Чехия от Александра Кошелева или Осеннее настроение

130
Либерец

Чехия в ноябре от Александра Кошелева. Александр – давний поклонник Чехии. Он самостоятельно путешествует по Чехии, передвигаясь на автобусах и поездах. Представляем отчёт о его ноябрьском путешествии. В конце повествования к рассказу Александра приложена карта, где мы отметили все места, упомянутые в отчёте.

Чехия в ноябре

Очередное путешествие в Чехию конечно начинается с Праги. Никуда от этого не деться, поскольку самолёт из Новосибирска приземляется только в аэропорту Рузине.

В этот раз я впервые попробовал на вкус осеннюю Чехию. Не просто осеннюю, но ещё и ноябрьскую. Загруженность на работе в это время уменьшается и мне проще вырваться в отпуск.

Полистав интернет, я узнал,что ноябрь – самый сухой месяц в Чехии. В первой половине месяца обычно сохраняются плюсовые температуры. Общую благостную картину немного портил короткий световой день. “Но не могут же быть сплошные плюсы?” – подумал я и решился несмотря на то, что авиакомпания S7 преподнесла “подарок”, сократила и без того скудное время пребывания в столице Чехии. Вместо 10 часов утра я прилетел в Прагу в 13.00. Рассказываю, какая она – Чехия в ноябре.

Обмен валюты в Праге, отель и ресторан

После аэропорта что главное? Главное – “сменарна” (обменник). Обычно меняю евро на кроны на улице Панска №4. Проверено и надёжно. Теперь, после ужесточения правил работы обменных пунктов, мне выдали квитанцию и попросили пересчитать деньги.

Прага у меня транзитный пункт и переночевать я решил в отеле “Golden City”, что расположен в районе Жижков. Добраться до него просто – две остановки на любом трамвае от Главного вокзала до улицы Липанска. Всего за 33 евро получил уютный номер и обильный завтрак. Рекомендую.
 отель в Праге GOLDEN CITY

Насколько я знаю из чешских источников, район не считается престижным, но мне он понравился. Правда, времени у меня катастрофически не хватало. Успел только вечером прогуляться и поужинать вот таком ресторанчике – Restaurace & Club Osudová Přitažlivost.
ресторан

Наконец-то, по совету друзей попробовал маринованный хермелин.
хермелин

Как новый кулинарный опыт, интересно, но для меня слишком остро и слишком чесночно.

Прага в темноте. Чехия в ноябре

После ужина не смог пройти мимо костёла святого Прокопа, который в полумраке выглядел очень средневеково, хотя был построен в начале XX века.
костёл святого Прокопа, Прага

А ранним утром отправился посмотреть на знаменитую Жижковскую телебашню. В утренних сумерках она выглядела инопланетным монстром.
Жижков. Телебашня

На автобусе из Праги до Йичина

Но всё это я увидел уже после того, как выполнил главную задачу первого дня в Чехии: купил билет на автобус до Груба Скала. Так я начал путь к осуществлению своей давней мечты: пожить в замке. До замка Груба Скала из Праги можно добраться двумя путями.

1.На поезде через Турнов.
2.На автобусе через Йичин.

Автобусом быстрее и дешевле. От Праги до Йичина час езды. К тому же, в своём стремлении объять необъятное, я хотел посмотреть этот город, который мне понравился по фотографиям.

Я правильно сделал, не поленившись доехать на метро до конечной станции Черны Мост, чтобы купить заранее билет. Утром касса не работала, а у автобуса собралась непомерно большая очередь из молодёжи. Я так и не понял, кто это и куда они ехали. Многим не хватило мест, и им пришлось стоять до самого Йичина. Ну а я гордо проследовал к указанному на билете креслу. Надо сказать, что погода испортилась. С самого утра начал моросить дождь, не прекращавшийся весь день.

Йичин. Чехия в ноябре

Понятно, что с такой погодой мои прогулки по Йичину были сокращены до минимума. Я обошёл только центральную площадь Вальштейново намнести. Здесь можно пройти по периметру под аркадами домов, почти не попадая под дождь.
площадь Вальштейново намнести

Попытался взглянуть на эту мокрую красоту сверху, поднявшись на башню Валдицких ворот. Но в ноябре, как почти везде, доступ туда закрыт.
башня Валдицких ворот
Одно из зданий на площади оказалось замком Вальдштейна. Снаружи оно вовсе не похоже на замок. Поэтому даже не попало в объектив моей камеры. А вот внутри уже что-то похожее на традиционный внутренний двор.
внутренний двор замка

Здесь находится информационный центр. У них я разжился сувенирами и картой города, на которой мне показали дорогу на железнодорожный вокзал. Ведь я собирался на поезде доехать до станции Груба Скала.

Перед дорогой я пообедал в замковом ресторане очень густой полевкой (супом) с гусиным мясом и салатом “цезарь”. Кто не знает, салат у чехов это совсем не то, что у нас. Обычно, это крупные куски овощей и мяса, ничем между собой не связанных. Чтобы почувствовать, что ты ешь именно салат, нужно все ингредиенты запихать в рот, и уже во рту смешивать. Порции были большие, в ресторане было тепло, поэтому выходить под дождь ну очень не хотелось.

Дорожные мытарства или На поезде до Грубой Скалы

Тем не менее, “если вокзал не идёт к Магомету, Магомет идёт к вокзалу”. Главным ориентиром на моём пути был супермаркет Кауфланд. Не доходя до него дорога сворачивала вправо, а до поворота налево было ещё метров двести. Мне подумалось, что обогнуть магазин справа будет быстрее. Я шёл под дождём минут десять, а слева от меня был один и тот же забор, который, похоже, заканчиваться не собирался…

Я решил всё же вернуться в исходную точку и спросить дорогу. Первый, к кому я обратился по-чешски, оказался украинцем, чешского языка не знающим, но зато я узнал, что он бывший офицер и служил в Хабаровске. Это, конечно, очень интересно, но мне надо было на вокзал, путь к которому мне показала одна из продавцов. Через пять минут я оказался на станции.

Из Йичина до Груба Скала меня довёз небольшой поезд, состоящий из двух вагончиков. Я вышел на станции, где всё было закрыто и не было ни души. Я примерно помнил направление, по которому нужно идти, перешёл через железнодорожный путь и под непрекращающимся дождём пошёл по единственной (к счастью) асфальтированной дороге. Идти предстояло три километра. Учитывая дождь, сумку и постоянный подъём, не так уж мало. Время от времени меня обгоняли машины, и я дико завидовал их пассажирам. Прошла целая вечность, а замка не было видно. Но тут я увидел трактир…

Если в чешском селе есть хотя бы два дома, в одном из них обязательно будет трактир. Сидевшая там компания из четырёх человек меня внимательно выслушала, и один парень, изрядно нагруженный пивом стал показывать дорогу к замку. Я уже несколько раз сказал ему “декуйи, розумим”, но он всё не унимался.

Вскоре я всё-таки продолжил свой путь и к моей радости справа показался силуэт замка. Это меня взбодрило, но дорога поворачивала влево, и пришлось сделать обходной маневр, прежде чем я оказался у ворот отеля.
двор отеля

Отель Груба Скала. Отзыв

На ресепшене, который располагается в арке ворот, меня встретила девушка явно не чешской внешности. Скорее, кореянка или китаянка. Довольно быстро с помощью моего чешского языка, я получил ключ, который представлял из себя магнитную пластину. Номер мне отвели не в главном здании, а во флигеле,чем я сначала был недоволен.
Чехия. Отель

Но мой номер был очень хорош. В нём было всё, что нужно, и что не нужно. Очень порадовал горячий змеевик в ванной комнате, на который я сразу же повесил свою промокшую одежду. Было множество полотенец, разных тюбиков с моющими средствами, халаты. В комнате обрадовали большая кровать, большой шкаф, большой стол, в котором стоял сейф и бар-холодильник. А на столе стоял комплимент от директора отеля в виде шампанского и фруктов. В придачу на стене висел большой телевизор. Но больше всего меня порадовал чайник с набором чая и кофе, которым я сразу воспользовался.
номер отеля

После трудного долгого пути начинаешь ценить такие вещи как крыша над головой и горячий чай.

В моих планах на этот день была прогулка по окрестностям замка. Место, где я оказался, несомненно выдающееся. Совершенно сказочные скалы и ущелья. Но…погода. (Вот в верь прогнозам, что Чехия в ноябре обходится без дождя). В мокрой одежде идти под дождь? Я не до такой степени мазохист. Поэтому, надев то, что было наиболее сухим из моего гардероба отправился исследовать сам замок.
замок Груба Скала

Замок Груба Скала внутри

Первым владельцем замка Груба Скала считается некий пан Гинек, а упоминается он первый раз в 1353 году. Конечно, неоднократно перестраивался и реставрировался. Выглядит очень даже неплохо, хотя читал про некое запустение. В главном корпусе деревянная лестница скрипит… Так на то Груба Скала и старинный замок! В субботу в отеле было довольно много отдыхающих, но прогуливаясь по замку, не встретил ни души.
Замок Груба Скала

Ресторан в замке Груба Скала. Чехия в ноябре

Наслышан был о местной кухне. Что здесь очень вкусно готовят оленину и кролика. Внутри было красиво и уютно.
Ресторан в Чехии
Но в меню того, что ожидал, не увидел. В итоге выбрал свичкову.
свичкова
Два раза ел это блюдо, третий вариант был самым худшим. Решил добавить паштет. Паштет принесли в стеклянной баночке. Сверху слой белого жира, под ним зеленоватая плёнка, покрывающая паштет. Вспомнились слова булгаковского Воланда “Брынза не бывает зелёного цвета…ей полагается быть белой”. Всё же решил попробовать. На вкус – не очень.

В итоге, встал из-за стола с чувством лёгкого голода, как рекомендуют диетологи. А на следующее утро впервые за все путешествия по Чехии пришлось воспользоваться левомицитином.

Из замка Груба Скала до Турнова

Утро моего третьего дня в Чехии обещало ясную сухую погоду. И обещание своё сдержало. Это был единственный солнечный день за всю неделю. Ещё и завтрак был хорош в отличие от ужина. У меня был запланирован выезд в Либерец, а осмотр местных красот решил отложить на вечер.

Никак не мог привыкнуть к тому, что вечер наступает очень рано. Поэтому окрестности я так и не обошёл. Зато воспоминание о вчерашнем пути в замок сподвигло меня на мысль о такси. Спросил на ресепшене, мне ответили утвердительно. Узнав,что такси до станции Груба Скала и до города Турнов стоит одинаково 300 крон, естественно, выбрал вариант до Турнова. Очень быстро домчался до турновского вокзала. Оттуда час на поезде до Либереца. Обратно тоже ехал на такси. Рекомендую тем, кто не на машине, ехать в Груба Скала через Турнов, а дальше на такси.

Либерец

Либерец вызвал у меня двоякое чувство. С одной стороны красивая архитектура в центре. Особенно ратуша, которую видно, едва выходишь из вокзала,
Либерец. Ратуша
и вся центральная часть.
Либерец
С другой стороны, как-то не лёг этот город мне на сердце. Воскресенье. Толпы гуляющих, но информационный центр закрыт. Интересных сувениров не нашёл, и долго не мог найти, где пообедать. В итоге, присел только в привокзальном ресторанчике. Дальше был поезд до Турнова и такси до самого замка.

Снова Груба Скала. Чехия в ноябре

Когда вернулся, было ещё довольно светло и можно было побродить по скалам, но победила любовь к средневековью. Я не мог не подняться на башню со смотровой площадкой. На ресепшене можно попросить ключ, и самому открыть дверь. Вот как всё выглядит сверху.
Вид сверху
Либерец
Когда спустился вниз, туман и сумерки уже заключили замок и скалы в свои объятия. Всё опять приобрело таинственный и загадочный вид. Нигде я видел такой тёмной и тихой ночи, как здесь. Но с привидениями не повезло. Не появились. А, может быть, наоборот, повезло, что не видел. Кто их знает, что у них на уме? 😉

Ранним утром (я всегда рано просыпаюсь), едва рассвело, сделал небольшую вылазку в ущелье. Далеко идти не рискнул, но и то, что увидел, впечатлило.
Чехия
Пожалел, что на прогулку осталось так мало времени и пошёл за вещами. Две ночи в хорошем номере мне обошлись в 148 евро. Мне опять вызвали такси, и я с комфортом добрался до автовокзала Турнова. А после и до Праги.

Карта упомянутых в очерке мест.

Зелёными метками на карте обозначены места, упомянутые во второй части отчёта “Прага и Часлав”.

Для более глубокого знакомства с Чехией предлагаем послушать фрагмент вальса чешского композитора Антонина Дворжака.

Цикл рассказов автора Александра Кошелева о самостоятельном путешествии по Чехии найдёте в серии статей: