М.А.Врубель. Декоративное панно “Утро”

2
619
Декоративное панно Врубеля.
М.Врубель. Панно Утро.

Михаил Врубель написал панно «Утро» по заказу четы Морозовых для их особняка на Спиридоновке. Савва Морозов и его супруга Зинаида заказали мастеру три аллегорических панно на тему «Времена дня». Заказчики сначала с восторгом приняли как эскизы, так и сами панно.
Н.И. Забела в письмах упоминала:

«<…> «Утро» и «Вечер» восхитили Морозова, и он даже не хочет, чтобы Миша их еще заканчивал, находя, что уже лучше ничего нельзя сделать. «День» же еще придется поработать, и для этого придется взять мастерскую».

Декоративное панно Врубеля.
М.Врубель. Панно Утро, 1897

Но позднее Морозовы несколько раз изменяли свое мнение. Тем не менее панно были приняты в окончательной авторской редакции.

Стиль модерн предполагает пристрастие к аллегорическим сюжетам. Они явно прослеживаются в панно «Утро».
Художник задумал изобразить четыре символические женские фигуры русалок. Они олицетворяют пробуждающуюся природу. Попробуйте отыскать на полотне все четыре фигуры.

М.Врубель. Панно Утро.

Среди чарующего сплетения исполинских растений, замысловатых цветов и причудливых трав возвышается фигура обнаженной женщины, встречающей восходящий свет.

Врубель. Панно "Утро".

Её художник назвал “Лучом” и связал с другой героиней, причудливо изогнувшейся и устремившейся из лесных зарослей к небу.

Врубель. Декоративное панно
Слева из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья девушка. Она представляет момент пробуждения ото сна. Лицо русалки всё еще неподвижно. Лишь открылись большие глаза, в них появляется первая утренняя мысль, как продолжение последнего сновидения.
Четвёртая фигура справа обрезана рамой. У правого края полотна Врубель написал женскую головку с выражением то ли крика отчаяния, то ли страха на лице. Создается такое впечатление, будто «русалка» увидела что-то ужасное.

Врубель. Панно "Утро".
Врубель. Панно “Утро”. Фрагмент.
Современники о панно “Утро”

О том, что означают изображённые на панно русалки, мы знаем из писем сестры Забелы, Екатерины Ивановны Ге. Она вспоминала, что фигуры олицетворяли солнечный луч, просыпающуюся землю, воду, и улетающий туман.

«Панно «Утро» очень большого размера, на нем 4 аллегорических фигуры. Солнечный луч, на высоте стоящая фигура, просыпающаяся земля и вода и утренний туман – все это на фоне густой первобытной зелени и цветов. <…> Написал Врубель «Утро», кажется, в месяц времени, это очень скоро, так как панно громадное».

Б.К.Яновский, композитор и музыкант, друг семьи Врубель в своих «Воспоминаниях о Врубеле» описал собственные впечатления от декоративных панно:

«В той же мастерской, где когда-то Н.Н. Ге показывал нам свое «Распятие», Врубель демонстрировал только что законченные «Утро», «Вечер», «Полдень». Понять я в них с первого раза ничего не понял. Мне казалось странной манерой писать пейзаж, странными казались эти символические фигуры с огромными глазами, странным казался и колорит. Лишь впоследствии я начал чувствовать своеобразную прелесть врубелевского стиля».

Но далеко не все разделяли точку зрения Яновского. Панно подвергли яростной критике. Владимир Стасов писал:

«От начала и до конца тут нет ничего, кроме сплошного безумия и безобразия, антихудожественности и отталкивательности./…/ Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще, зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть — кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?/…/ Сколько ее ни рассматривайте, и прямо, и сбоку, и снизу, и сверху, пожалуй, даже хотя сзади — все равно везде одна чепуха, чепуха и чепуха, — безобразие, безобразие и безобразие…»

Когда же самого Врубеля просили объяснить, что всё это значит, он отвечал, что всё это всего-навсего сказка.

Четыре женских изображения усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Созданные художником образы многозначны. Цветовая гамма панно с преобладающими зелёными тонами создаёт ощущение прохлады раннего утра, когда солнце еще только должно появиться из-за невидимого горизонта.

Декоративное панно “Утро” Михаила Врубеля находится на постоянной экспозиции в Русском музее Санкт-Петербурга.

Считаем уместным добавить мнение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой о Михаиле Врубеле:

«Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство. Сидя со мной, он, бывало, рисовал и часами мечтал вслух, давая волю своей богатой, пышной фантазии…”

О триптихе “Фауст” и “Суд Париса” мы рассказали в отдельной публикации.

Если вам нужна бюджетная гостиница в центре Санкт-Петербурга, обратите, пожалуйста, внимание на наш обзор:

Недорогие гостиницы Санкт-Петербурга. 

О том, что новичку посмотреть в Северной Пальмире мы поведали в публикации

“Санкт-Петербург для чайников”.

Если вы молоды и вам не интересны банальные достопримечательности, предложим немного другой их набор:

“Санкт-Петербург для молодёжи”. 

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересная картина. На первый взгляд я даже не заметила две фигуры: верхнюю и справа. Фигура “Луч” особенно хороша, столько грации. Да, у Врубеля своеобразная манера письма, эскпресивная, с крупными мазками, казалось бы беспорядочными. Но это прямо чудо, когда из беспорядочности мазков появляются узнаваемые изображения и красота.

    • Я ещё очень жалею, что на выставке не было “Полдня” и “Вечера”. “Полдень” точно сохранился, но местонахождение не обнаружила. Возможно, что остался в особняке Морозовых на Спиридоновке в Москве, который сейчас занимает МИД. Следов “Вечера” не нашла.
      Манера у Врубеля действительно своеобразная. Я думаю, что судить о панно нужно всё же в обстановке интерьера, для которого они были предназначены. Но “Луч” действительно восхитителен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь