Усадьба Золотарёвых в Калуге по праву считается одним из красивейших архитектурных памятников города. В Калуге сохранилось немало классицистических особняков. Однако императоры и их наследники останавливались именно в доме Золотарёвых.
Купцы Золотарёвы
Основателем купеческой фамилии Золотарёвых стал калужский златокузнец Максим Кузьмич. Он получил своё прозвание по профессии. Максим Кузьмич Золотарёв не только изготавливал серебряные изделия, но и торговал ими в собственной лавке. Его сыновья Петр и Иван Золотарёвы занимались железоделательным производством, владели полотняными и бумажными мануфактурами. Золотарёвы активно занимались благотворительностью и пожертвовали один из своих домов под больницу.
Иван Максимович Золотарёв вёл дела за границей, в том числе в Германии. Когда в 1812 году рубль резко обесценился, Золотарёв заплатил кредит не ассигнациями, а полновесными золотыми рублями. Недаром в немецких конторах того времени часто можно было увидеть портреты И.М.Золотарёва.
Прусские купцы с уважением отзывались о русском предпринимателе и были уверены в его порядочности и умении вести дела.
Император Александр I был лично знаком с Иваном Золотарёвым. На Высочайшем разрешении от августа 1815 года государь наложил следующую резолюцию:
Я его (Золотарева) лично знаю, он человек почтенный и заслуживает отличия. Дать ему звание коммерции советника.
Золотарёвы владели несколькими домами в Калуге. Усадьбу на нынешней Пушкинской улице берегли для приёма почётных гостей. Здесь останавливались император Александр I и его братья великий князь, будущий император Николай Павлович и великий князь Михаил Павлович.
Усадьба Золотарёвых. Архитектура
Прекрасный двухэтажный дворец с антресолями в классическрм стиле построили в 1805-1808 годах. В источниках его иногда называют домом Кологривовой по последней владелице – вдове местного нотариуса.
Архитектор дома неизвестен. Согласно одной из гипотез, им мог быть калужский губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин. Кроме того, исследователи находят в облике дома черты, свойственные творчеству Матвея Фёдоровича Казакова. (“Умиляют” безграмотные копирайтеры, называющие архитектором Михаила(!) Казакова).
Участок находится на склоне, потому левая часть дома выше правой. К дому С обеих сторон к дому примыкают ворота. Горельефы и спаренные колонны коринфского ордера превращают их в подобие триумфальных арок.
Уличный фасад отличается торжественностью и благородной простотой. Центральная часть отмечена скромным пилястровым портиком. Над ним находятся барельефы на античные темы: “Спор богинь”, “Суд Париса” и “Жертвоприношение”. Треугольный фронтон венчает центр фасада.
Входы в дом находятся на торцевых стенах. Парадный вход располагается слева, но сейчас пользуются чёрным ходом справа. Оба подъезда украшают кованые зонтики и фонари изящной работы.
Дворовый фасад достаточно скромный. Причём с улицы усадебный дом двухэтажный, а со двора – трёхэтажный. На антресолях когда-то были комнаты для слуг.
С запада двор ограничивает жилой флигель
а с востока – каретный сарай. Колонный портик украшает торец сарая, скрывая его назначение от почётных гостей.
С юга двор замыкает декоративная колоннада. При Золотарёвых за ней простирался пейзажный парк. Он спускался по склону до самой Оки.
Парадная лестница и вестибюль
Как у нас принято с 1917 года, парадным входом не пользуются. Войти во дворец можно с чёрного хода.
Сводчатые покои первого этажа служили кухней и кладовыми. Сейчас в них находится отдел природы калужского музея.
Единственное, что представляет немалый интерес на первом этаже – это расписная кафельная печь 1769 года. Её украшают карнизы, колонки и картуши. Печь перенесли во дворец Золотарёвых из разрушенного старинного дома.
Эта печь представляет собой законченное архитектурное произведение. Кроме того её украшают росписи на легендарные и библейские сюжеты. Центральная часть помимо цветочных мотивов украшена сюжетом, изображающим отдых охотника. К нему на колеснице, влекомой лебедями, спускается богиня в развевающемся одеянии.
На цокольную часть печи поместили ветхозаветные сюжеты. Здесь и Иосиф Прекрасный, вырывающийся из объятий жены Пентефрия, и Сусанна, за которой подглядывают старцы.
Интерьеры в доме Золотарёвых отделывал Сантино Кампиони. Художник расписал сени на первом этаже в виде массивных каменных блоков. Оттуда на второй этаж ведёт двухмаршевая парадная лестница.
Стенопись лестничного холла второго этажа Кампиони выполнил в виде беседки, чьи окна раскрываются в парк.
Приёмная
Приёмная или малая гостиная – это первая комната, куда попадали гости, поднявшись на второй этаж. Четыре коринфские колонны в интерьере отделаны лиловым мрамором. Они выделяют вход в зал.
В этой комнате есть пара потайных дверей. Их, как и стены приёмной, расписали под лилово-серые шпалеры. Одна дверца ведёт в буфетную, другая выходит на лестницу. По второй лестнице музыканты поднимались на хоры.
Экспозиция в зале охватывает период от палеолитических поселений до Смутного времени. Интерес представляют артефакты, найденные на так называемом Чёртовом городище. Они относятся к IX-X столетиям.
Прежде большая часть нынешней Калужской области принадлежала Великому княжеству Литовскому. На его землях находился город Любутск. Он был естественным конкурентом Калуги.
Однако к концу XV века Любутск пришёл в упадок и превратился в село.
На месте древнего города археологи обнаружили различные инструменты, оружие, шахматные фигуры, обереги и христианские кресты. Есть там и изделия из янтаря, коим по сей день богато балтийское побережье.
Особую ценность представляет подлинный портрет польского короля Стефана Батория, воевавшего с Иваном Грозным в Ливонскую войну.
Смутное время напрямую затронуло Калугу. В ней обосновался “Тушинский вор” он же Лжедмитрий II. В 1610 году в Калуге крещёный татарин Петр Урусов убил самозванца.
После этого казацкий атаман Иван Заруцкий дал клятву верности вдове Лжедмитрия Маринке Мнишек и перевёз её из Калуги в Коломну.
Одним из последних событий Смутного времени стал набег на Калугу казаков гетмана Сагайдачного в 1618 году. Тогда кто-то из местных жителей спрятал клад. Клад состоял из серебряных копеек Михаила Фёдоровича, его нашли в 2015 году.
Усадьба Золотарёвых. Кабинет хозяина
Следующая комната – это кабинет хозяина. Сантино Кампиони расписал его фантастическими пейзажами с изображением руин. На их фоне виден макет Калужского острога. Точный вид крепости неизвестен. Сохранились лишь сведения о местоположении и числе башен и храмов.
Здесь же можно увидеть подлинные брёвна из основания Калужской крепости. Крепость занимала пространство нынешего городского сада, включая участок, занятый присутственными местами между Березуйским и Городёнским оврагами. Стены и башни простояли до середины XVII века. Остатки земляного вала и рва можно было видеть вплоть до начала ХХ века.
Царствование Алексея Михайловича – это не только Медный и Соляной бунты и мятеж Стеньки Разина, но и длительная война с Польшей. О ней напоминает кираса, сделанная по образу и подобию доспеха польских “крылатых гусар”. Она спасла своего владельца от неминуемой гибели. В области сердца видна вмятина от пули, которой не удалось пробить доспех.
Здесь же представлена драгоценная церковная утварь из Пафнутьева Боровского монастыря. Монахи спрятали её вскоре после октябрьского переворота. После войны во время ремонта рабочие обнаружили коробку с драгоценными потирами и дискосами и решили часть присвоить себе. Они отдали полупустую коробку не заметив, что внутри находилась опись клада. Сотрудники КГБ быстренько вытрясли из них утаенное. Теперь эти драгоценные предметы находятся в калужском музее.
Особенно интересен изящный потир местной работы.
«Сей сосуд преподобного Пафнутия Боровского чудотворца приложил Мирон Иванова сына большого ряда торговый человек»
Массивные замки и ключи работы местных кузнецов происходят из церкви Покрова, что на Рву.
Диванная
Эта комната предназначалась для отдыха. Стены её затянуты голубыми штофными обоями.
Под лепными карнизами изображены аллегории свободных искусств и наук: живописи, зодчества, математики.
Экспозиция зала рассказывает о царствовании Петра I и его пребывании на Калужской земле. В конце XVII века на речке Истье у одноимённой деревни открылся железоделательный завод. Он перерабатывал местные болотные руды. Завод проработал недолго, однако изустные предания связывают его с именем Петра I.
Не предназначенная для боевых действий салютная пушка сохранилась с XVIII века. Обычай пушечных салютов также ввёл Петр I.
Как известно, при Петре вошли в моду всевозможные розыгрыши. Их примером может служить кубок-шутиха. Его сделали на Измайловском стекольном заводе. Стеклянные трубочки в кубке сплетаются таким образом, что выпить из него можно только приложившись к одному из трёх носиков в нижней части кубка. При том два других носика следует закрыть пальцами. Благодаря сифонной системе вино будет течь из носика до тех пор, пока кубок не опустеет. Иными словами, его придётся осушить сразу без остановки. Правда, можно остановить поток вина из носика. Для того надо сильно подуть в него. Тогда жидкость переместится в верхнюю часть кубка и вино можно спокойно пить. Но об этой хитрости не всем было известно и частенько приходилось судорожно глотать царское угощение.
Часы “Обезьяний оркестр”
Этот автоматон находится в диванной, чья экспозиция посвящена петровской эпохе. На самом деле, механизм лет на 150 моложе. Французская фирма Тарин изготовила часы “Обезьяний оркестр” во второй половине XIX века. Создателями “обезьяньего оркестра” стали историк костюма Огюст Расине и художник Шарль Ривьер. Часы здесь есть, но циферблат на стене слишком мелкий. Основное внимание привлекают фигурки обезьян с музыкальными инструментами в лапках. Если запустить механизм, то они оживают: начинают водить смычками по скрипке и виолончели, бьют палочками по барабану. На пюпитре раскрыты ноты из оперы Россини “Севильский цирюльник”. Возможно, что автоматон исполнял именно эту мелодию.
Василий и Татьяна Прончищевы
Небольшая витрина в соседней комнатке посвящена супругам Прончищевым. Василий Прончищев родился в Тарусском уезде в 1702 году. В 1733 году после службы на флоте, его по собственному прошению зачислили в состав Северной экспедиции. Перед началом путешествия Василий обвенчался с Татьяной Кондырёвой.
В августе 1736 году в устье реки Оленек Прончищев сломал ногу и вскоре умер. Супруга, находившаяся в экспедиции неофициально, пережила его на две недели и также неожиданно умерла. Их похоронили вместе, однако имя Татьяны оказалось утрачено, ведь она не упоминалась в документах экспедиции. Сто лет назад обозначение м.(мыс) Прончищевой неправильно истолковали как “Марии”. Подлинное имя Прончищевой установили лишь в 1983 году.
Во время раскопок 1999 года на месте стоянки северной экспедиции были обнаружены несколько артефактов, связанных с Прончищевыми, в том числе туфли Татьяны и её нательный крест.
Усадьба Золотарёвых. Губернский зал
Небольшая служебная комната посвящается истории Калужского наместничества и местным ремёслам. Именно здесь находятся работы Максима Кузьмича Золотарёва. Это напрестольный крест
и дискос со звездицей.
Калуга стала центром наместничества в 1776 году. Спустя 20 лет Павел I переименовал наместничество в Калужскую губернию. Первым наместником стал Михаил Никитич Кречетников.
Тогда же архитектор Петр Романович Никитин составил “высочайше конфирмованный план” Калуги. Исторический центр города до сих пор соответствует тому плану.
На основание наместничества государыня Екатерина II
подарила городу часы английской работы.
В ту пору Калуга была крупным торговым и ремесленным центром. Она особенно славилась производством кафлей, т.е. изразцов.
На стенах представлены герб Калужской губернии.
и гербы её уездных городов.
Икона “Калужское водосвятие”
Среди других интересных экспонатов стоит выделить икону “Калужское водосвятие”. Её написали в честь открытия калужского водопровода. На иконе изображены святые, чьи деяния и чудеса связаны с водой: Архангел Михаил, Антоний Римлянин и князь Владимир Красное Солнышко. Здесь же написаны люди, несущие бадью с водой и водовоз, правящий бочкой. Персонажи подписаны соответствующими словами: “польза”, угаси”, жажда” и так далее.
Водопровод устроили на средства купца-благотворителя Михаила Антоновича Макарова. Сохранился его посмертный (!) портрет.
Боскетная и парадная спальня
Правильнее было бы начать с парадной спальни, ибо боскетная относилась к ней и служила будуаром хозяйки. Однако маршрут осмотра построен так, что из гербового зала вначале попадаешь именно в боскетную.
Название той маленькой комнаты происходит оттого, что она расписана боскетами. Боскет – это подстриженные деревья или кустарники, образующие зелёные шпалеры во французском регулярном парке. Комната напоминает садовую беседку, также, как и холл второго этажа.
Интересная роспись украшает потолок боскетной. Вокруг светильника “вьются” разноцветные бабочки.
Парадная спальня обязательно присутствовала в анфиладе любого мало-мальски приличного барского дома рубежа XVIII-XIX столетий. В ней никогда не спали, но там стояла декоративная кровать. В усадьбе Золотарёвых-Кологривовых кровать утрачена. Зато сохранилась прекрасная отделка, включающая декоративные колонны зеленоватого мрамора и изящную лепнину стен.
Интерес представляют паркетный пол со звёздным рисунком. Паркет сделали из нескольких пород дерева – берёзы, морёного дуба и красного дерева.
Интересен и расписной плафон на потолке. Оригинальные светильники в большинстве своём дошли до наших дней.
Экспозиция в парадной спальне посвящается быту и моде середины позапрошлого столетия.
Усадьба Золотарёвых. Большая гостиная
Роскошный интерьер большой гостиной немного теряется из-за многочисленных музейных экспонатов. Они рассказывают об общественной жизни Калуги XIX века и замечательных людях, бывавших в городе. В их числе следует упомянуть Шамиля, имама Чечни и Дагестана. После сдачи оплота Ахуль-Го царь Николай I определил Калугу в качестве его места жительства.
Интерьер отличается роскошной отделкой из белого искусственного мрамора. Панно из пепельно-зелёного шёлка в золочёных рамах украшают стены. По углам симметрично стоят печи. Они декорированы лепными горельефами и зеркалами в резных рамах из красного дерева.
Большая гостиная входит в анфиладу парадных залов. Десюдепорты гостиной и соседней парадной спальни украшают горельефы на тему “Приключения Амура”. На фото видна композиция “Пленение Амура”. Маленький бог, прикованный к бюсту Минервы, оплакивает утерянную свободу.
В гостиной следует обратить внимание на роспись плафона. Кампиони расписал его на манер бельведера, перекрытого куполом. В отверстие купола видно небо, куда улетают два Амура.
Зал
Зал занимает восточное крыло усадьбы. В его отделке сочетаются большой и малый коринфский ордер. К первому относятся розовые пилястры с беломраморными капителями, ко второму – колонки, украшающие нишу в восточной стене. Нишу в стене расписали в духе Юбера Робера – знаменитого французского живописца XVIII века.
Такие же колонки малого коринфского ордера поддерживают хоры – лоджию, на которой во время балов находились музыканты.
Надоконные барельефы скорее всего сделаны в мастерской Кампиони по образцам ведущих скульпторов того времени. Их сюжеты встречаются на некоторых московских особняках: “Времена года”, “День” и “Ночь”.
Изящная живопись в технике гризайль украшает плафон зала. Роспись по бордюру, выполненная в коричневой гамме на насыщенном синем фоне, повествует о подвигах античных героев.
Бесспорно усадьба Золотарёвых-Кологривовых относится к ценнейшим памятникам Калуги. Интерес вызывают как интерьеры, так и историческая экспозиция.
Мы с огромным удовольствием прослушали экскурсию по дому Золотарёвых-Кологривовых и считаем, что без посещения усадьбы знакомство с Калугой было бы неполным.
Усадьба Золотарёвых. О музее
Официально музей, занимающий дворец Зототарёвых-Кологривовых называется Калужский объединённый музей-заповедник.
Адрес музея:
Калуга ул. Пушкина д. 4.
Электронная почта: muz-zapov@adm.kaluga.ru
Режим работы:
Кроме понедельника с 9.30 до 18.00.
По субботам с 11.00 до 19.00
Музей проводит сборные экскурсии по цене 350 рублей с человека. График экскурсий плавающий, его следует узнавать непосредственно в музее или по телефону.
Предлагаем вашему вниманию:
Авторский путеводитель о Калуге.
Экскурсии по Калуге. Какую выбрать. Советы гида.