Старинные автомобили на Балканах

2
228
Старинные автомобили на Балканах

Старинные автомобили на Балканах – это совершенно особая тема. В богатых и даже не очень богатых европейских странах винтажные авто давно уже стали предметом гордости и коллекционирования. В Польше, Чехии, Нидерландах на улицах попадаются сияющие лаком образцы древней автомобилизации. Хотя аппараты класса “ведро с болтами” в Восточной Европе тоже встречаются. А как обстоят дела в Южной Европе, точнее на Балканах? Не сказал бы, что слишком радужно. Республики бывшей Югославии в основном небогатые. Единственное исключение среди них – Хорватия. Именно в Хорватии мы нашли автомобильный музей – единственный на нашем пути по Балканам.

Венгрия

Венгрия никоим образом не относится к Балканским странам. Она граничит с ними с севера. Мы прошли Венгрию насквозь с северо-востока на юг. Во времена “развитого социализма” и совета экономической взаимопомощи Венгрия обеспечивала автобусами Икарус половину Восточной Европы.
Сейчас Икарусы стали совершенной экзотикой везде, кроме самой Венгрии. Завод не выдержал конкуренции и обанкротился в 2007 году. Через несколько лет производство возобновили, но по масштабам оно несравнимо с временами, когда главным заказчиком был Советский Союз. Тогда завод выпускал десятки тысяч автобусов в год. За один Икарус Венгрия получала 18-20 “Жигулей”. Старые Икарусы 200 серии по прежнему встречаются на венгерских дорогах.

На пути к Токаю


Кто бы мог подумать ещё 10 лет назад, что “шестёрка” Жигулей станет экзотикой? Однако же стала. Тем более в Европе.

На уезженный Уазик-головастик я бы и внимания не обратил. Если бы он стоял на обочине где-нибудь под Костромой. Но этого я увидел в винодельческом Токае.

Сразу две Шкоды 100 попались нам неподалёку от городка с зубодробительным названием Ньиредьхаза. Одна машина явно принадлежит стритрейсеру.

Вторая куда как скромнее. Шкода на фото справа, слева – Сузуки Свифт.

Фургончик Баркас мы увидели в Эгере. Судя по внешнему виду он ещё вполне бодрый.
фургон баркас

Сербия. Старинные автомобили на Балканах

Особенности сербского автопарка стали заметны сразу после пересечения границы. По дороге в Нови Сад мы уперлись в Заставу Корал. Для бывшей Югославии это что-то вроде Таврии. В последние годы правления Иосипа Броз Тито эти машинки  пытались продавать в… США под названием Юго 45. Их даже покупали. По цене хорошего велосипеда.

Позже мы неоднократно встречали на балканских дорогах эти табуретки с мотором.
В Сербии в основном ездили по боковым дорожкам. Там нам попалось немало винтажа автохлама. О богатстве или бедности жителей легко судить по состоянию автопарка. В сербской провинции он немногим лучше, чем в провинции российской. Вот пара типичных картинок с дорог Сербии.

Где-то у Деспотоваца
По дороге в Студеницу

 “Заставы” и “ФИАТы”

Если в нашей провинции ездят Лады и Волги, то сербы предпочитают местные Заставы. Полное название марки Црвена Застава, что означает Красное Знамя. Завод в городе Крагуевац выпускал автомобили по лицензии ФИАТа. В 2008 году ФИАТ приобрёл их контрольный пакет акций. Так что марки “Застава” больше нет.

Самая распространённая старинная машина в Югославии – это Застава 750 или “Фича”. Прозвище машинки происходит от искаженного названия “ФИАТ”. Легендарный ФИАТ 600 конструкции Данте Джакозы представили в 1955 году. Спустя 10 лет югославы купили лицензию и производили его аж до 1985 года. “Фичи” до сих пор попадаются на дорогах. Иногда без номеров и в крайне ушатанном состоянии. Обе “Фичи” на фотографиях ниже стояли у монастыря Студеница. На обеих нет номеров, но они продолжают ездить. От дома до сельского магазина.

"Старинные автомобили на Балканах

Если “Фича” – это югославский “горбатый” Запорожец, то Заставу 128 можно сравнить с Жигулями. Только здешний потомок ФИАТА переднеприводный. Он опередил нашу “восьмёрку” на добрых 15 лет.
Старинные автомобили на Балканах

В Сербии попадаются и чистокровные ФИАТы. Например маленькие квадратные “Панды”. Грузопассажирская версия ждала своего владельца у монастыря Жича.
Старинные автомобили на Балканах
Полноприводный ФИАТ Панда мы увидели у монастыря Студеница. Представьте себе Оку 4х4, да ещё и собранную из нормальных комплектующих. Вот и будет ФИАТ Панда для лазанья по грязи.
Старинные автомобили на Балканах
По дороге в Сопочани я увидел очень редкий Пежо 309. Их и во Франции то не осталось.
Старинные автомобили на Балканах

Старинные автомобили на Балканах. Грузовики

Бывшая Югославия ещё со времён Иосипа Броз Тито обладает довольно мощной автомобильной промышленностью. Несмотря на распад страны большинство заводов продолжают работать. В их числе FAP (Фабрика Аутомобила Прибой) в Сербии. Вначале они выпускали грузовики по лицензии швейцарской фирмы Заурер, а позже перешли на Мерседесы. Неубиваемые Мерседесы 80-х годов часто встречаются на балканских дорогах.
мерседес
Другой местный производитель грузовиков и автобусов – это ТАМ (Товарня Аутомобили Марибор). Он находится в Словении. Как и в любой социалистической стране тамошние грузовики имели двойное назначение: гражданское и военное. Выпускали их по лицензии Магирус-Дойц.
Старинные автомобили на Балканах
Югославская автомобилизация шла в основном по “средиземноморскому” пути. Тот же завод ТАМ выпускал лёгкие грузовики по лицензии вездесущего ФИАТа.
Старинные автомобили на Балканах
Как и в любой небогатой стране, в Сербии ездит немало древнего коммерческого транспорта. Этим Мерседесам хорошо за 25 лет, а они до сих пор на ходу.
Старинные автомобили на Балканах

Черногория или Монтенегро

Маленькая горная страна не сильно пополнила мою копилку автостарины. Зато в ней нашлись потрясающе древние грузовики FAP, в смысле Заурер. Самосвал в стиле дизельпанк насчитывает около шестидесяти лет от роду. Ещё недавно он чистил снег на горных дорогах у подножия Чуреваца. Но ему на смену пришёл новый Унимог.
Старинные автомобили на Балканах
По дороге на Чуревац нам попался очередной ТАМ-ФИАТ. Их осталось немного, однако отношение к ним сугубо утилитарное. Примерно как к Газелям первых лет выпуска.

По пути к Адриатическому морю мы “на минутку” остановились в местечке Докович. Ради топливозаправщика FAP-Saurer.

И ещё одного ТАМа-Магируса. Его знаменитый дизель Дойц воздушного охлаждения прекрасно виден сквозь решётку радиатора. Напомню, что такие двигатели ставились на Магирусы, работавшие на строительстве БАМа почти 50 лет назад.
Старинные автомобили на Балканах
Черногория не добавила ничего нового в коллекцию легковых машин. В раскрученной Будве я увидел итальянский ФИАТ 128 последних лет выпуска. Это был именно ФИАТ, а не Застава. Его легко отличить по кузову “седан”.
Старинные автомобили на Балканах
фиат
Этому экземпляру было минимум 40 лет. “Итальянцев” той поры сохранилось очень мало. По легенде, в этом “виноват” низкокачественный стальной прокат, которым Советы расплачивались с Италией за Волжский автозавод.
В Черногории никуда не денешься от вездесущих “Фичей”. Увы, аппарат из городка Пераст знавал лучшие дни. Машина снята с учёта и брошена гнить на набережной.
Старинные автомобили на Балканах
Старинные автомобили на Балканах

Хорватия. Полуостров Пелешац

Основную часть нашего путешествия мы посвятили Хорватии. Мы проехали почти всё Адриатическое побережье от Дубровника до Задара. Больше всего старья винтажных автомобилей нам попалось именно на берегу Адриатики. В городке Стон я впервые в этой поездке увидел Рено 4. Их выпускали по французской лицензии в словенском городе Нове Место и за 20 с лишним лет наделали больше полумиллиона. Потешные автомобильчики до сих пор колесят по балканским дорогам.
Старинные автомобили на Балканах
На полуострове Пелешац я пополнил свою коллекцию древних грузовиков Мерседес. Капотный самосвал семидесятых годов стоял на обочине дороги №414.

Это главная артерия полуострова. Она ведёт от Стона к Оребичу мимо многочисленных винных погребов. На этой же дороге мне попался на глаза не то сервис, не то свалка старых автомобилей. Может быть, это будущий автомобильный музей. Вот только его экспонаты выглядят весьма неприглядно.
Самыми массовыми оказались “Фичи”.
Старинные автомобили на Балканах
Второе место заняли Рено 4.
Старинные автомобили на Балканах

Полуразобранный “Жук” печально взирал на своих четырёхколёсных собратьев с крыши сарая.
Старинные автомобили на Балканах
Были там и настоящие редкости. В их числе французский Рено 12 начала 70-х годов. Соседнюю зелёную машину без решётки и бампера мне опознать не удалось. Хотя я предполагаю, что это Хиллман Эвенджер.
Старинные автомобили на Балканах
Среди типичного местного металлолома валялся жёлтый Аутобьянки А112. Я видел такой лишь однажды во французской глубинке.

Фольксваген Гольф Мк I кое-где уже считается редкостью. Но только не в бывшей Югославии. В столице Боснии и Герцеговины Сараево в 70-е годы начали собирать сначала Фольксваген Жук, а затем и Гольф 1. Последних изготовили около 150 тысяч. Гольфы 1 ещё встречаются на берегах Адриатики.
Старинные автомобили на Балканах
В городе Стон я увидел автомобиль, полностью исчезнувший с российских, да и с европейских дорог. Это Опель Кадетт D – первый переднеприводный автомобиль в истории марки.
Старинные автомобили на Балканах
Старинные автомобили на Балканах
Авто на удивление в неплохом состоянии. На нём почти нет ржавчины. Странно, ведь недаром говорят: “если заехать на Опеле в лес и заглушить двигатель, то можно услышать как он гниёт”.

Старинные автомобили на Балканах. Босния и Герцеговина

Во время нашего Балканского путешествия мы на денёк завернули в Боснию и Герцеговину. Именно там нам встретилось больше всего редких старинных машин. Идеальный Гольф Мк I ждал меня у подножия старинной крепости Почитель.
Старинные автомобили на Балканах
Целая площадка винтажных авто оказалась на подъезде к интереснейшему Мостару.

Некоторые из них безусловно могут считаться раритетами. В первую очередь это Шевроле Бель-Эйр 63-го или 64-го модельного года. Похоже, что огромный “американец” живёт здесь со времён Иосипа Броз Тито.

Старинные автомобили на Балканах
К редкостям стоит отнести и БМВ 1602 рубежа 60-70-х годов. Это дальний предок нынешней “трёшки”.
Старинные автомобили на Балканах
Слева от БМВ стоит синий Рено 5 первого поколения, а справа – вездесущая “Фича”.

Ситроен Диана особой редкостью не считается, особенно во Франции. Но здесь такая машинка попалась мне в первый и единственный раз.
Старинные автомобили на Балканах

Легендарный VW Т2 находится в ужасном состоянии. Невольно вспомнишь покойного Михаила Красинца с его гектарами, заставленными металлоломом.
Старинные автомобили на Балканах
Последний экземпляр этой придорожной коллекции заслуживает уважения. Это Мерседес Бенц W111 – дальний предок S-класса. Его выпускали почти 10 лет с 1959 по 1968 год. Всего произвели чуть больше 300 тысяч автомобилей, включая купе и кабриолеты.
Старинные автомобили на Балканах
Старинные автомобили на Балканах

Хорватия. Автомобильный музей в Скрадине

Мы приехали в Скрадин ради водопадов Крка. Автомобильный музей оказался удачной интерлюдией среди архитектурных и природных красот Хорватии. На сайте уже есть подробный отчёт об этом музее. Здесь я покажу лишь довоенный коллекционный Пежо 301. Судя по значку немецкого автоклуба, эта машина попала в Хорватию совсем недавно с мирными культурологическими целями.
Старинные автомобили на Балканах
Парочка любопытных машин стояла на площадке перед музеем. Французская СИМКА 1100 появилась в 1968 году. Машину отличал передний привод и поперечное расположение двигателя. Сама по себе СИМКА 1100 была заурядной машиной как по своим характеристикам, так и по дизайну. Но марка СИМКА (Крайслер-Франс, Тальбот, нужное подчеркнуть) исчезла в конце 80-х годов. Возраст самой машинки также   весьма почтенный. Её прекратили выпускать в 1981 году.
Старинные автомобили на Балканах
Оказалась здесь и вазовская “копейка” в отличном состоянии. В субтропическом климате Средиземноморья автомобили сохраняются куда лучше, чем в “коктейле-лужкофф”, который зимой без меры льют на наши дороги.
Старинные автомобили на Балканах

Типичное балканское ретро

Мы немало поколесили по Далмации. Если ехать вдоль побережья, то никак не минуешь старую дорогу времён Тито. Когда-то она носила гордое название Магистрала. Сейчас основной поток транспорта идёт по платной автостраде. Мы остановились чтобы полюбоваться морем и… погрузились в прошлое. За пару минут по Магистрала проехали два самых распространённых винтажных югославских автомобиля: “Фича”

и Рено 4.

Эти машинки попадались нам на улицах прибрежных городков и горных дорогах. Вот такую очаровательную оранжевую “Фичу” мы “поймали” на мосту в Трогире.
Старинные автомобили на Балканах
А Рено 4 встречались нам чаще, чем во Франции.
Старинные автомобили на Балканах
Старинные автомобили на Балканах
На подъезде к Сплиту я догнал роскошный штрих-ахт (/8). Наверное когда-то на этой машине возили крупного деятеля из союза коммунистов Югославии.

Старинные автомобили на Балканах
А может и нет. Как рассказали мне в автомобильном музее в Скрадине, коммунистические чиновники и офицеры югославской народной армии предпочитали советские автомобили. Однако ни одной Волги на Балканах мне так и не попалось.
Зато попался Польский ФИАТ 126р. Их и на родине то почти не осталось. А машинка из Трогира оказалась просто вылизанной до блеска. На шинах даже были вайтволлс ( белые боковины), что совсем нехарактерно для такого скромного автомобильчика.
Старинные автомобили на Балканах
Старинные автомобили на Балканах
Надеюсь, что это не последний отчёт о европейском автохламе винтажном автопарке. Более ранние статьи можно посмотреть по ссылкам.

Музей автомобилей в Скрадине (Хорватия).

Старинные автомобили в Польше

Чехия. Винтажные автомобили

Старинные автомобили в Голландии

Бельгия. Авто-ретро

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь