Михаил Александрович Врубель создал триптих «Фауст» в 1896 году для интерьера дома Алексея Викуловича Морозова в бывшем Введенском, ныне Подсосенском переулке. К этой работе его привлёк архитектор Фёдор Осипович Шехтель. Триптих предназначался для украшения готического кабинета особняка Морозова. Панно составляют три отдельных вертикальных холста.
Читать триптих следует слева направо.
Мефистофель и его ученик
В левой части триптиха изображены враг рода человеческого и его молодой ученик Фауст.
Они находятся в настоящей лаборатории средневекового алхимика. С потолка свисает чучело крокодила, на страницах древней инкунабулы лежит череп.
Контраст двух образов разителен. Врубель противопоставляет чистую юность, жадную до всего нового и неведомого, с образом зла.
Маргарита
Центральная часть триптиха – прекрасная Маргарита. На картине Врубеля Маргарита подавлена тяжелыми предчувствиями, печально глядит на нее Фауст с соседнего полотна.
Это театрализованный портрет жены художника в костюме Маргариты из оперы Гуно «Фауст». Надежда Забела исполняла партию Маргариты в харьковском театре. Одновременно это и свадебное платье – Врубель изобразил свою невесту.
Девушка невинна, она лишь стала жертвой соблазнения Фауста. Символом чистоты Маргариты стали белоснежные лилии у её ног.
Через некоторое время после написания панно художник обвенчался со своей музой. Как всегда, события реальной и творческой судьбы Врубеля оказались неразделимы.
Фауст
Завершает триптих зрелый образ Фауста – правая часть триптиха.
Под потолком комнаты также висит чучело крокодила.
Но нет черепа, нет древних книг, только разбросанные свитки и кафедра с лежащим на ней одиноким томом.
Фауст стоит, вглядываясь в открытое окно. Увидел ли он в нём Маргариту? Черты учёного расслабленно и мягки. Но не печать ли разочарования от жизни лежит на его лице? Фауст держит руку на закрытой книге, словно в отчаянной попытке обрести смысл в знаниях и науке. У его ног лежат беспорядочно разбросанные свитки, как символ лихорадочных и бесплодных поисков.
Остановившись на ключевых моментах произведения великого поэта и композитора, Врубель обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость. Мастер объединил три самостоятельных панно одной большой темой.
Михаил Александрович выбрал размеры полотен в соответствии с параметрами свободного участка стены. Художник был стеснён ограниченным пространством, тем не менее блестяще выполнил задачу.
Полёт Мефистофеля
В дополнение к триптиху, Врубель выполнил панно “Полёт Мефистофеля”. Над картиной он работал во время свадебного путешествия в 1896 году. Мастер писал вдохновенно и справился с работой на одном дыхании.
“Полёт Мефистофеля” располагался над дверью морозовского особняка.
Зловещая пара коней стремительно мчится над ночным городом. Их гривы растрепались, кажется, что слышен тяжёлый храп уставших лошадей.
Мефистофель, оседлав коня с белой гривой торжествующе повернулся к Фаусту.
Лицо же ученика решительно и непроницаемо.
Колючки чертополоха на переднем плане картины придают мистической сцене почти зловещую реалистичность.
Цвета живописи сложно разработаны. Художник использует излюбленное им изысканное сочетание многочисленных оттенков коричневого, лилового и серебристо-серого. Колорит вызывает в памяти цвета старинных гобеленов и средневековых витражей, сквозь которые еще не пробился солнечный свет.
Хорошо проработана главная композиционная тема – безудержный полет Фауста и Мефистофеля, послуживший, в свою очередь, мотивом для описания полета Воланда и его свиты над Москвой в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Современники высоко оценили работу Врубеля. Степан Петрович Яремич, художник и довольно придирчивый критик сказал, что “Фауст” – это «высокий праздник искусства».
Сейчас триптих находится в коллекции Третьяковской галерее. А в особняке, в Готической кабинете Морозова поместили копию. Мы попали в дом на выставку и увы, в готическом кабинете без перерыва работала свето-музыкальная запись.
Триптих “Суд Париса”
За три года до создания “Фауста” в 1893 году Илья Семёнович Остроухов рекомендовал М.А.Врубеля инженеру Константину Густавовичу Дункеру. Домовладельцу Дункеру требовалось оформить интерьер парадной лестницы купленного у Давида Абрамовича Морозова особняка на Поварской 9.
«Я получил довольно большой заказ: написать на холстах три панно и плафон на лестницу д[ома] Дункер, женатого на дочери известного коллекционера Дмитрия Петровича Боткина, работа тысячи на полторы; что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс и совершенно на мое усмотрение», –
писал М.А.Врубель.
Михаил Александрович выбрал мифологический сюжет “Суд Париса”.
Миф повествует о суде Париса. Царевичу отвели роль судьи, который должен был вручить награду прекраснейшей из богинь. Призом служило яблоко раздора. Перед Парисом предстали Юнона, Венера и Минерва. Юнона предложила сделать его самым могущественным из царей. Минерва посулила храбрость и силу. Венера обещала ему любовь самой красивой женщины, Елены из Спарты.
Парис присудил приз Венере. Но на его пути встали обиженные Юнона и Минерва. Тогда Парис решил похитить Елену. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Триптих “Суд Париса”. Юнона, Минерва и Венера
Сюжет был очень популярным в живописи. Полотна на тему суда Париса писали Лука Джордано, Лукас Кранах, Питер Пауль Рубенс, Пьер Огюст Ренуар. Традиционно на первом плане изображали Париса и трёх богинь. Врубель же сделал композицию трёхчастной и отодвинул героя на дальний план.
Художник создал три равновеликих пространства, отданных разным стихиям. В левой части перед зрителем предстает небо. На облаках восседает прекрасная Юнона.
Её стихия – воздух. Юнона изображена в пурпурных царских одеждах. В море ей почтительно внемлют тритоны.
Справа расположена богиня мудрости, царица камня Минерва. Она стоит на скале-утёсе. Минерва изображена в профиль и в белом, у её ног – шлем, указывающий на то, что перед нами богиня военной стратегии и тактики.
Её стихия – камень.
Развязка сюжета – в центре триптиха.
На ложе-раковине возлежит родившаяся из морской пены Афродита (Венера). Её стихия – вода. Золотое ложе богини качают волны.
За Венерой на берегу видим самого царевича Париса, пасущего овец.
Рядом верхом на дельфине изображен амур. Он торжествующе держит над головой заветное и желанное яблоко.
Три богини олицетворяют власть, разум и чувственность.
Врубель выполнил панно в стиле эпохи Возрождения. Мастер использовал приглушённые тона, колорит венецианской живописи. Цветовое решение картины как бы намекает на патину старины.
«Это совершенно венецианская вещь, и в её серо-сиреневом, как бы затаенным тоне есть воспоминание о поздней зрелости Тициана»,
— писал С.П. Яремич.
Дункеры были другого мнения. Когда Константин Дункер с супругой Елизаветой (в девичестве Боткиной) пришли «принимать работу», они отвергли панно, не объяснив причины своего решения.
В итоге «Суд Париса» приобрёл коллекционер и живописец Константин Арцыбушев.
Триптихи М.А.Врубеля. Как увидеть
Триптихи “Суд Париса” и “Фауст” М.А.Врубеля выставлены на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье
“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.
Лучше приобрести билет в музей вместе с аудиогидом.
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
О качестве записи и текста вы можете судить по небольшому видео-рассказу о полотне М.А.Врубеля “Шестикрылый серафим”.
В абрамцевских мастерских Саввы Ивановича Мамонтова Михаил Врубель работал с глиной, создавал майлоиковые скульптуры, панно и свой знаменитый камин “Микула Селянинович и Вольга”. О майоликовых работах мастера мы поведали в отдельной публикации.