Выставка Грабаря в Третьяковской галерее

4
616
Иней. 1906 год. Грабарь
Иней. 1906 год. Ярославский художественный музей.

С конца ноября 2022 года до 26 февраля 2023 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка произведений Игоря Эммануиловича Грабаря. Выставка Грабаря приурочена к стапятидесятилетнему юбилею со дня рождения живописца – искусствоведа – учёного – архитектора.
В этом обзоре покажем несколько работ художника, представленных на выставке. Расскажем о её структуре. Дадим полезную информацию посетителям. С неё и начнём.

Выставка И.Э.Грабаря. Адрес, билеты, часы работы музея

Адрес Инженерного корпуса Третьяковской галереи, где проходит выставка Грабаря – Лаврушинский переулок, д.12. На снимке виден фрагмент здания красного цвета – это Инженерный корпус. Это соседнее с основной экспозицией здание.

Инженерный корпус ГТГ
Красное здание справа – Инженерный корпус Третьяковской галереи, Лаврушинский 12.

Выставка работает ежедневно кроме понедельника. Открывается музей в 10.00. Во вторник, среду и воскресенье выставка закрывается в 18.00.
По четвергам, пятницам и субботам работает до 21 часа.

Ближайшая к музею станции метро – Третьяковская. Немного дальше идти от станций Новокузнецкая и Полянка.

Предложим подробный иллюстрированный навигатор “Как добраться до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке от станций метро Третьяковская, Новокузнецкая, Полянка”.

Полный билет на выставку стоит 600 рублей. Цена льготных билетов – 350 и 300 рублей.
Специально для выставки Грабаря ГТГ подготовила аудиогид. Его стоимость – 350 рублей. Также в приложении izi.TRAVEL есть короткий бесплатный аудиотур по выставке. Её куратор Ольга Атрощенко рассказывает о десяти картинах Грабаря.

Билеты можно купить онлайн на сайте Третьяковской галереи (ссылка есть ниже).
Также билеты на выставку Грабаря продают в кассах.

В будний день ноября в первой половине дня мы прошли на выставку свободно, не было никакой очереди. НО! Выставка Грабаря чрезвычайно популярна.

На выставке Грабаря
На выставке Грабаря

Возможно, в выходные дни и на новогодние каникулы перед входом выстроится очередь.

Структура выставки

Работы И.Э.Грабаря распределили по нескольким залам.
Осмотр начинается с третьего этажа. В музее есть навигация по залам, установлены указатели “начало осмотра”, “продолжение осмотра”. По нашему мнению, порядок осмотра не важен.

Первый раздел называется “Усадебный пейзаж”. В нём представлены ранние картины мастера.

Название “Усадебный пейзаж” весьма условно. Уже в ранние годы Игорь Эммануилович работал в разных жанрах – натюрморта, пейзажа, портрета. В этом зале представлены картины, выполненные до 1917 года.

И.Грабарь. Фабрика Якунчиковых в Наре.
И.Грабарь. Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901. Нижегородский государственный художественный музей.

Основной раздел назван “Грабарь живописец”. В этом светлом зале представлены самые известные работы художника из собрания Третьяковской галереи. Здесь увидите полотна, которые он создал будучи зрелым мастером.

Выставка Грабаря в Третьяковской галерее
Выставка Грабаря в Третьяковской галерее

Есть вещи из частных коллекций и провинциальных музеев.
Выставка Грабаря в Третьяковской галерее

Если вы не знакомы с творческим путём художника, информационные стенды восполнят этот пробел. На одной из стен выставочного зала представлена полная биография мастера, иллюстрированная снимками из личного архива.

В небольшом помещении основной части выставки показан труд Грабаря как учёного-искусствоведа. Там вы увидите фрагмент его библиотеки, написанные им книги, несколько эскизов и графических работ.
Выставка Грабаря в Третьяковской галерее

Заключительная часть выставки представляет Игоря Эммануиловича Грабаря директором Третьяковской галереи и реставратором. В зале на втором этаже выставляются несколько его портретов и автопортретов. Показаны работы русских авангардистов, которые появились в собрании ГТГ благодаря Грабарю.

Работы К.С.Петрова-Водкина, Н.С.Гончаровой, М.Лентулова на выставке И.Э.Грабаря
Работы К.С.Петрова-Водкина, Н.С.Гончаровой, М.Лентулова на выставке И.Э.Грабаря

Также на выставку привезли древние иконы, которые обнаружили и отреставрировали при непосредственном участии Игоря Эммануиловича.

Древнерусская живопись.
Древнерусская живопись.

Теперь покажем несколько отдельных полотен И.Э.Грабаря. Нам они показались наиболее впечатляющими.

Полотна И.Э.Грабаря на выставке

Игорь Эммануилович Грабарь за долгую творческую жизнь пробовал себя в разных жанрах. На выставке представили и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Какие-то работы понравились нам больше, какие-то меньше. Обзор начнём с натюрмортов.

И.Э.Грабарь. Натюрморты

Созданные в начале ХХ века натюрморты Грабаря выполнены в импрессионистическом ключе. В его композициях столько света, что иногда хочется надеть солнечные очки. Живописец часто располагает предметы на белоснежной скатерти. В своих натюрмортах мастер использует много голубого цвета потрясающих оттенков от цвета льда, нежно-голубоватых до цвета морских глубин, индиго и ультрамариновых.

И.Грабарь. Дельфиниумы.
И.Грабарь. Дельфиниумы. 1944 г., Новокузнецкий художественный музей.

Живописные рефлексы в натюрмортах Грабаря перебегают с предмета на предмет. Фрукты, цветы, посуда создают единую композицию, где всё продумано и выстроено.

Сирень и незабудки. 1905 год. И.Грабарь
Сирень и незабудки. 1905 год. Ярославский художественный музей.

Часто, как в натюрморте “Яблоки”, мы видим случайный фрагмент стола, где россыпь медовых яблок оттеняется холодной синевой посуды.

Грабарь. Яблоки
Яблоки. 1905 г, Саратовский художественный музей им. Радищева.

Несколько вещей представляют Грабаря последователем Сезанна.

Натюрморт. Груши на синей скатерти. Грабарь.
Натюрморт. Груши на синей скатерти. 1922 г., Нижегородский художественный музей.
Натюрморт с жёлтым абажуром., Грабарь
Натюрморт с жёлтым абажуром. 1891 г. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Портреты И.Э.Грабаря на выставке в Третьяковской галерее

Подозреваю, что многие знают Грабаря как пейзажиста и создателя натюрмортов. Но мастер работал и в портретном жанре. Известен его автопортрет в белом халате, завершённый в 1935 году.

И.Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате)
И.Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате) 1934-35 гг. ГТГ

Менее знаком более поздний автопортрет в шубе 1947 года. Хранится он в Третьяковской галерее, передан в музей вдовой мастера по его завещанию.

И.Грабарь. Автопортрет в шубе
И.Грабарь. Автопортрет в шубе. 1947 год. ГТГ

Мы никогда раньше не видели автопортрета художника с супругой. Художник написал его специально для выставки русского искусства, проходившей в Нью-Йорке в 1924 году. Обратите внимание, автопортрет написан на фоне пейзажа Грабаря “Ясный осенний вечер”.

Автопротрет с женой. И.Грабарь
Автопротрет с женой. 1923 г. Новокузнецкий художественный музей.

Этот пейзаж также фигурирует на выставке.

Ясный осенний вечер. 1923, ГТГ. Выставка Грабаря
Ясный осенний вечер. 1923, ГТГ. Выставка Грабаря.

В импрессионистической манере исполнен портрет С.С.Прокофьева. Художник и композитор познакомились ещё в 1915 году. В 1941 вместе оказались в эвакуации в Нальчике. Мастер запечатлел Прокофьева за работой над оперой “Война и мир”.

Портрет Сергей Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", Грабарь
Портрет Сергея Прокофьева за работой над оперой “Война и мир”, 1941 год, Третьяковская галерея.

Среди множества других работ мы выделили портрет уважаемого Петра Дмитриевича Барановского, спасителя многих древних храмов, основателя музея-заповедника Коломенское.

И. Грабарь. Портрет архитектора-реставратора П.Д.Барановского,
И. Грабарь. Портрет архитектора-реставратора П.Д.Барановского, 1938-1951 г.г. Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

Трудно пройти мимо портрета Ксении Дмитриевны Медовой, вероятно, приятельницы супруги Грабаря.

Портрет К.Д.Медовой,
Портрет К.Д.Медовой, 1932, ГРМ, Санкт-Петербург.

Мне очень понравился портрет дочери мастера. На картине она выглядит взрослой девушкой. На самом деле Игорь Эммануилович написал дочь, когда ей было всего 12 лет. Она поразительно похожа на отца!

Зимой. Портрет дочери. Выставка Грабаря
Зимой. Портрет дочери. 1934 год. ГТГ

На выставке есть и другой портрет Ольги Грабарь. Ольга Игоревна окончила биофак МГУ, хорошо знала немецкий язык и пошла на фронт переводчицей. После войны, дважды овдовев и потеряв сына, жила в Москве в доме на Котельнической набережной.

Портрет О.И.Грабарь, дочери художника
Портрет О.И.Грабарь, дочери художника, 1935 г. Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

И.Э.Грабарь. Зимние пейзажи

Игорь Грабарь – значительное явление в русской живописи первой половины ХХ века. Он является одним из плеяды живописцев, прославивших русское искусство. Но есть в пейзажной живописи тема, где Грабарь единственный и неповторимый. Посмею сказать, что в жанре зимнего пейзажа ему нет равных в мировой истории искусства. Да, есть Рокуэл Кент и есть Ришар Савуа (Richard Savoie). Они, несомненно, достойные мастера. Но так передавать свет и неуловимые состояния зимних сумерек, настроение природы, белого снега на фоне белого неба, кроме Грабаря не мог никто, (если не брать в расчёт А.К.Саврасова).

Более того, Игорь Эммануилович оставил воспоминания о том, как создавался тот или иной пейзаж. Предоставим ему слово, пусть художник сам расскажет о своих необыкновенных работах. Вы сами можете выбрать формат – видео или текстовый с иллюстрациями.

Выставка Грабаря. “Мартовский снег”. 1904 год
Мартовский снег. Грабарь
“Мартовский снег”, 1904 г. ГТГ

“…В течении всего февраля, марта и половины апреля я переживал настоящий живописный запой, с утра до вечера, пока ещё светло, работал на натуре. Меня очень заняла тема весеннего мартовского снега осевшего, избороджённого лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем. В солнечный день в ажурной тени от дерева на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые давно меня уже манили… Присторившись в тени дерева и имея перед собой перспективу дороги, которую развезло, и холмистой дали с новым срубом, я с увлечением начал писать. Закрыв почти весь холст, я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрикнул от восхищения и, попросив её остановиться на десять минут, вписал её в пейзаж”.

“Белая зима. Грачиные гнёзда”. 1904 год
Белая зима. Грачиные гнёзда
Белая зима. Грачиные гнёзда. 1904, ГТГ

В деревне Шестове, верстах в двух от усадьбы, я заметил красивые плакучие берёзы, усеянные шапками грачиных гнёзд. Мне давно хотелось написать такую берёзу в зимний серебристых день, без солнца. Я взял старую избёнку со срубом цвета оксидированного серебра, занесённую снегом, а рядом с ней берёзу. Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой берёзой. Эта белизна, без белильности, кажется удалась”.

“Морозное утро. Розовые лучи”. 1906 год
Морозное утро. Розовые лучи. Выставка Грабаря.
Морозное утро. Розовые лучи. 1906 г, коллекция В.И.Некрасова, Москва. Выставка Грабаря.

“Январь 1906 года прошёл под знаком инея. Тогда я написал морозное утро, с красными лучами, прямо из окна своей дугинской комнаты. Этот мотив занимал меня давно, но его долго не удавалось поймать. Берёзовая рощица возле дома, с несколькими соснами, вкраплёнными в них, заслоняла моё окно от восходящего солнца; лучи его покрывали огненно-розовыми брызгами всю площадь снега под деревьями, которые отбрасывали бирюзовые, расходящиеся радиально на зрителя тени. Всё это давало впечатление какого-то геометрического узора.”

“Иней”. 1906 год
Иней. 1906 год. Грабарь
Иней. 1906 год. Ярославский художественный музей.

“Пишу главным образом на всякие лады иней: в серый день, в солнце, утром и вечером. Задумываю большую сюиту “День инея”, для которой пишу без конца маленькие быстрые цветные наброски, минут по пять – десять, больше нельзя, стынет на морозе краска. Из этих набросков и пометок комбинирую в мастерской большую композицию, очень сложную со стороны технической, построенную на всяких трюках, без которых трудно было бы передать эффект, одновременно графический и живописный, наблюдаемый в некоторые инейные дни и при некоторых видах инея, ибо последние весьма разнообразны и разнородны.”

В гололедицу. 1908 год
В гололедицу. Выставка Грабаря.
В гололедицу. 1908 год. Государственный музей изобразительного искусства республики Татарстан, Казань. Выставка Гарабаря.

Стояла гололедица да такая, что я в жизни не видел. На западе, как раз над Москвой было совершенно зелёное небо, и по нему ползли малиново-красные облака. Точно гигантский символ, отброшенный с земли на небо. И вот эта красочная оргия опрокинулась в зеркале обледеневшего снега. Это было красочное безумие. И в довершение всего мимо меня тихо и важно мелькнул огромный силуэт сгорбленной женщины с ведёрками, шедший прямо по направлению к горевшим облакам. Фантастическая символика всего этого ещё более подчёркивалась геометрической кабалистикой сходившихся к горизонту у облаков дорожных колей. Кажется мне, что кое-что удалось мне здесь выразить из пережитого тогда.

Зимние пейзажи Грабарь писал и много лет спустя, в 1933 году.

Старый сарай в морозный день.
Старый сарай в морозный день. 1933, ГТГ.

“Сентябрьский снег” также совсем не выбивается из темы зимних видов. Разве что немного странно видеть жёлтую листву склонившихся над заснеженной террасой берёз.

Сентябрьский снег, Выставка Грабаря
Сентябрьский снег, 1903, ГТГ
“Февральская лазурь” на выставке Грабаря

Показали и знаменитую “Февральскую лазурь”. Она как бы открывает основной раздел выставки.

Февральская лазурь,
Февральская лазурь, 1904, ГТГ

«В то необычайное утро природа праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба…Если хоть десятую долю этой красоты передать, то и то будет бесподобно.
Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно и мне посчастливилось писать несколько дней подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре.
Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных. Наиболее свое, не заимствованное…»

***

Игорь Эммануилович прожил долгую жизнь, он скончался на 89-м году от роду. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Выставка Грабаря. Где купить билеты

Ещё раз повторю, что билеты на выставку можно купить в день её посещения в кассе Инженерного корпуса. Но лучше позаботиться об этом заранее. Тем более, что Третьяковская галерея даёт возможность купить льготные билеты онлайн.

Купить билет на выставку И.Э.Грабаря на сайте ГТГ. Выбираем дату и время.

В заключении добавим, что одновременно с юбилейным показом работ Грабаря в Москве открыты выставки “Сны Сибири” в Историческом музее и “Миражи” с коллекцией картин А.Савинова в музее Русского импрессионизма.

Предложим читателям обзоры прошедших в разные годы выставках в Третьяковской галерее.

Лики модерна.
Тайны старых картин.
Выставка В.А.Серова.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Картины Грабаря вдохновляют. Я как-то даже попробовала нарисовать его картину “Иней. Восход солнца”. До великого мастера, конечно, мне далеко, но ощущение состояния инея и восходящего солнца, во время работы наполняло меня радостью и покоем. Получившийся результат я показывала у себя в блоге в посте “День инея. Игорь Грабарь”.

    • Валентина, даже замахнуться на копию Грабаря – это уже огромный шаг! Вы молодчина!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь