Художник Алексей Кравченко

2
381
Алексей Кравченко. Радуга
Алексей Кравченко. "Радуга".

На выставке «Авангард: на телеге в XXI век» в музее Русского импрессионизма мы увидели яркое полотно Алексея Кравченко «Радуга». Захотелось узнать побольше об этом мастере.

Алексей Ильич Кравченко

А.И.Кравченко родился в Покровской слободе близ Саратова (сейчас г.Энгельс) в 1889 году.
На заре художественной карьеры Алексей Ильич писал живописные работы. Но в историю русского искусства он вошёл как график и иллюстратор произведений классиков.
Кравченко – знаковое имя в истории русской гравюры и книжной иллюстрации. Всего Алексей Ильич оформил 70 изданий. В основном это были произведения близких ему по духу писателей-романтиков, как русских, так и западноевропейских. Яркие, нередко фантастические образы героев А.В. Чаянова, Э.-Т.-А. Гофмана, Дж.- Г. Байрона, О. Бальзака нашли в нем одного из лучших интерпретаторов.

Букинисты на набережной Сены.
Букинисты на набережной Сены. Иллюстрация к роману Оноре де Бальзака “Шагреневая кожа”, 1931 год. ГТГ.

Известны издания А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Цвейга с рисунками Кравченко.

Заставка к произведению Пушкина Пир во время чумы
Заставка к произведению Пушкина “Пир во время чумы”.
А.Кравченко. Иллюстрация к повести Вий Н.В.Гоголя.
А.Кравченко. Иллюстрация к повести “Вий” Н.В.Гоголя.

Художник прошёл школу мастерства в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Его учителям стали прославленные Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Валентин Серов. Уроки графического искусства он получал в Мюнхене, в школе-студии Шимона Холлоши.

В 1910-х годах Алексей Ильич совершил поездку по Италии и Греции. Там он изучал классические традиции живописи и скульптуры.  В то же время Кравченко увлёкся современным французским искусством. Образцом для подражания стал Поль Сезанн, так же как и для целого поколения русских живописцев.

Живописное наследие

О том, что А.И.Кравченко был прекрасным живописцем и создавал необычные декоративные полотна, узнали лишь через 30 лет после его смерти. Колоритные, бесхитростные и совсем «не соцреалистические» работы нашли в его собственном доме. Публике их представили в 70-х годах.
Работы Кравченко сейчас находятся в частных собраниях. Несколько произведений хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, художественных музеях Украины, в Государственном литературном музее им. А.М. Горького, в Кахахстане, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в Саранске, Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева и других музеях.

А.Кравченко. В уральской деревне
А.Кравченко. В уральской деревне. 1908 год. Государственная Третьяковская галерея.
Кравченко. Капри. Путешествие по Италии
Капри. Путешествие по Италии. 1911 год. Картон, темпера, лак. ГТГ.
Озеро Кэнди. Путешествие по Индии и Цейлону. 1913 год
Озеро Кэнди. Путешествие по Индии и Цейлону. 1913 год. Картон, темпера. ГТГ.

Близким друзьям своё нежелание расширить рамки графики и отступить от работы иллюстратором, мастер объяснял боязнью обвинения в буржуазном формализме и приверженности несоветским сюжетам и методам. Судя по «Радуге», ему было, чего опасаться!

А.Кравченко “Радуга” из Вятки

Пейзаж “Радуга” находится на постоянной экспозиции Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых в городе Вятка (Киров). Написан но в 1913 году.

Алексей Кравченко. Радуга
Алексей Кравченко. “Радуга”, 1913 год.

Кажется, что пейзаж 1913 года построен по классическому образцу. С двух сторон картины мастер поместил деревья. Они выполняют роль кулис на первом плане и как будто открывают театральный занавес. Перед нами предстаёт сказочный вид. Перспектива уводит взгляд в глубину. Прекрасно выделяются средний и дальний планы. Но геометричность в передача архитектуры и предметов делают пейзаж несколько условным. Условность усиливается и применением ярких цветов.
Такая трактовка пейзажа вполне объяснима, если вспомнить имена его учителей.
Но его путеводной звездой в живописи стал Поль Сезанн. След «московского Сезанна» очень ярко выразился в пейзаже «Радуга».

“Радуга” из Третьяковской галереи

Ещё одна “Радуга” Кравченко хранится в Государственной Третьяковской галерее. Написана она не несколько лет позднее вятского полотна в Саратове.

Кравченко Радуга
Радуга. !920-е годы. ГТГ.

Поздняя «Радуга» берёт начало в кубистических традициях. Взволнованный образ пейзажа создаётся звучной цветовой гаммой. Здесь сочетаются зелёные и розовые, охристые и сиреневые тона. Грозовое небо резко контрастирует с сияющей радугой.
Архитектурные и пейзажные формы художник обобщает. Небольшие фигурки людей и её цветовое решение напоминают средневековую фреску.

В эти годы Кравченко работал над оформлением массовых празднеств в Саратове, писал театральные декорации и мечтал о монументальном искусстве.

В советское время Кравченко много выезжал за границу, организовывая выставки, сам участвовал в них. Но из Союза не уехал.

Работы А.И.Кравченко в Третьяковской галерее

Не можем с уверенностью сказать, находятся ли работы А.И.Кравченко на постоянной экспозиции в музее или хранятся в запасниках. На сайте галереи обнародован каталог произведений А.Кравченко, являющиеся достоянием Третьяковки. Перечислим некоторые из них. Кроме “Радуги”, в ГТГ есть:

  • Портрет кинорежиссёра А.М.Ромма, 1919 год
  • Венеция. Вид на дворец Ка д’Оро с рыночной площади 1925-1926 гг.
  • Вертер. Иллюстрация к роману И.-В. Гёте «Страдания молодого Вертера» 1932 год.
  • Нью-Йорк. Бруклинский мост. 1929 год.
  • “Днепрострой” и “Днепрострой. Плотина”, 1931 год.
  • Ленинград. Летний сад. Аллея с мраморными статуями. 1927 год.
  • “Париж” и “Вид Парижа на Сене”. 1926 год.
  • Купальщицы у реки.
  • Сожжение паранджи 1928 год.
  • “Кораблекрушение” и “Дуду”. Иллюстрации к поэме Дж.Байрона “Дон-Жуан”, 1937 год. (Не издано).
  • “Испытание Шагреня” и “Оргия у Тайфера” . Иллюстрации к роману Оноре де Бальзана “Шагреневая кожа”, 1931 год.
Портрет кинорежиссёра А.М.Ромма, 1919 год
Портрет кинорежиссёра А.М.Ромма, 1919 год, ГТГ.

Умер Кравченко в 1940 году в мастерской на Николиной горе, где впоследствии обнаружили его картины. Находка утвердила за ним место одного из самых выдающихся романтических живописцев и колористов своего поколения.

Авангард в живописи. Статьи на сайте

Нельзя не признать, что многие живописные декорации Ф.Фёдоровского написаны в авангардной манере. На нашем сайте мы уделяем большое внимание мастерам русского авангарда. Предложим читателям некоторые публикации.

Н.Гончарова.

М.Ларионов.

Ф.Фёдоровский.

И.Машков.

И.Кудряшов.

К.С.Малевич.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Радуга из Вятки напоминает палехскую роспись. Такая жизнерадостная картина, 1913 г. ещё не было ни первой мировой, ни революции, ни гражданской войны, а экономика Российской империи была на подъёме. Радуга 1920 г. полная противоположность – в стране разруха, голод, гражданская война, но всё же радуга в грозовом небе обнадёживает, что гроза подходит к концу и вот-вот всё засияет в солнечном свете. “Озеро Кэнди” очень понравилось – эдакий райский уголок.

    • Валентина, как Вы верно подметили особенность двух картин. Ведь действительно, одна “Радуга” – до…, а другая – после…. Очень хочется верить, что небо всё-таки очистится… С Новым годом!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь