А.Древин, П.Кончаловский в коллекции ГТГ

4
165
А.Древин. Газели
А.Древин. "Газели", ГТГ

“Александр Древин, Петр Кончаловский” – продолжение цикла статей о коллекции ГТГ на Крымском валу. Предыдущий обзор посвящён творчеству Г.Рублёва и С.Герасимова.

П.П. Кончаловский

В книге воспоминаний старшего внука Василия Сурикова – Андрея (при рождении Андрон) Кончаловского есть хорошая фраза о том, что дед Кончаловский не писал Сталина, зато он написал портрет Мейерхольда.

Петру Петровичу Кончаловскому действительно предлагали писать портрет Сталина,  на что он ответил: «О да! Конечно! Avec plaisir! С удовольствием! Но я-то работаю только с натуры, я по-другому не могу. Пожалуйста, в какое время быть?» Как хорошо быть умным человеком! Больше к нему с этими вопросами и предложениями не приставали.

Петр Петрович Кончаловский – действительно весьма одиозная фигура. В дневниках Лансере ему уделено немало страниц. Кончаловский и Лансере совсем молодыми людьми жили в Париже. Они очень отличались друг от друга. Худенький, субтильный, инфантильный Лансере радовался на крупного, массивного Петечку Кончаловского. И когда Петечка хвалил Лансере, тот был счастлив.
Петру Петровичу, обладавшего колоссальным талантом, очень повезло в жизни. Повезло с женой Ольгой Васильевной – дочерью Сурикова. В воспоминаниях Аристарх Лентулов подчёркивал, что Ольга Васильевна не стеснялась декларировать свою преданность мужу. Она открыто подчёркивала, что вся ее жизнь направлена на то, чтобы Петечка был первым из советских художников. Когда у Аристарха Васильевича Лентулова собирались компании, Ольга Васильевна пристально следила, чтобы никто не произносил тостов больше, чем Петечка. Чтобы никто за роялем не сидел дольше, чем Петечка. Он был прекрасно остроумен в тостах, прекрасно играл на рояле, был очень компанейским человеком. Но при этом, писал Ласере:

«…Она замечательно тонко манипулировала, чтобы всегда Петр Петрович был главным».

П.П.Кончаловский. “Портрет Мейерхольда”

Портрет Мейерхольда написан в 1938-м году, когда на конском волоске висел Дамоклов меч репрессий. Кончаловский изобразил Мейерхольда не так, как в 1925 году его писал совсем молодой Пётр Вильямс. Петр Петрович написал портрет незадолго до ареста и гибели Мейерхольда.
Для режиссера-реформатора 1938 год начался драматически. 7 января Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации Государственного театра имени Мейерхольда. Известно, что Концертный зал им. Чайковского строили как театр Мейерхольда. Некоторые удивляются, откуда в зале Чайковского орнамент, почему такая конструкция. Ведь на здании должна была быть высокая башня. Потому что строение театра Мейерхольда задумывалось как повторение итальянского палаццо. Башня должна была имитировать «кампаниллу». Но театр отобрали, человека арестовали и сгубили, а башню само-собой не построили.

***

Для не думающих людей на картине все ярко и шикарно. Какой роскошный этот шелковый «Сюзане», какой огромный! (Сюзане (тадж. Сўзана, узб. So’zana) — это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово сюзане с персидского языка (сузан) означает иглу). Как Мейерхольд лежит на этой кушетке! Он курит табак – это очень большая ценность и редкость для Советского Союза! Да еще собаку иметь дома! Иметь крупных собак в доме 30-е годы далеко не каждый мог себе позволить. Т.е. всё при нем. Но не всё так просто.

Кончаловский. Портрет Мейерхольда
П.П.Кончаловский. “Портрет Мейерхольда”

Чтобы подчеркнуть конфликт личности с окружающей действительностью художник использовал сложную композицию. На первый взгляд кажется, что на холсте изображен мечтатель. Его грезы воплощаются в цветные узоры, покрывающие целиком стену и софу до пола. Но, приглядевшись внимательнее, угадывается болезненная апатия модели, отстраненность от окружающего мира. Именно через сопоставление яркого ковра и монохромной фигуры режиссера Кончаловский раскрывает образ. Более того, лежащий Мейерхольд иллюзорно оказывается зажатым и запутанным в причудливых изгибах узоров.

Взгляните на лицо модели. Вы увидите, что на нем как будто бы трагическая маска. Потому что человек понимает, что он обречен…

Арестовали Мейерхольда в июне 1939 года. После трёх недель допросов и пыток Мейерхольд подписал нужные следствию показания. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову:

…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…

2 февраля 1940 года Мейерхольда расстреляли.

По утверждению искусствоведов, картина написана на стыке реализма, экспрессионизма и фовизма, в ней также есть элементы неопримитивизма.

Александр Древин

Александр Древин – Александр Давидович Древиньш, латыш. Погиб он в 1938-м году. Его расстреляли на Бутовском полигоне за то, что, якобы он готовил латышское восстание. При аресте его жена, тоже художница, спасла картины мужа от конфискации, выдав их за свои.

Свой путь в искусство Древин начинал в Риге. Переехав в Москву, он примкнул к художникам “Бубнового валета”. Живопись Сезанна, Дерена, Матисса постигал в собрании С.И.Щукина. Свои абстрактные работы он уничтожил и остановился на фигуративном искусстве.

Древин был не единственным расстрелянным художником в самой “гуманной” стране мира. Но применялись и другие средства борьбы с мастерами кисти. В советское время художники могли жить только средства от продажи картин, которые покупал ХудФонд, художественный фонд. Организация отправляла художников в командировки. Павла Кузнецова отправляли в винодельческие совхозы в Грузию. Там природа, виноград. Кого-то послали на Украину – там житница.

А.Древин. “Газели”

Александра Древина и его жену Надежду Удальцову, которая была одной из «амазонок авангарда», отправили на Алтай, в какие-то совсем окраинные места. Во время командировок Древин должен был изучать и отображать успехи социалистического строительства. Но официальные установки ни в коей мере не совпадали с личными поисками форм живописи.
Он писал эту странную природу, чутких газелей, которые насторожили ушки. Какие это удивительно грациозные животные!

А.Древин. Газели
А.Древин. “Газели”, ГТГ

Лето 1929 и 1930 годов Древин провёл на Алтае. По возвращении в Москву он работал в мастерской на основе набросков, сделанных с натуры гуашью.
Позднее мастер вспоминал, что в процессе работы природа превращалась в

“нечто другое, природа исчезала, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность”.

А.Древин. “Пейзаж. Дорога. Армения”

Летом 1933 года Александра Древина послали в командировку в Армению. Как выразился мастер, он оказался среди “сильной природы”.
“Пейзаж. Дорога. Армения” – мотив прост и лаконичен. Дорога уходит вдаль, по сторонам – большие деревья, земля с выгоревшей на солнце травой. Дальние холмы плавно очерчены линией горизонта. Мир на картине кажется древним, извечным, как тысячи лет назад. Деревья подобны кулисам открывают пространство картины. Но композиция развивается в обратном направлении – из глубины к переднему плану. Фигурка путника, едва намеченная несколькими мазками, направлена в сторону зрителя. До конце не ясно: мужчина это или женщина. Путник оглядывается, прежде чем начать спуск. Таким образом дорога приобретает метафорическое значение жизненного пути.

Древин. Пейзаж. Дорога. Армения
Древин. “Пейзаж. Дорога. Армения”. 1933, Холст, масло. ГТГ

Древин писал широкими мазками. Современники вспоминали, что он часто работал не только кистью, но и шпателем, ножом, ладонью, чтобы сохранить энергию прикосновения.
При этом колорит картины “Пейзаж. Дорога. Армения” строится на изысканных сочетаниях серых, зелёных, коричневых тонов.

Интересно, что после выставки Александра Древина в ГТГ 11-ти летний ученик художественной студии на задание изобразить рисунок по впечатлениям от увиденных картин сказал: «Значит, придется рисовать одиночество». Мальчик понял главное в творчестве  Древина – это прежде всего одиночество. Это один куст, это один человечек, один домик. В советском искусстве с одной стороны, существовали «Два вождя после дождя», а с другой стороны – совершенно другая живопись. Александр Древин никогда не шёл на компромиссы. Его искусство представляет одну из главных альтернатив официозу соцреализма.

Продолжение в статье о работах В.Ефанова “Незабываемая встреча” и Б.Яковлева “Советские консервы”.

По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников:
muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/310-portret-v-e-meyerholda-petr-petrovich-konchalovskiy.html

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Видел пару картин Древина на одной из тематических выставок. С тех пор читаю всё, что написано о нём. Увы, в сети информация очень скудна. Спасибо Вам, что не обделили вниманием замечательного художника! Интересно, ГТГ когда-нибудь проводила персональные выставки Александра Древина? Преклоняюсь перед его супругой Надеждой Удальцовой, которая в ответственную минуту не растерялась и сумела спасти наследие мужа.

    • Роберт, спасибо Вам за интерес. О персональной выставке Александра Древина не слышала, на лекциях о них не упоминали. Надеюсь, что ГТГ найдёт возможность собрать его живописные работы и показать творчество художника, который недорисовал, недожил…

  2. Древин – замечательный мастер! Сколько он мог бы ещё создать! И сколько ещё мог воплотить в театре своих режиссерских Всеволод Эмильевич!

    • Да, Ольга. Страшное было время. И по сей день никто из политиков этом не сказал и не покаялся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь