представленных на выставке художников вызывают душевный трепет: В.Л.Боровиковский, И.Е.Репин, М.А.Врубель. Картин этих мастеров совсем немного – по одному портрету Врубеля и Боровиковского, несколько работ Репина.

Зеркало души. И.Е.Репин. Танцующая.
“Танцующая”. И.Е.Репин на выставке “Зеркало души”. Фрагмент.
Врубель. Портрет Вилькиной. Зеркало души.
М.А.Врубель. Портрет Людмилы Николаевны Вилькиной. Нач.1890-х. Из собрания галереи “Мiръ искусства”.

В кратком обзоре мы покажем несколько особенно понравившихся портретов. Мы не стремимся проанализировать полотна или объяснить приоритеты. Наша задача – опубликовать фотографии картин для тех, кто не сможет посетить выставку “Зеркало души”.

“Зеркало души”. Зинаида Серебрякова

На выставке мы особо отметили работы двух мастеров – Зинаиды Евгеньевны Серебряковой и Константина Егоровича Маковского. Работ К.Е.Маковского на выставке “Зеркало души” подавляющее большинство. Но Серебрякова представлена несколькими удивительными полотнами. Среди них – портрет брата, архитектора, художника Николая Лансере.

З. Серебрякова. Портрет брата Н.Лансене,
З. Серебрякова. Портрет брата Н.Лансере, 1909 год.

Зинаида Евгеньевна часто писала детские портреты.

З.Серебрякова. Портрет детей с игрушками. Выставка Зеркало души.
З.Серебрякова. “Портрет детей с игрушками”. 1927 г. Собрание галереи “Ваш антиквар”. Выставка Зеркало души.

Возможно, потому, что у неё было четверо детей и двое остались в России, когда она оказалась в Париже. Свою старшую дочь Татьяну художница увидела лишь во время хрущёвской оттепели, после 36 лет разлуки.

Работы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой соседствуют с работами братьев Маковских.

Константин Егорович Маковский

На “Зеркале души” в прямом смысле слова царствуют братья Маковские – Владимир и Константин Егоровичи. Устроители этого не скрывают. “Боярышня” Константина Егоровича выбрана заставкой выставки.

Маковский. Боярышни
Маковский К.Е. “Боярышня”. XIX
Собрание “Коллекцiонеръ клуба”.

Рассмотрим сначала работы старшего из братьев, Константина.

Маковский К.Е. Маленькая кокетка.
Маковский К.Е. Маленькая кокетка. 1891 г. Собрание Б.Ломакина, СПб.

Маковский. Маленькая кокетка.

Маковский К.Е. Жница
Маковский К.Е. Жница. Фрагмент. 1880-е. Собрание “Коллекцiонеръ клуба”
К.Е.Маковский. Портрет темноволосой красавицы. Конец XIX – начало XX вв. Собрание галереи “Антикварные сезоны”.
К.Е.Маковский. В утреннем наряде Зеркало души.
К.Е.Маковский. “В утреннем наряде”. Галерея Е.Зениной. Выставка “Зеркало души”.

На выставке любители живописи увидят ещё несколько портретов К.Е.Маковского. Мы же переведём взгляд на полотна его брата.

Владимир Егорович Маковский

Владимир Маковский на 7 лет моложе своего брата. На выставке мы выделили две работы Владимира Егоровича.
Один из самый характерных портретов К.Е.Маковского называется “Шурка”. Мальчишку оторвали от своих забав, усадили в кресло позировать, что ему совсем не нравится.

В.Маковский. Шурка, 1908
В.Маковский. Шурка, 1908. Собрание А.Кузнецова и П.Мелякова. СПб.

Надула губки маленькая дочка художника, Леночка. Её не утешают переливающиеся бусы на шее. Или ей не разрешили в них поиграть?

В.Маковский. Портрет дочери художника
В.Маковский. Портрет дочери художника Елены Владимировны Маковской. 1880 г. Собрание галереи “Антикварные сезоны”.

Зинаида Серебрякова, Маковские – известные художники. Мы были очень рады познакомиться с малоизвестными работами этих мастеров.
Но ценность камерной выставки “Зеркало души” заключается ещё и в том, что мы увидели полотна мастера, имя которого лишь отдалённо слышали.

Алексей Алексеевич Харламов

Будущий художник Алексей Харламов по рождению был крепостным крестьянином. Но своему успеху он обязан отнюдь не воле помещика, а трудолюбию родителей. Родился Харламов в 1840 году, а уже через 10 лет семья освободилась от крепостной зависимости и переехала в Санкт-Петербург.
Алексей поступил в Академию художеств, блестяще её окончил и получил возможность, наряду с другими отличниками стажироваться в Европе.

А.Харламов. Портрет девочки в коричневой накидке. Зеркало души.
А.Харламов. Портрет девочки в коричневой накидке. Собрание галереи “Классикъ”. Выставка “Зеркало души”.

В Париже мастер познакомился с Иваном Сергеевичем Тургеневым, который отмечал:

«Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов. Второй особенно далеко пойдет».

Тургенев способствовал тому, что работы Алексея Харламова стали чрезвычайно востребованными.

Художник ненадолго вернулся в Санкт-Петербург, но в 1875 году навсегда покинул Россию и обосновался во Франции. При жизни он был весьма популярен, но вскоре забыт. Появились новые течения, модные веяния и академические портреты уже перестали интересовать капризную публику.

А.Харламов. Девочка с распущенными волосами.
А.Харламов. Девочка с распущенными волосами. 1890-е – 1900-е годы. Частное собрание, Москва.

Интерес к творчеству Алексея Харламова возродился уже в XXI веке. Его полотна предлагают на аукционах, коллекционеры охотно приобретают портреты мастера.
Мы же с восхищением увидели несколько его работ, представленных на выставке.

А.Харламов. Девочка с жемчужными бусами. 1890-е – 1900-е г. Собрание М.Суслова, Москва.

Удивительные встречи

На одном из портретов мы с удивлением прочитали фамилию Рерберг. Подумалось, что портрет написал известный архитектор, строитель Киевского вокзала и здания телеграфа на Тверской улице в Москве. Всё прояснило имя. Архитектора звали Иваном Ивановичем. Художником был его старший брат, Фёдор Иванович.
Каким образом в 1921 году ему удалось написать портрет знатной дамы, осталось загадкой. Работа написана акварелью.

Ф.И.Рерберг. Портрет княгини Крашевской.
Ф.И.Рерберг. Портрет княгини Крашевской. Собрание галереи “АртПанорама”.

Поразила работа Бориса Михайловича Кустодиева. Мы привыкли ассоциировать его творчество с яркими полотнами с оттенком примитивизама. Но на выставке “Отличники” я убедилась, что Кустодиев может быть совсем другим.

Кустодиев. Портрет госпожи Т.
Б.М.Кустодиев. Портрет госпожи Т. (Марии Ивановны Ершовой, в замужестве Тарлецкой). 1912 г., Частное собрание, Москва.

Встретились на выставке и совсем незнакомые имена. Фотографии нескольких полотен захотелось сохранить на память.

Неизвестные имена

Отметили мы на выставки и работы русского “француза” Чумакова. Мы запомнили имя. Надеемся, что представится случай подробнее рассказать о его творчестве.

Фёдор Петрович Чумаков. Женская головка
Фёдор Петрович Чумаков. Женская головка. Фрагмент. Конец XIX- начало XX в. Собрание галереи “Антикварные сезоны”. Выставка “зеркало души”.

Остановились мы у портрета кисти Ростислава Ивановича Фелицина. В 1854 году он написал исторический портрет царя Василия Шуйского. Понятно, что образ вымышленный, вряд ли сохранились парсуны с лицом Шуйского. Тем более любопытно было видеть, как художник представлял себе боярского царя.

Фелицин Р.И. Портрет царя Василия IV Иоанновича Шуйского
Фелицин Р.И. Портрет царя Василия IV Иоанновича Шуйского. 1854 г. Собрание М.Суслова, Москва.

В заключении представим акварельный портрет Галины Павловны Вишневской в роли Наташи Ростовой.

Фонвизин Артур Владимирович. Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой. 1960-1962. Собрание С.Александрова, Москва.
Зеркало души.
На выставке “Зеркало души”.

Напомним, что лучшие полотна представленных на выставке художников: Боровиковского, Репина, Врубеля, Маковских, Серебряковой, Фешина, Архипова можно увидеть на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Билет по номинальной стоимости можно купить вместе с аудиогидом.

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.

Приглашаем вас вспомнить о прошедших художественных выставках в Москве.

“Миражи” (Александр Савинов).

Авангард. На телеге в XXI век.

Выставка “Сны Сибири”.

Игорь Грабарь.

Лейденская коллекция.

Передвижники – импрессионисты. На пути в ХХ век.

Терракотовая армия.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Отличная выставка! Посмотрел её благодаря вашей публикации. Ещё раз убедился, что как не рассматривай картинки на экране монитора или репродукции в книге, ни одна из них не произведёт и десятой доли того впечатления, что дают живые полотна.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь