Русский авангард. Пётр Кончаловский в ГТГ

0
639
Автопортрет с семьёй. Сиенский портрет,
П.Кончаловский. Автопортрет с семьёй. Сиенский портрет, 1912

Петр Петрович Кончаловский учился в академии художеств в Петербурге. Два года он провел в Париже, занимаясь в частной академии Родольфа Жюльена. По сути, это была мастерская, где за небольшие деньги молодые художники работали на натуре. Раз или два в неделю к ним  приезжали мэтры, исправляли их работы и давали советы и рекомендации.

В конце 1911 – начале 1912 года Пётр Кончаловский с семьёй совершает замечательное путешествие в Испанию и Италию. Семья состояла из супруги Ольги Васильевны и двоих детей четы Кончаловских. Также с ними поехал и тесть, отец жены художника, прославленный русский художник Василий Суриков. Побывав в Испании, В.И.Суриков отправился домой, а Кончаловские переехали в Италию.

П.Кончаловский. Сиена. Пьяцца дель Кампо, 1912

П.Кончаловский. Сухие краски
П.Кончаловский. Сиена. Пьяцца дель Кампо, 1912, ГТГ.

В Сиене П.Кончаловский написал несколько удивительных кубистских пейзажей. Мастер не только впитал в себя всю красоту средневекового города, но и все знания, которые дает современное искусство. В частности в сиенском пейзаже явно видно воплощение теории Сезанна. Поль Сезанн утверждал, что с него начался кубизм. Хотя в истории искусств считается, что кубизм начался с Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Но когда Сезанн призывал трактовать природу посредством куба, шара и конуса, он утверждал, что в решении любой формы предмета должен присутствовать геометризм. В кубиках домов и овале площади у Кончаловского ясно виден геометризм Сезанна.

Натюрморт “Сухие краски”

В натюрморте “Сухие краски” обнаруживается лёгкость и прозрачность форм. Но по своим масштабам предметы напоминают дома и башни в сиенских пейзажей Кончаловского 1912 года.

П.Кончаловский. Сухие краски
П.Кончаловский. Сухие краски. Натюрморт. 1913, ГТГ

Любопытно, что и П.Кончаловский, и И.Машков предпочитали сами растирать краски, как это делали старые мастера. Они крайне редко пользовались готовыми красками в тюбиках, которые появились в массовом производстве уже во время импрессионизма. Поэтому, в натюрморте “Сухие краски” нет тюбиков. Здесь есть лишь обычные склянки и инструменты для растирания красок.

“Сухие краски” – это не только живопись, но и коллаж. Все ярлыки на оловянных банках – это натуральные этикетки. Кончаловский наклеил их на изображение. Зачем? Неужели художник не мог их нарисовать? Мог, но мастеру было интересно соединение живописной структуры и печати. Кроме этикеток, здесь есть еще одна интересная наклейка. Взгляните на палитру в правом нижнем углу. Это приклеенный кусок обоев, но раскрашенный под палитру.

Натюрморт “Сухие краски” рассказывает о разных фактурах. Фаянсовый кувшин, оловянные банки, стеклянные формы для красок, деревянный стол и ткань на фоне. У простодушных зрителей возникает вопрос: “А почему эти банки – кривые? Он что прямо не мог нарисовать?” Мог, но суть в том что энергию цвета пигментов, которые заключены в этих банках, художник выражает тем, что меняет даже форму банок. Также деформация форм важна, чтобы вписать предметы в общую структуру. Взгляд не может зацепиться за форму и постоянно соскальзывает в пространство.

Интересно построение композиции. Все предметы расположились чёткими рядами в зависимости от величины и образуют четыре пространственных плана. Не случайно на дальнем плане помещена синяя драпировка. Она усиливает эффект глубины, ассоциируясь с небом.

П.Кончаловский. Автопортрет с семьёй. Сиенский портрет, 1912

Автопортрет с семьёй. Сиенский портрет,
П.Кончаловский. Автопортрет с семьёй. Сиенский портрет, 1912

Замечательный сиенский портрет Петра Петрович Кончаловский выполнил в Италии. Себя художник написал почти как египетского фараона. Он изображён сидя, причём ноги написаны в профиль, а голова и плечи – анфас.

Рядом за столом сидит Ольга Васильевна и стоят дети Наташа и Миша. Семейный портрет явно написан под влиянием итальянских фресок. Кончаловский писал, что обратил внимание на интересный феномен. Все люди, которые оказываются в интерьере итальянских домов, таких, как на полотне, сами собой располагаются в виде фресок. В них есть застылость фрески.

При этом художник намеренно преобразовал интерьер. Дверной проем и лестницу он нарисовал для того чтобы немножко раздвинуть пространство. Ему нужно было изобразить движение в глубину.

Обратите внимание, что в левом нижнем углу картины изображено невероятное скопление ног и ножек. Во-первых, там двое детей – это уже четыре ноги. Плюс ножки стола и стула. Но самое интересное, что весь этот частокол, весь этот лес ног и ножек не кажется чем-то инородным. Они очень выразительны по своей фактуре.

Кончаловский интересно использует стол в композиции. Его край он вынес на первый план. Этот приём зрительно связывает иллюзорное пространство полотна и реальное зрителя. Итальянские мастера часто пользовались таким приёмом в своих фресках и в качестве преграды выбирали либо реальный предмет, либо архитектурный мотив.

***

Друг художника, искусствовед Никольский описал забавный эпизод, произошедший с Кончаловским. Сиенский портрет уже был закончен и стоял на полу. А рядом с ним оказался стул. Вошёл Кончаловский и изумился, что кто-то пририсовал к картине лишний стул. Так он восклицал, приближаясь к полотну. А когда подошел вплотную к холсту, то увидел, что стул настоящий! Он стоит на полу, а картина находится за ним. “Семейный портрет” так органичен своим плоскостным решением, что стоящий рядом стул казался просто нарисованным на полотне. Сам Кончаловский вспоминал: “…как-то раз около стоявшего на полу у стены холста случайно поставили стул, и оказалось, что он просто врастает в картину, сливается с ней вопреки всей упрощённости её форм. Пробовали ставить у портрета другие вещи – всё то же, врастали в холст и они. Так открылся мне “секрет” реальной живописи, противоположной по своим качествам натуралистической иллюзорности”.

По материалам лекции В.М.Бялик. В статье использованы цитаты из книги:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.

Авангард в живописи. Статьи на сайте

Н.Гончарова.
М.Ларионов.
П.Кончаловский.
И.Машков.
А. Лентулов, Л.Попова, А.Экстер, Р.Фальк.
К.С.Малевич.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь