В собрании государственной Третьяковской галерее в зале 33, посвящённом полотнам Михаила Александровича Врубеля, выставлены два полотна художника с одинаковым названием “Сирень”. Одна работа выполнена в 1900 году, другая годом позже.
“Сирень” 1900 года
Первую «Сирень» Врубель написал в преддверии нового века в поместье сына художника Николая Ге. Знаменитый художник Николай Николаевич Ге был женат на тётке Надежды Забелы-Врубель и её сестры Екатерины, сестре их отца Анне Забеле. А Екатерина Ивановна Забела вышла замуж за своего двоюродного брата Петра Николаевича Ге. Семьи Врубелей и Ге нередко отдыхали вместе в поместье Ге Ивановское Черниговской губернии.
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
Гуляя по саду, художник увидел цветущую сирень. Врубель был поражён необыкновенной красотой куста сирени и его пьянящим запахом. В начале мая сирень цвела особенно бурно. Михаила Александровича поразило фантастическое лиловое марево. Соцветия сирени особенно выделялись на фоне зелени листвы огромного куста. Врубелю пришла идея передать мир чувств и ощущений, бесконечный и неразгаданный мир сказочных превращений, которые навевал необыкновенный вид благоухающей сирени.
Чтобы передать великолепие соцветий, мастер работал не только кистью, но и мастихином. Инструмент давал возможность накладывать тонкие граненые мазки. От этого кажется, что ветки сирени проступают из тени куста и распускаются фантастическими кристаллами, переливающимися при свете луны.
Из густых ветвей появляется женская фигура. Она кажется невесомым духом сирени. Ее одеяния призрачны, очертания неясно выделяются на фоне яркого куста. Она включена в орнамент цветков и словно проявляется сквозь растение своей бестелесной фигурой.
Первоначально Врубель назвал полотно “Ночь”. Искусствоведы считают, что «Сирень» 1900 года содержит ясную отсылку к древнему мифу о Никте, богине ночи, дочери Хаоса и Мглы, сестры Тартара, Эроса, Урана и Геи. (“Никта” происходит от древнегреческого “Νυκτός” – ночь).
Неизвестно, когда полотно стало называться “Сирень”. Возможно, после того, как Врубель создал “Сирень” 1901 года и считал работу 1900 года подготовительным материалом к нему.
“Сирень” 1901 года
Михаил Врубель остался недоволен своей “Сиренью”. И ровно через год, в 1901 году мастер снова вернулся на хутор Ивановское в пору цветения сирени и написал ещё одну картину на тот же сюжет.
В сентябре из Москвы в письме Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову Врубель писал:
«Все лето в хуторе я был занят кустом сирени с девицей (Татьяной!) на его фоне. Прошлогодняя моя сирень относится к настоящей вещи, как эскиз к картине. Там мне удалось только кое-что уловить, и я очень захотел захватить вещь полнее; вот причина, что я упорствую на этом сюжете…».
Кем была “девица Татьяна” разгадать не удалось. Возможно, он имел ввиду пушкинскую Татьяну.
“Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью.
И, задыхаясь, на скамью
Упала…»
Ведь в 1897 году в Харькове Надежда Ивановна Забела исполняла партию Татьяны в опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».
Возможно, Врубель “услышал” хрустальный голос Забелы в волшебном пейзаже с переливающимися тонами цветов сирени. Изящная женская фигура на скамье становится душой этого полотна, как Никта в «Сирени» 1900 года.
И не стремился ли художник выразить вечный идеал женской красоты, состояние её души – смятенной, тревожной и прекрасной?
Врубель как будто нагнетает материю в картине – насколько здесь густа сирень! Сколько в ней переходов, сколько переливов! Он сгущает форму и цвет. Мастер как будто ждёт рождения образа. И образ появляется. В верхней части полотна мы видим лицо.
Это то ли душа этой сирени, то ли лицо весны. Многие видят в нём черты Демона.
Внизу светлым силуэтом проступает женская фигура. Её едва прорисованные черты напоминают облик супруги мастера, Надежды Забелы.
Врубель создал множество её живописных и графических портретов.
На прошедшей выставке художника в Новой Третьяковке “Сирени” посвятили отдельный зал.
Сквозь “рваное” окно из зала “Демонов” можно было любоваться на “Сирень” 1901 года.
В свою очередь “Сирени” перекликались с панно “Утро”, созданного для особняка Морозовых.
Также посетители могли увидеть эскизы “Сирени”. Они хранятся в собрании Третьяковской галереи и Русского музея (справа).
М.Врубель. Плафон “Цветы”
Изображение цветов стало особой темой творчества Врубеля. В Омском областном художественном хранится плафон «Цветы». На выставке художника панно расположили на специальном пьедестале.
Мастер создавал плафон для украшения потолка особняка Дункеров на Поварской улице в Москве. Он хорошо понимал как “работает” взгляд снизу и учитывал ракурс восприятия, учитывал искажения.
Если повесить панно “Цветы” вертикально на стене, как другие картины, станут заметны искажения пропорций и композиции. Приемы мастера совершено не считываются при вертикальном расположении панно. В своё время Врубеля обвиняли в «неумелости» пространственного построения в декоративном полотне «Цветы». Но всё дело в том, под каким углом рассматривать панно.
Горизонтальное расположение врубелевских букетов даёт возможность рассмотреть их с максимального и необычно близкого расстояния. При таком ракурсе можно увидеть мощную рельефную кладку красочного слоя, его богатую фактуру, ритмы живописи. Чтобы ощутить пространство, на которое мастер рассчитывал панно, сверху установили зеркальные панели.
Плафон украшал потолок над парадной лестницей. Как и на выставке, круглые плафоны располагались по обеим сторонам от центрального.
Плафон “Цветы”. Художественные особенности
Врубель всегда восхищался совершенством природы и особенно цветами. Он видел в них живые драгоценности. Цветы – символ вечной, нетленной красоты природы. Пышный букет белых хризантем на центральном плафоне вознесен вверх, к таинственным сумрачным небесам. Торжественной ночной мелодии вторят пронзающие небо темно-красные гладиолусы. Расцветшие бутоны роз дополняют эту великолепную картину царства цветов.
Тема величия цветущей природы развивается и в круглых плафонах. Девять роз – темно-бордовые, желтые и розовые – венчаются в правом медальоне цветком бегонии с широкими темно-зелеными листьями. В левом плафоне над букетом роз царят лилии. В наступающих сумерках сад преображается, становится таинственным.
Накануне революции плафоны оказались в собрании банкиров Рябушинских. Когда художественные ценности состоятельных россиян национализировали, плафон «Цветы» поступил в собственность Государственного музейного фонда. В 1927 году его передали в Омский художественный музей имени Врубеля. Распределение было неслучайным, ведь родился Врубель в Омске.
Кроме панно “Цветы” для дома Дункеров Врубель выполнил триптих «Суд Париса». О трёхчастном панно рассказали в отдельной публикации.
Обе “Сирени” Михаила Врубеля хранятся на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье
“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.
Лучше приобрести билет в музей вместе с аудиогидом.
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
О качестве записи и текста вы можете судить по небольшому видео-рассказу о камине М.А.Врубеля “Микула Селянинович и Вольга”.
Если вам интересно творчество Михаила Александровича Врубеля, предложим статьи о его майоликовых работах и камине “Микула Селянинович и Вольга”. и рассказ о полотне “Принцесса Грёза”.