Имя Фёдора Фёдоровича Фёдоровского вспоминается каждый раз, когда в поле зрения попадают звёзды на башнях Московского Кремля. Именно Фёдоровскому в 1936 году правительство поручило выполнить эскизы завершений пяти башен.
На выставке “Авангард: на телеге в XXI век” в музее Русского импрессионизма показали эскиз Фёдоровского “Площадь” к опере Мусоргского “Хованщина”. Прежде чем рассмотреть работу театрального художника, познакомимся поближе с Фёдором Фёдоровичем Фёдоровским.
Фёдор Фёдорович Фёдоровский
Фёдор Фёдоровский родился в 1883 году в Чернигове. С 1907 года он учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище и окончил его с золотой медалью. Наставниками Фёдоровского в классе живописи были прославленные К.А.Коровин и М.А.Врубель.
В самом начале своей художественной карьеры мастер работал в театрах. Писал декорации в опере С.Зимина в Москве, работал с Сергеем Дягилевым в Париже и Лондоне.
С 1921 года и до конца дней Фёдоровский работал в Большом театре в Москве. В 1951 году получил звание народного художника СССР.
Работы художника находятся в ГТГ
и музее ГАБТа (Большого театра).
Мастер известен своими заслугами в театральной сфере. Его знают профессионалы и любители Большого театра.
С 1955 года портал главной сцены театра закрывал золототканый занавес, автором которого был Фёдоровский. Эскизы занавеса мастер создал незадолго до смерти. Они стали его лебединой песней.
Ф.Ф.Фёдоровский похоронен на первом участке Новодевичьего кладбища. Он скончался в 1955 году, на 72-м году жизни.
“Хованщина” Фёдоровского
Фёдор Фёдорович трижды становился главным художником-декоратором оперы Модеста Петровича Мусоргского “Хованщина”. Впервые он участвовал в этой постановке ещё в 1913 году для спектакля Дягилева.
Париж рукоплескал и постановщику, и исполнителям, и оформителям грандиозного действа на сюжет русской истории.
В 1949 году Фёдоровский работал над декорациями к «Хованщине» в Большом театре. Три года спустя поехал в Мариинский, в советское время Кировский театр, где создал ещё одну версию художественного оформления оперы.
Эскиз “Площадь”
Эскиз «Площадь» даёт представление о постановке оперы «Хованщина».
На этом эскизе мы видим Москву начала XVII века такой, какой её представлял себе мастер. Первый план деревянного города затемнён и на этом фоне ярко выступают освещённые белые башни колоколен и соборов на дальнем плане. Здесь нет традиционной перспективы, которая постепенно уводила бы нас вглубь городского пейзажа. Город сразу как бы наваливается на нас своей грандиозностью и мощью.
Глядя на «Площадь» Фёдоровского сразу вспоминаются авангардные пейзажи Лентулова.
Аристарх Лентулов делил московские виды на части и затем безжалостно перемешивал. Но мы всё равно узнаём в них совершенно конкретные места. Фёдоровский не ставил столь смелых экспериментов. Тем не менее, в его композиции чувствуется одновременно и условность, и конкретность. Как того и требовал театр.
Авангард в живописи. Статьи на сайте
Нельзя не признать, что многие живописные декорации Ф.Фёдоровского написаны в авангардной манере. На нашем сайте мы уделяем большое внимание мастерам русского авангарда. Предложим читателям некоторые публикации.
Никогда бы не подумала, что у кремлёвских звёзд есть автор. Ну, звезда и звезда, кто же её не нарисует? А тут вот какая история! Спасибо! Запомню имя Фёдоровского.