Георгий Рублёв и Сергей Герасимов в коллекции ГТГ

0
228
Рублёв. Сталин в кресле

“Георгий Рублёв, Сергей Герасимов в коллекции ГТГ”, продолжение цикла публикаций о собрании картин советской живописи. Предыдущий обзор посвящён картине Ю.Пименова “Новая Москва”.

Георгий Иосифович Рублёв “Портрет И.В.Сталина” 1935

Портрет кисти Г.И.Рублёва считается самым странным из неканонических портретов Сталина. Он по сей день вызывает споры относительно авторской концепции и отношении к образу. В советское время портрет нигде и никогда не экспонировался. После смерти художника картину нашли в штабелях среди остальных его работ.

Рублёв. Сталин в кресле
Рублёв. “Портрет И.В.Сталина”

Основная тема творчества Г.Рублёва – жанровые картины на актуальные темы, бытовые сценки, такие как “Швеи”, “Парикмахерская” (обе – в коллекции ГТГ). Они заставляют вспомнить работы Михаила Ларионова. В картинах Рублёва 20-х – 30-х годов тонкость цветового решения сочетается с упрощённым рисунком и почти лубочной (англ.-folklore) стилистикой.
Портрет “Сталин в кресле” тоже тяготеет к народной картинке. Но художник ставит зрителя в такое положение, что невозможно определить степень серьёзности автора. Это шарж? Насмешка? Образ “отца народов”? Ведь изображение в домашнем кресле с газетой в руках отсылает к заботливому папаше семейства в минуту отдыха.

***

Сталин сидит в плетеном кресле, закинув ногу на ногу, и читает газету “Правда”. Кресло в вывороченной перспективе подвешено к красному фону. У ног Сталина возникает красная лиса-собака, то ли уютно лежащая, то ли летящая по этому красному воздуху. Центром всего этого вращения оказывается обрамлённое черными волосами и усами лицо Сталина, довольно улыбчивое и даже не страшное. Персонаж как бы без костей – ноги вывернуты и закинуты одна на другую. Такая поза снова отсылает к ларионовскому “Отдыхающему солдату”. Вся композиция заключена в овал.

Георгий Рублёв долго работал над замыслом. Сохранилось несколько эскизов к картине, они находятся в частных коллекциях. Эти эскизы свидетельствуют о поиске оптимального варианта. Но во всех вариантах Сталин сидит в кресле. Рублёв менял лишь фон и детали. В одном эскизе можно видеть телефон, в другом – портрет Карла Маркса на стене. Фон в эскизах менялся от сдержанного фиолетового до красно-кумачового.
В итоговом варианте Рублёв остановился на ограниченном диапазоне красных, коричневых и оранжевых оттенков. На некоторых участках полотна красный цвет звучит как сигнал тревоги. В других местах он угасает и производит успокаивающий эффект. Картину на стене мастер замазал. Из деталей оставил лишь собаку и кресло. Собака в этом случае – очевидный и даже навязчивый символ верности и преданности (англ.faithful, devoted) своему хозяину.
Следует отметить, что в массовых изданиях рубежа 1920-30 годов ещё публиковались иронические “дружеские” шаржи (англ. caricature) на первых лиц государства. К середине 1930-х они полностью исчезли. Г.Рублёв написал своего “Сталина в кресле” около 1935 года.

Сергей Герасимов “Колхозный праздник” 1937

Автор картины “Колхозный праздник” – Сергей Герасимов. С прославленным Александром Михайловичем Герасимовым, возглавлявшим Академию художеств, Сергей Васильевич Герасимов был однофамильцем.

Сергей Герасимов сохранил в своем творчестве красоту живописи Союза Русских Художников и характерный «пленеризм».

Картина “Колхозный праздник” пронизана радостным мироощущением, которое должны были демонстрировать советские люди той поры.
Герасимов написал деятельных, полных энергии созидания 30-х годов тружеников. На картине явно ощущается праздник, а не собрание, не обсуждение каких-то вопросов. Но, вглядевшись в картину, замечаешь, что здесь нет ни одного не то что смеющегося, но даже улыбающегося лица. Откуда же это чувство светлой радости, какой-то веселости души, которое заражает вас с первого взгляда? Тут уж «виною» богатейшее живописное мастерство Герасимова.

Сергей Герасимов Колхозный праздник
Сергей Герасимов “Колхозный праздник” 1937

В первую очередь – это пленэрный свет. Он насыщает полотно разнообразием цветовых оттенков. Свет придает белой скатерти голубую окраску, разнообразит белые рубахи, кофточки, платки. Этот белый цвет, во всех нюансах, становится основным тоном полотна.

Во-вторых – композиция, которая построена на плавных ритмах, спокойных линиях. Художник начисто отказывается от бурного проявлении чувств, от жестикуляции. Своих героев он располагает так, что руки большинства людей оказываются либо скрытыми за фигурами соседей, либо за гранью стола. Композиция построена барельефно, на узкой полосе переднего плана. Художник располагает своих героев на пригорке, и именно этот прием дает ему возможность развернуть перед нашими глазами широкую панораму, далеко просматриваемую с высоты.

***

Если обратиться к истории искусства, то в первую очередь приходит на ум Александр Иванов, “Явление Христа народу”. На картине Герасимова видны явные отсылки к ивановскому полотну. Во-первых, фигура женщины которая достает бутылки из ящика. Он её расположил в том самом месте, где кудрявый мальчик выходит из реки. Эту женщину также можно сравнить с перевернутой фигурой раба. Председатель, который поднимает руку, написан примерно там, где у Иванова изображён Иоанн Предтеча.

Далее мы встречаемся с Дейнекой: спортивный молодой человек с велосипедом сильно смахивает на дейнековского спортсмена. Справа – пастух созывает коров – ну просто Леонид Утесов. Полотно так насыщено тонкими аллюзиями, что им можно любоваться долго-долго.

Пейзаж на дальнем плане ни в коем случае не противоречит сюжету. Художник не прибегает к броскому, красивому пейзажному мотиву – голое поле, холмы вдали да группа ярко-зеленых, в сочной листве деревьев. Пейзаж не отвлекает зрителя от события “Крестьянского праздника”. В общем, жизнь прекрасна, картина светла и радостна. И не в пример её героям, глядя на картину хочется улыбаться и радоваться, если забыть, что на дворе 1937 год….

Конкурс проектов

Стоит обратить внимание на конкурсные эскизы проектов зданий.
Ниже – конкурсный проект дома Наркомтяжпрома, 1934 года архитектора Леонидова. Здание собирались построить на Красной площади, уничтожив Верхние Торговые ряды (ГУМ) и квартал позади него.
проектов дома НарКомТяжПрома

В галерее есть и эскизный проект «Дворца Советов» работы Бориса Иофана.

Иофан. Проект Дворца Советов

Над этим памятником и оформлением Дворца Советов работали многие мастера. Остаётся только благодарить небеса, что проекты так и остались на бумаге.

Продолжение в обзоре о полотнах П.Кончаловского и А.Древина.

По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года и лекции В.М.Бялик с привлечением интернет-источников.
www.rodon.org/art-080813164337
Заметка Григория Ревзина о Георгии Рублёве “Мутанты революции” в газете “Коммерсант”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь