Рябушинские – это известный в прошлом московский купеческий род. Имя Рябушинских связано с модерновым особняком на Спиридоновке, одним из лучших творений Фёдора Осиповича Шехтеля.
Знаменитый зодчий создал дом для Степана Павловича Рябушинского.
В этой заметке мы вспомним о его брате. Николае Рябушинском. В архитектурном наследии Москвы имя Николая Павловича связано с загородным особняком “Чёрный лебедь” в Петровском парке. Вилла Николая Рябушинского сгорела и на её месте стоит перестроенный особняк, по традиции также именуемый “Чёрный лебедь”.
Семейная история Павла Михайловича Рябушинского
У старообрядцев Павла Михайловича Рябушинского и его второй жены Александры Степановны Овсянниковой в браке родилось 16 (!) детей.
История их супружества довольно скандальная. Александра Степановна собиралась выйти замуж за младшего Рябушинского, Василия. Но Александра очень понравилась Павлу и он предложил 18-ти летней девушке из старообрядческой семьи Овсянниковых руку и сердце.
Нашему жениху в это время было уже 50 лет, за плечами солидный семейный опыт и развод. Первая жена Павла Михайловича рожала супругу только девочек, их было шестеро. Отцу же хотелось наследника. Церковь приняла во внимание аргументы главы семьи и дала разрешение на развод. В то время наука ещё не имела представление о том, что пол ребёнка никоим образом не зависит от матери, а полностью от отца.
Александра Степановна была моложе мужа на 32 года. Но ни разу не пожалела, что предпочла старшего брата младшему. Жили супруги в мире, согласии и богатстве. Из 16 детей до совершеннолетия не дожили трое. Дочери в семье, конечно, рождались. Но сначала один за одним на свет появились шестеро сыновей. Николай был шестым, но не младшим. После него Рябушинские произвели на свет ещё троих сыновей.
Николай Павлович Рябушинский
Родился Николай Рябушинский Москве в 1877 году. С долей отцовского несметного капитала ему не нужно было заботится о хлебе насущном. В наши дни его назвали бы “мажором”.
Учился Николай блестяще. Гимназию окончил с золотой медалью.
А в Практической Академии Коммерческих наук он понял, что он и торговля – слишком разные понятия.
Впоследствии Николай Павлович продал братьям свои паи в отцовском текстильном предприятии. Он освободился от опеки братьев только после 30 лет. Старшие Павловичи не считали его самостоятельным и довольно долго Николай не мог по своей воле распоряжаться собственными финансами.
Николай Павлович увлекался искусством, собрал собственную коллекцию живописи, сам писал картины, издавал журнал “Золотое руно”, организовал три блестящие выставки.
С 1914 по 1917 года Николай Павлович жил в Париже. Он содержал антикварный магазин на Елисейских Полях, позже открыл другие салоны.
В разгар трагических событий 1917 года Рябушинский неожиданно вернулся в Россию. С 1918 служил при советском правительстве консультантом и оценщиком произведений искусства.
Очарование новыми властями длилось недолго.
В 1922 году через Латвию он вернулся во Францию. Его коллекцию национализировали и из музейного фонда распределили по провинциальным музеям России.
Во Франции Рябушинский продолжал держать магазины, но не сумел удержаться на плаву и стал простым торговцем искусством, по-французски, маршаном.
Скончался Николай Павлович Рябушинский в 1951 году в Ницце на 74-м году жизни.
Николай Рябушинский. Журнал “Золотое руно”
Н.П.Рябушинский мог позволить себе заниматься искусством, быть меценатом, вращаться в художественных кругах. Он несомненно обладал художественным даром. Его сумбурная талантливость выплескивалась по-московски широко. Он генерировал экстравагантные затеи с ориентацией на красоту, которую интуитивно и метко чувствовал.
В Москве к Николаю Рябушинскому относились едва ли не насмешливо. За ним закрепилось прозвище “Лаврентий Великолепный”. Это отсылка к Лоренцо Медичи, покровителю искусств в целом и Микеланджело Буонарроти в частности. Конечно Николай Рябушинский мог считаться “великолепным”. Только купеческому сыну было далеко до знатного синьора Лоренцо. Отсюда и пренебрежительное прозвище Лаврентий. Но чаще всего его называли просто “Николашей”.
Тяга к прекрасному привела Рябушинского к созданию и финансированию художественно-литературного журнала «Золотое Руно». На тот момент это было самое значимое художественное объединение в России. В 1906-1909 годах журнал выходил ежемесячно. Николай Павлович сблизился с художниками объединения “Мир искусства” и привлекал к сотрудничеству в “Золотом руне” К.Сомова, А.Бенуа, Е.Лансере, Л.Бакста. М.Врубеля, К.Коровина, В.Серова.
В первом номере “Золотого руна” подписчики прочитали манифест нового искусства, вдохновлённого энергией Николая Рябушинского:
“…Мы твёрдо верим, что жить без красоты нельзя,…
мы искатели золотого руна, развёртываем наше знамя:
Искусство – вечно.
Искусство – едино.
Искусство – символично.
Искусство – свободно.”
Выставки. “Голубая роза”
В 1907 году Николай Рябушинский и «Золотое Руно» стали организатором знаменитой московской выставки «Голубая Роза». Она дала имя русскому символизму в изобразительном искусстве 1900-х годов. «Голуборозовство» стараниями «Золотого Руна» превратилось в эпохальное художественное течение. Оно задавало тон и определило эстетику Серебряного века.
Первая выставка прошла на Мясницкой улице в доме русского “фарфорового короля” Матвея Сидоровича Кузнецова. Николай Рябушинский и сам выставлялся на ней как художник.
Выставка стала событием в художественной жизни первопрестольной. Москвичи познакомились с новейшими художественными течениями России и Франции.
На второй выставке “Салон “Золотого руна” показали тогда ещё никому не известных французских художников. Среди них были Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Поль Гоген, Кеес ван Донген, Андре Дерен, Альбер Марке. А работу Винсента ван Гога “Ночное Кафе” Иван Абрамович Морозов приобрёл именно на выставке Рябушинского.
На третьей выставке «Золотого руна» французов уже не было, участвовали только русские художники. Но с неожиданным успехом у публики показали свои творения “бубнововалетовцы”, молодые авангардисты: Илья Машков, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк.
О значении “Золотого руна” и выставок “Голубая роза” в коротком семиминутном ролике рассказывает искусствовед Л.Агафонова.
О роли Николая Рябушинского в русском искусстве Любовь Леонидовна Агафонова поведала в статье
“Я покинул Туман – предо мною – Заря”. Художник и меценат Николай Рябушинский.
Николай Рябушинский. Выставка “От Розы к Лучу”
Собрать эти скудные сведения о Николае Рябушинском, его журнале и выставках “Голубая роза” меня побудила временное собрание “От Розы к Лучу” в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына.
Устроители придумали блестящее название показу. Понятно, что “роза” отсылает к выставке стодвадцатилетней давности “Голубая роза”. “Луч” апеллирует к художественному направлению “лучизм”, придуманному Михаилом Ларионовым. На последней выставке под знаком “Золотого руна” живописец показал свою лучистскую работу. Авангардные вещи соседствовали с полотнами символистов. “Роза превращалась в луч”.
Собрать картины, участвовавшие в выставках, оказалось невозможно. Но частные коллекционеры согласились показать работы мастеров, участвовавших в выставках “Голубая роза”. Несколько полотен принадлежит кисти Николая Павловича Рябушинского. Причём, написаны они много позже выставок “Золотого руна” – в 30-х годах ХХ века.
«Его вещи неожиданны и фантастичны, и в них огромная фантазия была. Вот уж ничего банального, ординарного, надоевшего в них не было» –
писал художник Сергей Виноградов о картинах Н.Рябушинского.
Особый выставочный артефакт – деревянные рамы в стиле модерн. Я отдельно сфотографировала некоторые из них.
Работы разных мастеров на выставке “От розы к лучу”
Пару работ известных мастеров я показала выше. Для памяти хочу сохранить картины В.Э.Борисова Мусатова,
М.Сарьяна,
Н.Сапунова,
С.Судейкина,
П.Кузнецова.
Эскиз Кузнецова к картине “Голубой фонтан” я уже видела на спецпроекте выставки “Миражи” в музее Русского импрессионизма.
Все представленные выше вещи находятся в частных собраниях.
Встретились и мастера, имена которых не каждый день увидишь на выставках. Это Василий Милиоти,
Николай Феофилактов
и Пётр Уткин.
Картины Петра Уткина меня заинтересовали на вышеупомянутом спецпроекте выставки Александра Савинова “Миражи”. Мастер, как и Павел Кузнецов и Кузьма Петров-Водкин принадлежит к саратовской школе живописи.
Надеюсь продолжить знакомство с этим художником.
Выставка “От Розы к Лучу” работает до 30 сентября 2023 года. Огромная благодарность Дому русского зарубежья за возможность познакомиться с интереснейшей страницей в истории русского искусства и человеком, который написал её, Николаем Рябушинским.
На нашем сайте в разделе “Искусство” мы собираем обзоры московских выставок. Приглашаем вспомнить прошедшие показы: