Михаил Врубель написал панно «Утро» по заказу четы Морозовых для их особняка на Спиридоновке. Савва Морозов и его супруга Зинаида заказали мастеру три аллегорических панно на тему «Времена дня». Заказчики сначала с восторгом приняли как эскизы, так и сами панно.
Н.И. Забела в письмах упоминала:
«<…> «Утро» и «Вечер» восхитили Морозова, и он даже не хочет, чтобы Миша их еще заканчивал, находя, что уже лучше ничего нельзя сделать. «День» же еще придется поработать, и для этого придется взять мастерскую».
Но позднее Морозовы несколько раз изменяли свое мнение. Тем не менее панно были приняты в окончательной авторской редакции.
Стиль модерн предполагает пристрастие к аллегорическим сюжетам. Они явно прослеживаются в панно «Утро».
Художник задумал изобразить четыре символические женские фигуры русалок. Они олицетворяют пробуждающуюся природу. Попробуйте отыскать на полотне все четыре фигуры.
Среди чарующего сплетения исполинских растений, замысловатых цветов и причудливых трав возвышается фигура обнаженной женщины, встречающей восходящий свет.
Её художник назвал “Лучом” и связал с другой героиней, причудливо изогнувшейся и устремившейся из лесных зарослей к небу.
Слева из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья девушка. Она представляет момент пробуждения ото сна. Лицо русалки всё еще неподвижно. Лишь открылись большие глаза, в них появляется первая утренняя мысль, как продолжение последнего сновидения.
Четвёртая фигура справа обрезана рамой. У правого края полотна Врубель написал женскую головку с выражением то ли крика отчаяния, то ли страха на лице. Создается такое впечатление, будто «русалка» увидела что-то ужасное.
Современники о панно “Утро”
О том, что означают изображённые на панно русалки, мы знаем из писем сестры Забелы, Екатерины Ивановны Ге. Она вспоминала, что фигуры олицетворяли солнечный луч, просыпающуюся землю, воду, и улетающий туман.
«Панно «Утро» очень большого размера, на нем 4 аллегорических фигуры. Солнечный луч, на высоте стоящая фигура, просыпающаяся земля и вода и утренний туман – все это на фоне густой первобытной зелени и цветов. <…> Написал Врубель «Утро», кажется, в месяц времени, это очень скоро, так как панно громадное».
Б.К.Яновский, композитор и музыкант, друг семьи Врубель в своих «Воспоминаниях о Врубеле» описал собственные впечатления от декоративных панно:
«В той же мастерской, где когда-то Н.Н. Ге показывал нам свое «Распятие», Врубель демонстрировал только что законченные «Утро», «Вечер», «Полдень». Понять я в них с первого раза ничего не понял. Мне казалось странной манерой писать пейзаж, странными казались эти символические фигуры с огромными глазами, странным казался и колорит. Лишь впоследствии я начал чувствовать своеобразную прелесть врубелевского стиля».
Но далеко не все разделяли точку зрения Яновского. Панно подвергли яростной критике. Владимир Стасов писал:
«От начала и до конца тут нет ничего, кроме сплошного безумия и безобразия, антихудожественности и отталкивательности./…/ Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще, зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть — кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?/…/ Сколько ее ни рассматривайте, и прямо, и сбоку, и снизу, и сверху, пожалуй, даже хотя сзади — все равно везде одна чепуха, чепуха и чепуха, — безобразие, безобразие и безобразие…»
Когда же самого Врубеля просили объяснить, что всё это значит, он отвечал, что всё это всего-навсего сказка.
Четыре женских изображения усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Созданные художником образы многозначны. Цветовая гамма панно с преобладающими зелёными тонами создаёт ощущение прохлады раннего утра, когда солнце еще только должно появиться из-за невидимого горизонта.
Декоративное панно “Утро” Михаила Врубеля находится на постоянной экспозиции в Русском музее Санкт-Петербурга.
Считаем уместным добавить мнение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой о Михаиле Врубеле:
«Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство. Сидя со мной, он, бывало, рисовал и часами мечтал вслух, давая волю своей богатой, пышной фантазии…”
О триптихе “Фауст” и “Суд Париса” мы рассказали в отдельной публикации.
Если вам нужна бюджетная гостиница в центре Санкт-Петербурга, обратите, пожалуйста, внимание на наш обзор:
Недорогие гостиницы Санкт-Петербурга.
О том, что новичку посмотреть в Северной Пальмире мы поведали в публикации
“Санкт-Петербург для чайников”.
Если вы молоды и вам не интересны банальные достопримечательности, предложим немного другой их набор:
Интересная картина. На первый взгляд я даже не заметила две фигуры: верхнюю и справа. Фигура “Луч” особенно хороша, столько грации. Да, у Врубеля своеобразная манера письма, эскпресивная, с крупными мазками, казалось бы беспорядочными. Но это прямо чудо, когда из беспорядочности мазков появляются узнаваемые изображения и красота.
Я ещё очень жалею, что на выставке не было “Полдня” и “Вечера”. “Полдень” точно сохранился, но местонахождение не обнаружила. Возможно, что остался в особняке Морозовых на Спиридоновке в Москве, который сейчас занимает МИД. Следов “Вечера” не нашла.
Манера у Врубеля действительно своеобразная. Я думаю, что судить о панно нужно всё же в обстановке интерьера, для которого они были предназначены. Но “Луч” действительно восхитителен.