Василий Кандинский в ГТГ

0
494
В.Кандинский. Всадник святой Георгий
В.Кандинский. Всадник святой Георгий

Василий Васильевич Кандинский одновременно считается русским и французским художником. Художественное образование он получил в Германии и жил там некоторое время. В 1933-м году когда Гитлер закрыл Баухауз Кандинский уехал во Францию. Там и умер в 1944-м году, прожив ровно 78 лет.

Василий Кандинский. Из биографии

Родился Василий Васильевич в Москве в семье купца. Вскоре по торговым делам семья перебралась в Одессу. Там будущий художник получил образование, в том числе начальное художественное и музыкальное.

Стоит упомянуть его предков, родственные связи с которыми имели прямое или косвенное влияние на становление художника и теоретика искусства. Бабка по материнской линии была немкой. Благодаря ей, первым языком Василия Кандинского стал немецкий. Это стало решающим фактором при выборе художественной школы. Будущий мастер учился в Мурнау под Мюнхеном. В его наследии есть несколько картин с видами Мурнау, одна из них хранится в Эрмитаже.

Прабабка по отцовской линии была тунгусской княжной. Кандинские считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества. Василий Васильевич живо интересовался своими корнями. Во время обучения на юридическом факультете университета он увлекался шаманизмом и оккультизмом, съездил в этнографическую экспедицию на Север, где изучал верования и обычаи местных народов. Кандинский интересовался представлениями манси о душе. На картинах художника можно встретить подобия знаковых изображений, встречающихся на шаманских бубнах.

В.Кандинский. “Дамы в кринолинах”

Полотно «Дамы в кринолинах» написано в 1909-м году.

В.Кандинский. Дамы в кринолинах
В.Кандинский. “Дамы в кринолинах”. 1909, ГТГ

Дамы на картине смешные, стилизованные, в своих невероятных париках. На постаменте нарисована не то коза, не то собачка. В картине есть декоративность и цветовая праздничность. С 1900 по 1910 годы Василий Кандинский работал в журнале «Мир искусства», объединении символистов. Их главной творческой темой стала культура русского дворянства XVII века – первой половины XIX века. Именно с этим связана ретроспективная тема изображения.

«Дамы в кринолинах» – самая яркая из работ Кандинского на тему дворянства. В картине прослеживаются черты нескольких течений в искусстве.

  • 1.Импрессионизм: понимание цвета.
  • 2.Модерн: декоративно-монументальная обобщенность.
  • 3.Символизм: картина не имеет определённого сюжета, что свойственно символизму.

Переходы цвета от желтого к красному с красно-оранжевыми вкраплениями изображает максимальную яркость солнечного света. В основе построения композиции заложен ритм расстановки фигур. Сюжет здесь совершенно не важен, да его и нет. Это декоративное полотно. Размытые, нечеткие образы, предстают как воспоминание о дворянской жизни.

Василий Кандинский. “Озеро”

Галерейская работа “Озеро” написана в 1910-м году. Этот год стал переломным в творчестве мастера. Ранее он работал под влиянием немецкого экспрессионизма. Экспрессионисты старались стереть грань между письмом, рисунком и живописью; между пространством и плоскостью. Благодаря экспрессионизму Кандинский почувствовал энергию цвета и хотел оторваться от конкретных пейзажных мотивов.

В названии картины нет упоминания о конкретном месте. Но всё же можно предположить, что художник изобразил озеро Штаффель близ города Мурнау. Место и сейчас знаменито среди любителей гребного и парусного спорта. Горные вершины на дальнем плане – это Альпы. В 1908 -1909 годах Кандинский часто бывал в овеянных романтических ореолом местах, где жил “сказочный король” Людвиг II Баварский.

В.Кандинский, Озеро
В.Кандинский. “Озеро”, 1910

Пространственные планы, намеченные в картине “Озеро” опрокидываются и превращаются в диагонали. Композиция строится на контрасте верхней светлой и нижней тёмной зоны с перекличками отдельных цветовых акцентов. Белые лодки устремлены к центру картины. В сочетании с контрастными зонами они создают мотив символического перехода из одного мира в другой. Контуры горной гряды задают круговое вращение и раздвигают границы пейзажа до масштабов космоса и гребная регата становится метафорой перемещения в иные миры.

Сюжет картины также не важен, как в “Дамах в кринолинах”. Да, это озеро. Да, это лодки с гребцами. Но уже то, что изображено на заднем плане, то ли это церковь, то ли это замок, то ли это дом – не имеет никакого значения. Что наверху? То ли это склоны гор, то ли это облака, которые нанизаны, как шляпы надеты на эти горы. Но какое это имеет значение? Это всё совершенно удивительно в своей динамике, в своей эмоциональной силе.

В 1911 году художник вместе с Алексеем Явленским основывал объединение под названием «Синий всадник» / «Blauer Reiter». Кандинский уходит в мир беспредметности. Ещё в 1910-м году он написал труд под названием “О духовном искусстве”.

Наконец, знаменитая Композиция номер 7, 1913 год.

В.Кандинский. Импрессия, импровизация, композиция

По аналогии с музыкой, Кандинский различал в своём искусстве импровизации и композиции. Импровизации подразумевали спонтанность выражения.

В книге “Станция без остановки” Ольга Артуровна Юшкова пишет:

“Импрессия – выражение непосредственных впечатлений от натуры, или, “внешней природы”. Импровизация – выражение процессов внутреннего характера, возникающее внезапно, главным образом бессознательно. Художник классифицировал импровизацию как впечатление от “внутренней природы”. Композиция – синтез этих впечатлений, когда они уже анализируются, изучаются и выливаются в высшую форму законченного произведения. Мастер сознательно воплощает свой замысел, руководствуясь не только разумом, но и чувством”.

Композиция  номер VII

Композиции являлись в результате длительной работы. Хотя композицию VII художник написал очень быстро, за четыре дня. Но ей предшествовало более 30 эскизов.
Композиции VI (экспонируется в Эрмитаже) и VII исследователи признают лучшими в наследии Василия Кандинского.

Всего мастер создал 10 пронумерованных композиций. Первые три в 30-е годы уничтожили нацисты, они известны только по фотографиям. Композиции Кандинского – утверждение, что в мир искусства пришла абстрактная живопись, которая построена по всем законам математического анализа. Музыканты вспоминают теорию цветомузыки у Кандинского. Мастер считал, что лимонно-жёлтый цвет соотносится с деревянными духовыми инструментами, например с флейтой. Виолончель по Кандинскому – это, конечно, вишнёвый, приближающийся к фиолетовому.

Композиция VII выстраивается по диагонали. Она проходит через всё поле картины от нижнего левого угла до верхнего правого. Эта диагональ уравновешивается пересекающей её малой диагональю, исходящего от верхнего левого угла.

Кандинский. Композиция VII
Кандинский. Композиция VII

Ни одна из форм в композиции не имеет чётких границ и способна войти в орбиту других форм. Поэтому “Композиция VII” содержит практически бесконечный потенциал для развития. Зритель каждый раз имеет возможность увидеть другую композицию и, более того, стать её исполнителем, меняя дистанцию, улавливая новые сочетания элементов и новые ритмы.

***

Фантазией может быть всё, что угодно. Вы можете нафантазировать, что с правой стороны стоит некий персонаж, с красно-оранжевым носиком и в красном шляпе-шлеме. Увидели? Ноги у человечка в разные стороны. На одной даже надета оранжевая туфля.

Композиция VII фрагмент
В.Кандинский. Композиция VII. Фрагмент.

Однажды в 80-е годы сотрудники галереи ломали головы над беспредметными картинами советских художников. На что один художник заметил: «Не будьте дурами, найти смысл в беспредметной живописи невозможно. Воспринимается она, как есть”.

Поэтому указание на этого человечка в шляпе – не более чем проявление богатой фантазии. Увидеть в этой картине можно что угодно и каждый раз – по новому.

А началось с чего? Посмотрите, сдвинутый влево центр. Здесь присутствует некий овал, где имеется такой маленький черный квадратик. Кто-то скажет, да вон два глаза, нос и рот. Но художник этого не собирался делать. Это геометрический центр. От которого постепенно вовне расходится центробежная сила. Но что-то собирается внутрь. Посмотрите, как разлетаются вокруг разные формы. Вот они полуовальные: оранжевая, красная, чёрная, синяя. Потом это всё начинает размываться дальше, дальше. И, наконец, с правой стороны всё это теряет цвет. Становится нежно-голубым и прозрачным. Над ним какие-то там молнии голубые и т.д. Эта композиция глубоко продуманная, математически точно выверенная по цвету.

Уилл Гомперц о “Композиции VII” Василия Кандинского

В книге “Непонятное искусство” Уилл Гомперц есть глава “Кандинский, орфизм, “Синий всадник”. Автор посвятил несколько страниц творчеству Василия Кандинского. Авторское размышление о “Композиции VII” хочу привести целиком.

“Композиция VII” стала его “Кольцом нибелунга”. Это вершина серии и высшая точка художественной биографии автора. Крупнейшая (2 х 3 метра) из его работ блистательно увенчала годы шудий, эскизови художественных исследований. Теперь Кандинский знал, что абстракция и есть тот магический ингредиент, который позволяет создать картину, сопоставимую с симфонией. Не предлагая никаких визуальных подсказок, “Композиция VII” требует от зрителя приятия её собственных условий.

В центре художник поместил кривоватый чёрный круг – точно глаз психоделического тайфуна. Вокруг фейерверком взрываются краски, беспорядочно разлетаясь во все стороны. Левая половина картины более хаотичная, более яростная: разноцветные кривые режут плоскость, оставляя чёрные и тёмно-красные раны. Правая половина спокойнее: здесь крупные цветовые пятна соединяются более гармонично. Но ближе к краю картины сгущается тьма, предваряемая устрашающим нагнетанием чёрных, зелёных и серых тонов.

Естественные попытки расшифровать изображение упираются в упрямое нежелание Кандинского дать хоть какую-то предметную подсказку, одновременно будоража и изматывая зрителя. Что характерно, художник добился-таки своего: вы действительно начинаете “слышать” краски, улавливать звуки в его мазках. Цвета, сталкиваясь, гремят, как медные тарелки; зазубренные жёлтые линии ревут, как трубы; чёрные круг в центре плачет, словно струнная группа. На заднем плане ухает большой барабан. А в центре, в нижней части холста, чернеет тонкая линия беззащитная и одинокая: определённо это дирижёр, призванный навести какой-то порядок в хаосе”.

(Цитата из книги Уилл Гомперц “Непонятное искусство”. СИНДБАД, Москва, 2021 год, стр.192).

В 1918-м году Василий Васильевич написал замечательную книгу «Ступени». Там он многое объясняет. Теория цвета и звука у него соединены.

“Всадник святой Георгий” 1915 — 1916 годы

Полотно написано под влиянием русской иконописи. Художник признавал огромное влияние иконы на его творчество.

«Лучшее, чему я научился, научился я от наших икон, не только в плане художественном, но и религиозном».

Картина появилась в 1916-м году. В этот период Кандинский практически окончательно перешёл к абстрактной живописи. Но тем не менее, создал своего святого Георгия.

В.Кандинский. Всадник святой Георгий
В.Кандинский. “Всадник святой Георгий”.

Здесь мы видим традиционных героев, присутствующих в иконографии – всадник, дракон и царевна. Но исполнены они в духе, как бы сейчас сказали, аниме. Дракон – это же совершенно крокодил Гена. Добродушный, да ещё и в очках. Принцесса – надменная и недовольная, хотя, возможно, Кандинский показал женское кокетство. Святой Георгий сейчас поразит дракона. А деревце на скале над змием опустило веточки, печалится, что дракон живых дев поедает. Но при этом рядом с пещерой из земли деревце торчит вполне энергичное. Но оба дерева – сухие, безжизненные. Вокруг змия, воплощающего зло, нет ничего живого – только скалистая пещера да высохшие деревья.

Принцесса стоит высокомерная, отвернулась, вся из себя. Над ней деревце с пышной кроной, как бы готовое её защищать. А на заднем плане картины зритель видит город на холме с укреплёнными белокаменными стенами, башнями и куполами церквей.

Не надо думать, что художник жил только в абстрактной живописи. Чудесные сюжеты, разнообразные мотивы – это всё есть у Кандинского.

***

Кандинский прожил большую жизнь. Его живописные опыты – это значительное явление и в русском, и в мировом искусстве.

В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зеленым домом» был приобретён за 26,7 млн долларов. Полотно «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшее в Третьяковской галерее, продали за 42 млн долларов.

В.Кандинский Картина с белыми линиями
В.Кандинский «Картина с белыми линиями», 1913 год.

В 1974 году “Картина с белыми лилиями” оказалось у коллекционера Вильгельма Хака — он выменял работу Кандинского у советского правительства на письма Владимира Ленина.

О Кандинском

Приведём ещё одну цитату о творчестве В.Кандинского из книги О.А.Юшковой “Станция без остановки”.

“Кандинский в силу творческого гения нашёл свою нишу. Язык абстрактных форм для него оказался столь же родным и созвучным, как и абстрактный язык звуков. Недаром Кандинский, прекрасно знавший и понимавший музыку, видел огромную близость между живописью и музыкой. При всём его безусловном новаторстве, он оказался наиболее музейным художником среди творцов беспредметности, ибо тематика его произведений, несмотря на стремление оторваться от земли, остаётся в области человеческого, перемещаясь в пространство психики и эмоциональных переживаний. И не случайно, немотря на его многолетнюю педагогическую деятельность, он не оставил прямых последователей, не создал школы как таковой. Это ниша была только его. И не случайно Д.Сарабьянов, В.Турчин в своих исследованиях большое внимание уделяют соотношению предметного и беспредметного в творческой эволюции Кандинского. Сознанием он был обращён в мир новых ценностей, а душой – в мир представлений классических этапов культуры”. (с.142).

Работы Кандинского в ГТГ

Одесса. Порт. 1898 год.
Прощание 1903 год. Цветная литография.
Окрестности Москвы. 1908 год.
Кринолины. 1909 год.
Импровизация VII. 1910 год.
Озеро. 1910 год.
Композиция VII. 1913 год.
Всадник Святой Георгий. 1915 — 1916 г.
Москва I. 1916 год.
Москва. Смоленский бульвар. Этюд 1916 год.
Москва. Зубовская площадь. Этюд 1916 год.
Смутное. 1917 год.
Белый овал. 1919 год.

Продолжение обзора в публикации о творчестве К.С.Малевича и П.Н.Филонова.

Авангард в живописи. Статьи на сайте

Н.Гончарова.
М.Ларионов.
П.Кончаловский.
И.Машков.
А. Лентулов, Л.Попова, А.Экстер, Р.Фальк.

По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014. В статье использованы цитаты из лекции В.М.Бялик.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь