До 19 мая 2024 года в залах Третьяковской галереи проходит выставка “Серебряный век”. Её полное название – “Герои и современники Серебряного века”. На сайте “Ведомости” эта временная экспозиция наряду с четырьмя другими выставками названа главным выставочным событием зимы в Москве. На этот раз нарушим логику обзора. Рассказ начнём с советов посетителю.
Выставка Серебряный век в Третьяковской галерее. Посетителю на заметку
“Герои и современники Серебряного века” работает в основном здании Третьяковской галереи, по адресу Лаврушинский переулок, д.10. Временная экспозиция располагается на первом этаже музея, в залах 49-54.
Отдельного билета на выставку не существует. Чтобы посмотреть работы мастеров Серебряного века, нужно купить билет на постоянную экспозицию Третьяковской галереи.
Стоимость полного билета – 700 рублей, 400 рублей для пенсионеров.
Билет в Третьяковскую галерею и аудиоэкскурсия “Шедевры русской живописи”.
Выставка камерная. Представлены графические работы знаменитых художников, которые работали на рубеже XIX – XX веков. Среди прославленных живописцев увидите творения Валентина Серова, Евгения Лансере, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Константина Юона, Зинаиды Серебряковой, Павла Филонова. Есть один эскиз Михаила Врубеля.
Все работы графические, живописных полотен на выставке нет. Работы на выставке могут меняться. Я была на выставке дважды и в первый раз картин В.Кандинского я не видела. (Пропустить не могла).
Выставка “Герои и современники Серебряного века” открыта до 19 мая 2024 года.
По личному мнению, посмотреть временное собрание работ мастеров Серебряного века стоит. Особенно, если вы давно не были в залах Третьяковской галереи.
Посещение “Героев и современников Серебряного века” удобно совмещать с осмотром постоянной экспозиции и других выставок галереи, например, собрание полотен Алексея Боголюбова.
Герои и современники Серебряного века. Содержание выставки
Напоминаю, что проходит выставка “Серебряный век” в залах № 49-54 Третьяковской галереи. Информационный щит, где изложена концепция выставки, поместили в зале 54.
Вы можете сразу зайти на выставку, если начнёте осмотр музея с нижнего этажа. Перед стойкой контроля билетов дверь справа ведёт в 54-ый зал и вы сразу попадёте в начало экспозиции.
Если же вы идёте со второго этажа, то осматривать экспозицию удобно с 49-го зала. Но чтобы понимать её идею, лучше пройти сразу в зал 54, познакомиться с изложенной на стенде информацией и затем идти от 54-го к 49-му залу.
На “Героях Серебряного века” представлены совершенно разнородные работы. Ведь единого направления в искусстве того времени не было и не могло быть. В это время действовало множество художественных объединений. Их взаимодействие и столкновения показывает “лицо” эпохи, принятого называть Серебряным веком.
Из знаковых объединений того времени стоит назвать “Мир искусства”, “Весы”, “Скорпион” и “Золотое руно”. Последнее существовало на деньги Николая Рябушинского. Часто художники переходили из одного лагеря в другой. И это доказывало, что общего у них было гораздо больше, чем различий. Например, темы произведений.
Интерес к человеку, к портретной живописи в 1900-х годах проявился в том, что многие мастера искали сюжеты в мире театра. Это были не только костюмированные портреты актёров (вспомните портрет Шаляпина В.Серова, работы А.Головина), но и меценатов, художников, импрессарио, драматургов, зрителей, работников театра. К.Сомов, В.Серов писали парадные портреты.
М.Ларионов – аллегорические,
З.Серебрякова – костюмированные.
Выставка Серебряный век. Вечные темы
Мастера Серебряного века часто обращались и к вечным темам в искусстве. Они по-своему интерпретировали христианские сюжеты.
Прогулки, купанья, фонтаны, Венеры часто появляются на их полотнах.
Интересен сюжет Марка Шагала на тему вечности и окна в мир. Часы – символ времени – занимают всё пространство картины, а человечка у окна мы замечаем не сразу.
Серебряный век в Москве и Санкт-Петербурге
Любопытно, что в белокаменной и в Северной Пальмире Серебряный век в искусстве проявлялся по-разному. Москва тяготела к передвижничеству. Санкт-Петербург скорее осуждал товарищество и был приверженцем Мира искусств. И обе столицы проявляли огромный интерес к русской истории. Но в Санкт-Петербурге чувствовалась ностальгия по эпохе дворянских усадеб, а Москва тосковала по допетровскому времени.
Сожалею, что не могу представить работы Е.Лансере и А.Бенуа, которые иллюстрируют сказанное. Графика помещена под стекло и из-за бликов и отражений снимки сделать невозможно.
Ещё одной темой, которая интересовала многих мастеров и Москвы, и Санкт-Петербурга стала тема царских выездов, торжественных шествий, праздников.
М.Врубель и В.Денисов
На выставке “Герои и современники Серебряного века” представили любопытную работу Василия Денисова. Впервые имя мастера встретилось мне на выставке “Лики модерна”. Художник интерпретирует тему Демона. В центре своей композиции он дважды изображает Демона и дважды разворачивает врубелевскую фигуру. Получается Демон распятый и Демон летящий.
Для сравнения приведён и небольшой эскиз “Демона поверженного” М.Врубеля.
Николай Милиоти. Выставка в Третьяковской галерее
Если вы придёте в Третьяковскую галерею до 10 марта 2024 года, непременно увидите небольшой зал 47 с работами Николая Милиоти.
Николай Дмитриевич Милиоти был представителем художников Серебряного века. Недаром небольшая выставка, приуроченная к 150-и летию со дня его рождения, предваряет показ “Героев и современников Серебряного века”.
Милиоти считается одним из интересных представителей русского модерна и символизма.
Окончив МУВЖЗ, в 1880-х годах он примкнул к “кузнецовцам”, группе художников, объединившихся вокруг Павла Кузнецова. Эти мастера воспитывались И.Левитаном, В.Серовым и К.Коровиным. “Кузнецовцы” выставлялись на “Голубой розе” и критик Сергей Маковский среди всех выделял Николая Милиоти.
Среди всех представленных работ интересен портрет двоюродной сестры Николая Дмитриевича, Любови Николаевны Милиоти, в замужестве Гауш.
Работы супруга Любови Николаевны, художника Александра Гауша мы видели на выставке “Выбор Добычиной” в музее Русского импрессионизма.
В 1920-м году Николай Дмитриевич Милиоти уехал из России. В 1922 году останавливался в Берлине. Известно, что в это время там была и Марина Ивановна Цветаева. Возможно, в это время художник написал портрет поэтессы.
С 1923 года живописец жил в Париже. Последние годы оказались чрезвычайно трудными, Милиоти жил на грани нищеты. Ушёл мастер из жизни в 1962 году.
Другие выставки в Третьяковской галере
Напомним, что выставку вы можете посетить, купив билет на постоянную экспозицию Третьяковской галереи. Удобно приобрести билет вместе с аудиогидом по шедеврам музея.
Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.
Напомним, что до 21 января 2024 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке продлится выставка:
О прошедших в Инженерном корпусе выставках мы рассказывали в репортажах: