На выставке «Авангард: на телеге в XXI век» в музее Русского импрессионизма мы увидели яркое полотно Алексея Кравченко «Радуга». Захотелось узнать побольше об этом мастере.
Алексей Ильич Кравченко
А.И.Кравченко родился в Покровской слободе близ Саратова (сейчас г.Энгельс) в 1889 году.
На заре художественной карьеры Алексей Ильич писал живописные работы. Но в историю русского искусства он вошёл как график и иллюстратор произведений классиков.
Кравченко – знаковое имя в истории русской гравюры и книжной иллюстрации. Всего Алексей Ильич оформил 70 изданий. В основном это были произведения близких ему по духу писателей-романтиков, как русских, так и западноевропейских. Яркие, нередко фантастические образы героев А.В. Чаянова, Э.-Т.-А. Гофмана, Дж.- Г. Байрона, О. Бальзака нашли в нем одного из лучших интерпретаторов.
Известны издания А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Цвейга с рисунками Кравченко.
Художник прошёл школу мастерства в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Его учителям стали прославленные Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Валентин Серов. Уроки графического искусства он получал в Мюнхене, в школе-студии Шимона Холлоши.
В 1910-х годах Алексей Ильич совершил поездку по Италии и Греции. Там он изучал классические традиции живописи и скульптуры. В то же время Кравченко увлёкся современным французским искусством. Образцом для подражания стал Поль Сезанн, так же как и для целого поколения русских живописцев.
Живописное наследие
О том, что А.И.Кравченко был прекрасным живописцем и создавал необычные декоративные полотна, узнали лишь через 30 лет после его смерти. Колоритные, бесхитростные и совсем «не соцреалистические» работы нашли в его собственном доме. Публике их представили в 70-х годах.
Работы Кравченко сейчас находятся в частных собраниях. Несколько произведений хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, художественных музеях Украины, в Государственном литературном музее им. А.М. Горького, в Кахахстане, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в Саранске, Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева и других музеях.
Близким друзьям своё нежелание расширить рамки графики и отступить от работы иллюстратором, мастер объяснял боязнью обвинения в буржуазном формализме и приверженности несоветским сюжетам и методам. Судя по «Радуге», ему было, чего опасаться!
А.Кравченко “Радуга” из Вятки
Пейзаж “Радуга” находится на постоянной экспозиции Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых в городе Вятка (Киров). Написан но в 1913 году.
Кажется, что пейзаж 1913 года построен по классическому образцу. С двух сторон картины мастер поместил деревья. Они выполняют роль кулис на первом плане и как будто открывают театральный занавес. Перед нами предстаёт сказочный вид. Перспектива уводит взгляд в глубину. Прекрасно выделяются средний и дальний планы. Но геометричность в передача архитектуры и предметов делают пейзаж несколько условным. Условность усиливается и применением ярких цветов.
Такая трактовка пейзажа вполне объяснима, если вспомнить имена его учителей.
Но его путеводной звездой в живописи стал Поль Сезанн. След «московского Сезанна» очень ярко выразился в пейзаже «Радуга».
“Радуга” из Третьяковской галереи
Ещё одна “Радуга” Кравченко хранится в Государственной Третьяковской галерее. Написана она не несколько лет позднее вятского полотна в Саратове.
Поздняя «Радуга» берёт начало в кубистических традициях. Взволнованный образ пейзажа создаётся звучной цветовой гаммой. Здесь сочетаются зелёные и розовые, охристые и сиреневые тона. Грозовое небо резко контрастирует с сияющей радугой.
Архитектурные и пейзажные формы художник обобщает. Небольшие фигурки людей и её цветовое решение напоминают средневековую фреску.
В эти годы Кравченко работал над оформлением массовых празднеств в Саратове, писал театральные декорации и мечтал о монументальном искусстве.
В советское время Кравченко много выезжал за границу, организовывая выставки, сам участвовал в них. Но из Союза не уехал.
Работы А.И.Кравченко в Третьяковской галерее
Не можем с уверенностью сказать, находятся ли работы А.И.Кравченко на постоянной экспозиции в музее или хранятся в запасниках. На сайте галереи обнародован каталог произведений А.Кравченко, являющиеся достоянием Третьяковки. Перечислим некоторые из них. Кроме “Радуги”, в ГТГ есть:
- Портрет кинорежиссёра А.М.Ромма, 1919 год
- Венеция. Вид на дворец Ка д’Оро с рыночной площади 1925-1926 гг.
- Вертер. Иллюстрация к роману И.-В. Гёте «Страдания молодого Вертера» 1932 год.
- Нью-Йорк. Бруклинский мост. 1929 год.
- “Днепрострой” и “Днепрострой. Плотина”, 1931 год.
- Ленинград. Летний сад. Аллея с мраморными статуями. 1927 год.
- “Париж” и “Вид Парижа на Сене”. 1926 год.
- Купальщицы у реки.
- Сожжение паранджи 1928 год.
- “Кораблекрушение” и “Дуду”. Иллюстрации к поэме Дж.Байрона “Дон-Жуан”, 1937 год. (Не издано).
- “Испытание Шагреня” и “Оргия у Тайфера” . Иллюстрации к роману Оноре де Бальзана “Шагреневая кожа”, 1931 год.
Умер Кравченко в 1940 году в мастерской на Николиной горе, где впоследствии обнаружили его картины. Находка утвердила за ним место одного из самых выдающихся романтических живописцев и колористов своего поколения.
Авангард в живописи. Статьи на сайте
Нельзя не признать, что многие живописные декорации Ф.Фёдоровского написаны в авангардной манере. На нашем сайте мы уделяем большое внимание мастерам русского авангарда. Предложим читателям некоторые публикации.
Радуга из Вятки напоминает палехскую роспись. Такая жизнерадостная картина, 1913 г. ещё не было ни первой мировой, ни революции, ни гражданской войны, а экономика Российской империи была на подъёме. Радуга 1920 г. полная противоположность – в стране разруха, голод, гражданская война, но всё же радуга в грозовом небе обнадёживает, что гроза подходит к концу и вот-вот всё засияет в солнечном свете. “Озеро Кэнди” очень понравилось – эдакий райский уголок.
Валентина, как Вы верно подметили особенность двух картин. Ведь действительно, одна “Радуга” – до…, а другая – после…. Очень хочется верить, что небо всё-таки очистится… С Новым годом!