Новая художественная выставка в здании ГЭС-2 на Болотной набережной называется “Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2”. Основные герои выставки – русские авангардисты, создавшие свои шедевры в первой четверти XX века. Среди громких имён – К.Малевич и А.Родченко, четыре амазонки русского авангарда – О.Розанова, Л.Попова, А.Экстер, В.Степанова, И.Кудряшов и И.Клюн, Э.Лисицкий и С.Дымшиц-Толстая. Зрителю представили и суприматизм Малевича, и линиизм Родченко, и цветопись Розановой.
Рай для любителей авангардизма дополнен произведениями как советских нонконформистов, так и работами зарубежных мастеров и разбавлен творениями современных художников. Цель “Квадрата и пространства” кураторы (Земфира Трегулова и Франческо Бонами) определили так:
“Выставка о влиянии творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века и о взаимодействии зрителя с произведением и произведения со зрителем”.
“Квадрат и пространство”. Личные впечатления
Я шла на выставку чтобы ещё раз взглянуть на творения заслуженных новаторов в искусстве XX века, увидеть их незнакомые работы из провинциальных музеев и частных коллекций.
Мне было любопытно сравнить корифеев авангарда с их советскими, российскими и зарубежными последователями. В этом отношении содержание выставки превзошло ожидания.
Большим сюрпризом стали произведения современных мастеров, творчество и имена которых оставались для меня незнакомыми. Меня ожидало несколько поразительных открытий.
Удивительным образом в пространство выставки вписались картины А.Куинджи, И.Айвазовского и И.Прянишникова. Два полотна П.Пикассо придали “Квадрату и пространству” авторитетность. (Но не превзошли впечатления от отечественной школы авангарда).
Особым сюрпризом стали несколько работ Ольги Розановой и Александры Экстер.
Оценивая выставку по пятибальной шкале, ставлю ей 5++. Из текущих московских выставок так же оцениваем “Связь поколений”, “От мифа к символу” и “Античность. Система координат”.
Как лучше осматривать выставку “Квадрат и пространство”?
Начинать знакомство с произведениями следует с раздела “Пролог”. Сюда поместили портрет Амбруаза Воллара П.Пикассо и даже произведения И.Айвазовского, А.Куинджи, И.Прянишникова. Устроители выставки посчитали классиков русского искусства второй половины XIX века предтечами авангарда.
Далее следуют разделы “На пути к “Чёрному квадрату”, “От изображения к чистому цвету”, “Цветопись”, “Город”, “Конструкция”, “Символ и жест”, “Интерлюдия”, “Человек”, “Игра с квадратом”, “Минимализм и оп-арт”, “Пространство жизни и искусства”. В отдельных залах представлены “Метрополис” Владимира Селезнёва и проект Ильи и Эмилии Кабаковых. Почти во всех разделах работы прославленных мастеров первой половины XX века перемежаются с их последователями второй половины прошлого столетия и начала нынешнего.
Чтобы осматривать выставку последовательно, следует взять выставочный буклет. Он лежит на тумбе при входе в зал. Брошюра поможет понять концепцию каждого раздела и включённых в него произведений. Если следовать логике перечисленных разделов, осмотр окажется несколько беспорядочным.
Я оказалась неправильным зрителем, бродила по выставке спонтанно, просто переходя из зала в зал.
Некоторые работы были мне знакомы. К другим я возвращалась несколько раз.
В этой заметке представляю семь самых замечательных с личной точки зрения картин выставки “Квадрат и пространство”.
Начну с самой яркой для меня работы.
Семь работ выставки “Квадрат и пространство”
Раньше работы Эрика Булатова краем глаза видела на основной экспозиции Третьяковской галереи, на бегу… На выставке я впервые прониклась идеями мастера и застыла перед его “Дверью”.
Сразу вспомнилось, как иногда по вечерам родители отправляли меня спать, а сами разговаривали на кухне с запозднившимися друзьями. Так хотелось узнать – о чём? Что за секреты обсуждают там, на светлой кухне?
Стоя перед чёрной “Дверью” почувствовала, что тонкая полоска света – это надежда на то, что дверь распахнётся и в комнату хлынет яркий свет.
Вторая картина из моей семёрки, тоже принадлежит кисти Эрика Булатова – “Чёрный вечер, белый снег” 2000 года. Она приехала на выставку из коллекции семьи Седых. Язык Булатова легко узнаваем: он накладывает плакатные лозунги на реалистичное изображение. В случае с “Чёрным вечером..” фоном служит разделённый на белую и чёрную половины холст с надписью чёрным и белым шрифтом.
Мимо следующей работы я могла бы пройти равнодушно. Но всё решило имя автора – Заха Хадид. Композиция посвящена Казимиру Севериновичу Малевичу и выполнена незадолго до смерти знаменитого архитектора.
***
“Тишину” Олега Васильева хотелось слушать, растворяться в её серой гамме, нюансах цвета, переливах от чёрного к белому, воображать первозданную Землю или бесконечную пустыню…
Ещё одна работа Олега Васильева представляет заброшенную дорогу. Она ведёт в никуда и простирается по ничему. Иконография космического “ничего” как на иконах выражена чёрным светом. Может быть это дорога к невозможному или невозвратному?
Цветовое сочетание и движение спирали во восходящей Франциско Инфанте-Араны “Спираль II” 1965 года выделялось среди привычных супрематических композиций.
Лаконичный “Линиизм” Александра Родченко никогда не вызывает чувства незавершённости или пустоты пространства. “Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез…” – писал мастер, объясняя свой принцип.
Амазонки русского авангарда
Любовь Попова в пространственно-силовом построении 1921 года ограничивается тремя цветами и выводит гармонию пересечённых в пространстве прямых белых линий разной ширины. Работа поступила в Третьяковскую галерею из коллекции Георгия Костаки.
Александра Экстер написала несколько городских композиций. В 1914 году у художницы сложился пёстрый образ Москвы.
Из всех “амазонок”, Ольгу Розанову почитаю наравне с Натальей Гончаровой. На выставку “Квадрат и пространство” привезли несколько её работ из разных хранилищ.
“Пожар в городе” 1913 года приехал из Самары.
На выставке “Автор неизвестен” в музее Русского импрессионизма показывали другой вариант “Пожара в городе”, выполненный немного позже, в 1914 году.
“Полёт аэроплана” 1916 года приехал из Самары.
Супрематическую композицию привезли из Нижнего Новгорода и поместили в раздел “Цветопись”.
“Белые одежды” Татьяны Баданиной
В самом большом зале “Квадрата и пространства” среди пространственных конструкций я замерла перед серией Татьяны Васильевны Баданиной “Белые одежды”.
Инсталляции сделаны из бумаги. Татьяна Васильевна сочетала разные техники, включая тиснение, коллаж, аппликации. Каждое “платье” подсвечено изнутри и кажется светоносным и воздушным. Создаётся впечатление невесомых и нематериальных ангельских одежд.
Я сохранила для себя несколько моделей. Может быть когда-нибудь удастся воплотить их в ткани?
В завершении предлагаю вниманию читателей трёхминутный музыкальный ролик, в который мы включили около двух десятков работ, представленных на выставке “Квадрат и пространство”.
“Квадрат и пространство”. Посетителю на заметку
Выставка открыта до 27 октября 2024 года.
Посещение выставки бесплатное по онлайн регистрации. На сайте ГЭС-2 нужно забронировать день и время вашего путешествия, сохранить билет в телефоне или распечатать его.
Адрес ГЭС-2 – Болотная набережная, д.15. Ближайшая станция метро “Кропоткинская”. Следует выходить к храму Христа Спасителя и переходить реку по Патриаршему мосту. Здание ГЭС с синими трубами увидите с моста.
Кроме вышеупомянутых выставок в Москве проходят и другие интересные показы.
В ГМИИ им.Пушкина продолжается выставка “Три времени Рима”.
Галерея стран искусства Европы и Америки представляет выставку “Подруги” о творчестве Варвары Степановой.
В музее русского импрессионизма можно “пролистать” страницы глянцевого “Журнала красивой жизни”.
В Московском Кремле показывают серебряные “Сокровища Омана”.
Все московские выставки 2024 года.
Наши видеоматериалы по теме:
О творчестве Александра Родченко.
Игральные карты Ольги Розановой.
Несколько слов о картинах Ивана Кудряшова.
Иллюстрации Ольги Розановой к книге Алексея Кручёных.