В Чехию на авто
Составляя маршруты наших путешествий, мы очень часто, хоть краешком, захватываем две, а то и три страны. Я не имею ввиду транзитный проезд, речь идёт о достопримечательностях и остановках не только на ночлег. В этот раз мы решили ехать чисто в Чехию по нескольким причинам, как то: а) относительная дешевизна страны, б) её богатство культурными и природными памятниками. Мы наконец решили посвятить Чехии всё путешествие и не совмещать страну с сопредельными Германией, Австрией или Словакией. Сомневаюсь, что до новой поезки мы успеем подробно рассказать о всех увиденных местах Чехии. Но основной маршрут и финансовый отчёт не утаим. Итак,
В Чехию на авто. Подготовка к путешествию. Получение чешской визы
Не устанем повторять, что для нас главная часть подготовки всегда упирается в составление чёткого плана путешествия. Даже если визы есть, определённая картина поездки нужна для бронирования отелей по маршруту. В этот раз для получения чешской шенгенской мультивизы раскладка путешествия по дням была переведена на чешский язык с помощью “Гугл-переводчика”, и приложена к анкетам вместе с неоплаченными бронями гостиниц, страховками, копиями паспортов и другими необходимыми документами, список которых можно посмотреть здесь.
Для экономии средств на этот раз пошли не в визовой центр, а в чешское консульство, предварительно записавшись по телефону. Оформление визы заняло несколько дней – 28 февраля отнесли документы, 6 марта получили наши новые паспорта с годовой визой. Посольство Чехии гарантированно даёт год, если вы едете в Европу не в первый раз. “Новичкам” тоже дают, но только краткосрочную, на даты поездки.
В этот раз мы были приятно удивлены, что визу открыли не со дня подачи документов, а с первого дня путешествия. Во французском посольстве на срок поездки не смотрят, дают со дня обращения. Поэтому, к французам сильно загодя ходить не стоит – сразу откроют визу и продолжительность “выездного” статуса автоматически уменьшится. Делаю на это упор, потому что мы стараемся “выкатать” визу по полной программе и за месяц до её окончания отправляемся в очередное путешествие. Понятно, что сейчас речь идёт о мультивизах.
И ещё одно отступление, касающееся подготовки. Этот маршрут составлен с учётом личных предпочтений и того фактора, что в Чехии мы уже были три раза. План поездки включал многие виденные ранее места, мы решили туда вернуться по причине недосмотренности и их особой притягательности. Хотя наш маршрут может подойти и для первоначального знакомства со страной с поправкой на то, что вы любите природные красоты и ничего не имеете против тихой и удивительно красивой чешской провинции.
При планировании путешествия в Чехию, следует иметь ввиду, что тамошние замки в большинстве своём закрыты с ноября по март, в апреле открываются только по выходным, поэтому Начальнику Экспедиции пришлось трудиться над маршрутом с календарём и справочником в руках, чтобы не прийти к закрытым дверям, как это было в Тросках, Вальдштейне и Хельфштыне.
Накануне, отработанными движениями собираем сумки. (Подробно – в статье “Присядем на дорожку”). Ставим один будильник на 4.15, другой – на 4.30 (чтобы в ванне одновременно не толкаться) и в 5.15 начинается наше чисто чешское путешествие.
Москва — Домачево — Радзынь-Подляски (Польша)
1-ый день. 27 марта 2014 года, четверг. Москва — Домачево — Радзынь-Подляски (Польша).
Этот день со всеми подробностями описан в двух статьях: “От Москвы до Бреста”… и “Переход границы в Домачево”. Не вошёл в отчёты лишь весьма забавный эпизод. Как уже говорилось выше, визы в наших паспортах начинали действовать в первый день путешествия, то бишь с 27 марта. Где-то в Смоленской области Бортжуржурналистка не только вдруг озадачилась вопросом: “А какое сегодня число?”, но и будучи совершенно уверенной в своей правоте, вслух озвучила ответ: “Сегодня 26-ое! А у нас визы с 27-го. Что будем делать?” Начальника Экспедиции чуть удар не хватил от такого заявления:
– Я что, дурак набитый, что ли? Всё тысячу раз перепроверено! Сегодня 27-ое, мы правильно едем!
-Нет, сегодня – 26-ое! Я точно знаю. Давай уже в Смоленск заедем, погуляем, там и переночуем.
Начальник резко съехал на обочину.
– С чего ты взяла? Где паспорта? С какого числа виза?
Я вытащила документы, где чёрным по белому чешским по розовому было написано – 27-03-14.
– Как число узнать? Давай позвоним кому-нибудь, – растерялся Начальник Экспедиции, взял в руки телефон и совсем не злым голосом продолжил:
– Я на тебя в суд подам, Страсбургский, по защите прав человеков, за дачу ложных показаний! Смотри на телефон, какая дата написана?
Я взглянула на свой мобильник. Яркие цифры на дисплее показывали 27 марта, чтв. Да, но я не виновата, я тоже перепугалась!
– Ну и что! Зато развлеклись!
И мы ещё минут 20 потешались на тему “А какое сегодня число?”.
В Чехию на авто. Переход границы. Радзынь-Подляски
Границу переходили в Домачево, вся процедура заняла 35 минут – в 17.25 предстали пред ясными очами пограничников РБ, в 18.00 въехали в Польшу Подробности в статье “Переход границы в Домачево”.
День закончился в Радзыне-Подляски незначительными продовольственными закупами, заселением в гостиницу, прогулкой по дворцовому парку
и поисками приличного ресторана, поужинав в котором наш экипаж дружно сделал вывод, что пиво в Польше всё-таки есть. Во всяком случае, в отдельно взятом заведении при “Хотелике Манхэттен” нам принесли очень приличное, если не сказать, что хорошее. Именуется оно “Ксёнжече”, в смысле “Княжеское”.
В Чехию на авто. Польша-Чехия
2-ой день. 28 марта, пятница. Радзынь-Подляски (Польша) – Теплице над Метью (Чехия).
Задачу максимум мы в этот день выполнили, но со значительными потерями. Доверившись навигатору, мы в приподнятом настроении рулили около часа, следуя его “умным”указаниям, пока с ужасом не обнаружили, что он тянет нас на Варшаву! Такой подлости от этой аццкой машинки мы не ожидали. (Разъяснения по этому поводу см. в статьях “Польский транзит” и “Польский транзит-2”). Атлас польских автодорог оставили дома. Наш экипаж быстро нашёл решение – на ближайшей заправке обзавелись новым атласом (43 злотых = около 500 рублей) и поехали, как в старые добрые времена по карте, вдрызг разругавшись с “шайтан-машин” и кое-как помирившись с ней уже при подъезде к Чехии.
Дорога заняла весь день- ровно 12 часов. В Чешскую республику одумавшийся навигатор привёл такими козьими тропами, что машина едва прошла по ширине в узкое горло пограничного моста.
В первой же деревне чешские таможенники остановили наше средство передвижения и слегка досмотрели машину. Мы вызвали совершенно объяснимое подозрение – ну какому добропорядочному путешественнику, а не злобному контрабандисту, придёт в голову лазить в такие щели? Досмотр был весьма корректным и доброжелательным. Увидев бронь в деревеньке Теплице над Метью и попросив открыть сумки, государевы люди отпустили нас с миром.
В Теплице тоже ожидал небольшой сюрприз – нас не ждали! Немного перепутав даты при бронировании отелей, мы отменяли резервацию в этом гостевом доме и бронировали другую дату. Повторное бронирование до управляющего не дошло и он очень удивился нашему приезду. Всё закончилось благополучно – нас поселили в хороший номер полупустого пенсиона.
Мы выпили по бокалу пива, в кромешной темноте прошли по посёлку, усталые и счастливые, что добрались до вожделенной Чехии.
В Чехию на авто. Теплице над Метью – Адршпах – Йичин
3-ий день. 29 марта, суббота. Теплице над Метью – Адршпах – Йичин.
Мы пока живём по московскому времени, оно ещё отличается от европейского на 3 часа. Завтра в Европе переведут часы, ещё один час в нашу пользу – уже существенно. А пока мы вскакиваем ни свет ни заря и идём исследовать окрестности. Наш равнинный взгляд с восхищением охватывает необыкновенные, освещённые солнцем громады скал,
грудь вдыхает полный свежести воздух, мы наслаждаемся пением пичужек, весёлым переливом ручейка в овраге.
Ничего не имею против того, чтобы рай был именно таким!
Мы возвращаемся в наш “горный приют” и его хозяин советует вместо хорошо известного массива Адршпах остаться здесь в Теплице, он считает, что местные виды не хуже. Мы в сомнении, потому что планировали Адршпах. Хозяин, не найдя серьёзных аргументов в пользу Теплице над Метью, рекомендует не менять планов и мы тепло расстаёмся.
Прогулка по Адршпахскому скальному городу длилась без малого 4 часа и чуть превысила рекомендованное кем-то время ознакомления с ним. Не подумайте, что мы сверялись с часами и подгоняли друг друга! Совершенно счастливые, в этом парке мы “часов не наблюдали” и Бортжурналистка сверилась со временем лишь перед самым отъездом.
Чтобы не распыляться, в отчёте, посвящённом маршруту путешествия, постараюсь минимизировать рассказ о достопримечательностях, о них будет серия специальных постов. Замечу, что посещение скального города Адршпах стало одним из самых ярких впечатлений чисто чешской поездки. Эта природное чудо, вне всякого сомнения, входит в разряд обязательных к посещению для вдумчивого, интересующегося путешественника.
В Чехию на авто. Замки
Ночевали в этот день в уже знакомом нам Йичине. (В Чехии их три – есть ещё Старый Йичин и Новый Йичин). По дороге заехали в замок, вернее, охотничий дворец Гумпрехт.
В марте даже по выходным он ещё закрыт, но с этим ещё в Москве пришлось примириться – в этой поездке на единственный выходной апреля были запланированы более достойные к посещению замки. Прогулка по парку усилила приподнятое настроение этого дня.
Хождение вокруг мощного замка Кост,
также открывающегося лишь в апреле, завершилось употреблением чешского национального напитка, что Начальник в Чехии частенько практикует, халатно относясь к своим обязанностям водителя автомобиля. Правда, делает это осторожно, без фанатизьма, наверное поэтому пока (тьфу-тьфу-тьфу) ему всё сходит с рук.
В Чехию на авто. Йичин
Приятная вечерняя прогулка по Йичину слегка омрачилась поисками ресторана – либо не устраивало меню, либо рестораны были полны до отказа (суббота вечер!), либо там только наливали, но не кормили. В конце-концов вернулись в отличное заведение “У пирата”, с которым познакомились ещё в прошлый приезд в Йичин и остались весьма довольны.
4-ый день. 30 марта, воскресенье.
Формально он начался и закончился в одной точке – в Йичине, там мы забронировали две ночи, потому что в окрестностях этого города находится много достопримечательностей. Да и сам городок чудо, как хорош. Ему мы посвятили всё утро.
В предыдущий приезд так и не увидели Йичин, отчасти по причине густого и плотного тумана, а отчасти из-за субботнего рынка на главной площади.
В этот раз мы заполнили пробелы, досыта налюбовались рыночной площадью, заглянули в потаённые уголки прилегающих улиц.
В музей не пошли, экспозиция в бывшем дворце всемогущего Вальдштейна не показалась интересной.
Первоначальные планы этого и следующего дней подверглись значительному пересмотру и подгонке под ситуацию на месте. В результате пришлось отказаться от поездки к Правчиской бране и замку Фридланд, чтобы не торопясь осмотреть то, что находится под рукой под Йичиным.
В Чехию на авто. Праховские скалы
Первыми стали Праховские скалы.
Это ещё один скальный город Чехии, где мы, по незнанию, попали на самый сложный маршрут и вместо приятной прогулки, как в Адршпахе, нам пришлось испытать себя на прочность!
Ситуация осложнилась крайне неподходящими для восхождений городскими туфлями. Оказалось, что есть ещё порох в пороховницах!
Мы очень рады, что побывали в этом месте и если не навсегда, то надолго вычеркнули его из личного списка неувиденного. Общий совет путешественникам – несомненно и скальный город Адршпах, и Праховские скалы достойны посещения. Но если у вас нет времени на оба места, выбирайте одно и не сожалейте о другом, они очень похожи. Наш экипаж дружно и без тени сомнения решил, что Адршпах нам понравился больше. Но ведь мы не видели Праховского прогулочного, а не скалолазного маршрута (отмеченного зелёными метками)! Поэтому воздержимся от однозначных оценок, бросим последний взгляд на скалы
отошлём вас к отдельной статье о Праховских скалах и поедем на гору Йештед.
В Чехию на авто. Гора Йештед
Эту точку Начальник отметил еще в первой поездке в Чехию, углядев её из Либереца. В этот раз мы осуществили “восхождение”.
Не упустив возможность познакомиться с качеством продукции либерецкого пивовара “Конрад”.
Ограничиваемся снимком телебашни с близкого расстояния и оставляем подробности для отдельного поста.
И приглашаем вас одним глазком взглянуть на единственный ресторан, который специально включили в программу ещё в Москве, а не набрели случайно, как водится.
Детенице. Средневековая корчма
Это “средневековая корчма” в Детенице,
о которой ходят восторженные отзывы в конференции авто.ру. Отдаём свой сытый голос “за” и добавляем к вкуснющим блюдам
променад в парке соседнего дворца.
В Йичине испили отличного пива, самого недорогого в нашей поездке. За два кружала (большое и маленькое) было отдано 39 крон, что равнозначно примерно 75 рублям.
В Чехию на авто. Млада Болеслав
5-ый день. 31 марта, понедельник. Йичин – Млада Болеслав – Мельник – Пльзень. Посвятив Йичину ещё одно утро, мы едем в Млада Болеслав. Основная цель – посмотреть музей “Шкоды”.
Не отказываем себе в удовольствии погулять по центру городка
и, подкрепившись кофе с пирожными,
отправляемся в Мельник – вотчину здравствующего князя Лобковича.
По дороге спонтанно заезжаем в ренессансный замок Странув. Он стоял на горе у самой дороги и проехать мимо не хватило сил.
В Чехию на авто. Мельник
В Мельнике мы попали в замок без занудного сопровождения чешского гида. Посещение большинства местных замков возможно лишь с организованными группами, обычно экскурсию проводят на чешском языке, вручая иностранным туристам сопроводительный текст на родной речи. В этой поездке мы единственный раз избежали сей участи – во второй половине дня на нас махнули рукой и пустили “козла в огород”. Бортжурналистка не преминула воспользоваться гостеприимством хозяина и нарушила запрет на фотосъёмку.
В своё оправдание могу сказать, что если эти снимки и будут использованы, то совсем не в коммерческих целях, а ради просвещения тянущихся к знаниям и снабжению оных наглядными пособиями.
В замке зародилось первое зерно сомнения о традиционности пива. Мы попробовали местного красного и розового вина “Мельник” и купили бутылку с собой.
Сделав традиционный, но достаточно беглый обход городка Мельник ,
утолив голод
и слегка – жажду, мы выехали в Пльзень.
В Чехию на авто. Плзень
Программу дня закончили в знаковом для Пльзеня заведении – “У Зальцмана”. Это был ещё один ресторан, посещение которого мы включили в обязательную программу пребывания в Чехии.
Осуществление планов продолжили на
6-ой день, 1 апреля, вторник.
Хоть в первый раз мы весьма подробно осмотрели Пльзень, но роскошь его архитектуры и наша любовь к модерну снова не дала покоя.
Бортжурналистка методично, со всеми деталями, отсняла если не каждый, то почти каждый дом архитектурного ансамбля центральной площади и близлежащих улиц.
Возвращение в Пльзень мы запланировали ради одной единственной цели – посещения музея истории пивоварения в городе. Пару лет тому назад мы в нём были. Но снимки по некоей мистической причине пропали, а экспозиция настолько интересна, сопроводительный текст аудиогида настолько живой, весёлый и даже смешной, что даже во второй раз мы получили несказанное удовольствие от этого локального музея.
Отчёт о нём есть. Ради вас, наши читатели, чтобы порадовать вас интереснейшими сведениями и сопроводительными картинками об истории пльзеньского пивоварения, мы и затеяли сие мероприятие. А музей премирует каждого посетителя талоном на бесплатную кружку пива в соседнем заведении. “Урквелл” там всем “Урквеллам” “кОзел”!
Для повышения собственного культурного уровня мы осмотрели и музей средневекового искусства. Вернее, нам хотелось взглянуть на роспись монастырской часовни.
Достигнув цели, остальную экспозицию мы быстро пробежали, на верхний этаж и вовсе не пошли.
В Чехию на авто. Прахатице
Вторую половину дня провели в дороге и в городке Прахатице.
Достойных посещения музеев-замков там нет и мы без малого три часа гуляли по городу, не забыв отведать-испить чего душа пожелает.
В Чехию на авто. Чески Крумлов
После сытного обеда нашей душе не шибко хотелось куда-либо двигаться, встрепенулась она лишь после волшебного слова – названия чудного городка – Чески Крумлов!
Здесь Василий Алибабаевич Навигатор снова вёл себя неподобающим образом, как то: занудно требовал свернуть на ту улицу, где движение разрешено только для “доправны обслуги”. Благодаря прирождённому географическому чутью Начальника Экспедиции, а также по причине хоть и шапочного, но знакомства с Крумловом, после двух кругов по одному и тому же месту, наш экипаж благополучно прибыл по указанному в подтверждении бронирования адресу – пенсиону “Катка”.
Спокойный вечер в Ческом Крумлове – о таком блаженстве мы мечтали все два с половиной года, с тех пор, как мельком увидели его, как всего вечер и утро посвятили этому средневековому заповеднику чешской архитектуры. Надо ли говорить о радости встречи?
Которое усиливалось чувством, что свидание продлится ещё весь следующий день!
С этим возвышенным полётом души можно сравнить только плотское наслаждение от кружки настоящего доброго чешского пива!
7-ой день, 2 апреля среда.
Чески Крумлов, Чески Крумлов, Чески Крумлов!
Кружение по его улицам и щедрые возлияния божественного напитка мы разбавили лишь посещением замка. Действуя по принципу “с утра выпил – весь день свободен”, мы решили покончить с “этим скучным и неинтересным делом”, то бишь посещением замка как можно раньше. Там нам рассказали о господах Рожемберках и Эггенбергах, с их именами связана история замка. Сразу после его холодных залов захотелось попробовать одноименного владельцам пива, которое до сих пор варят в Ческом Крумлове.
А во второй половине дня спонтанно залезли на замковую башню, надеясь на “правильное солнце”. Ни особого удовольствия, ни большого разочарования от сего мероприятия не испытали, так что ни отговаривать, ни советовать почтенной публике довольно простой (после Праховских скал) подъём не будем.
К вечеру были сыты Ческим Крумловым.
Но засыпая, дружно сказали: “Мы обязательно вернёмся в этот город!”
8-ой день. 3 апреля, четверг. Чески Крумлов – Йиндржихув Градец.
Мы уезжаем из Крумлова без сожаления. Кажется, не осталось ни одной подворотни, куда бы не заглянули объективы наших “Кэнонов”. Мы не прощаемся с городком, мы говорим ему: “До встречи! Может быть, не до скорого, но до свидания!” И держим путь в монастырь Злату Коруну.
В Чехию на авто. Злата Коруна
Выбор на неё пал, во-первых, потому что путешествуя осенью 2011 года “по нестандартной программе” в окрестностях Крумлова, проезжая по автодорогам Чехии в 2012 году, нам несколько раз попадался знак, обозначающий достопримечательность “Zlata Koruna”. И если он так навязчиво напоминал о своём присутствии, то его непременно нужно посетить. Тем более, что езды до него от Крумлова всего каких-то 10 км.
Посещение монастыря возможно только с организованными группами. До первой нам пришлось подождать минут 20. Группа состояла из нас двоих и присоединившейся уже к половине экскурсии паре. Видимо, им предложили либо ждать минут 40, либо нас догонять. Русский текст экскурсии гид читать не мешала и терпеливо ждала, пока мы не закончим фотографировать. Старый монастырь весьма любопытен и если бы предстояло скроить программу заново, не сомневаясь, снова включили бы его осмотр.
Но самое интересное ожидало нас после экскурсии, зрелище заняло меньше пол-минуты и даже всегда готовая к съёмке Бортжурналистка прошляпила сие мероприятие. Из-за угла с рёвом вывернулся русский мотоцикл “Урал” с коляской, на французских номерах, пронёсся мимо нас и был таков! Сцена была подобна гоголевской “К нам едет ревизор”. Был ли это действительно ревизор или, может быть, с нами случилась массовая галлюцинация, теперь уже сказать трудно, тем более, что фотодокументов в наличии не имеется.
В Чехию на авто. Глубока над Влтавой
В этот же день мы посетили замок Глубока над Влтавой. А как было пройти мимо палатки с разливным хумполецким “Бернаром”?
Здесь в очередной раз убедились в богатстве и могуществе рода Шварценбергов. Их дворец совсем не похож на другие, с “комодами, оленьими рогами и кольчугами”. Здесь представлены роскошные деревянные (!) интерьеры конца XIX начала XX века, той эпохи, к которой наш экипаж весьма неровно дышит.
И опять же, после пищи духовной мы решили вкусить хлеба насущного в супермаркете “Пенни”(“Penny”), который расположен сразу за замковой парковкой. Хлеб нашли в жидком виде – целых семь различных сортов, сваренных разными пивоварами, в одной коробочке! Так что праздник путешествия “Чисто по Чехии” у нас продолжался всю пасхальную неделю! “Вку-у-ус спецфицкий”! Ни одному “завсклад, дыректор магазын и, даже, таваравэд” такое и не снилось!
Но мы забежали вперед, а пока мы ещё везём драгоценный груз в нашем hatch-back и держим путь в Йиндржихув Градец.
В Чехию на авто. Йиндржихув Градец
Ему и посвятили весь остаток дня. Программа включала обед,
бесцельное шатание по чисто-чешски красивому городу,
присматривание магазинчиков, торгующих стеклом, светомузыкальное водное представление,
прогулка по внутренним дворам замка и вокруг него,
взирание на город с панорамных точек,
распитие спиртных напитков.
9-ый день. 4 апреля, пятница. Йиндржихув Градец – Оломучаны.
Посудные закупы.
Индивидуальная экскурсия в замке Йиндржихува Градца с гидом, чьё присутствие исключало контрабандные снимки, но не мешало читать русский текст.
Затем – занудная езда по автобану с весьма посредственным дорожным покрытием (Прага-Брно).
В Чехию на авто. Пункевные пещеры. Моравский карст
Очерёдность выполнения следующих двух пунктов программы – замка Пернштейн и Пункевных пещер не имела значения, они находятся примерно в одинаковом удалении от места нашей дислокации – деревни Оломучаны. Но популярность пещер вызывала опасения, что в субботу там может быть много посетителей. Поэтому, мы решили не откладывать пещеры на завтра, если их можно посмотреть сегодня. Решение оказалось очень правильным, опять же, экскурсия получилась индивидуальной, на точках обзора нам включали русскую звукозапись. Зрелище это сказочное,
мистическое,
волшебное,
неземное
и совершенно неожиданное,
особенно для дилетантов, к коим себя и причисляем. Пункевные пещеры и пропасть Мацоха в этом путешествии встали в один ряд со скальным городом Адршпах по силе впечатлений и неожиданности увиденного. Ни снимками, ни словами его передать нельзя и копий напрасно ломать не станем.
Приятные неожиданности в этот день не закончились, нежданно-негаданно в глухой деревне Оломучаны гостиница оказалась самой лучшей на протяжении всего маршрута. Мы ещё не знали, что в Штрамберке нас ждёт даже лучший номер, но там было чуть не в 2 раза дороже – 1485 крон против 950 в Оломучанах.
В Чехию на авто. Бланско. Оломучаны
Решив, что целый вечер в деревне делать нечего, мы доехали до соседнего Бланско и убедились, что чешские городки тоже могут быть посредственными. В Бланско оказалось “простенько, но чистенько”.
10-ый день. 5 апреля, суббота. Оломучаны–Пернштейн-Кромержиж.
Несмотря на то, что у Главвреда на это день были свои виды, Бортжурналистка спохватилась, что жизнь простых чехов в очередной раз осталась надёжно спрятанной за созданными их предками городами, замками, музеями.
Восполняя этот недостаток, она бодро направилась гулять по Оломучанам, бестактно заглядывая во дворы и рассматривая
навесы, сараи,
курятники, грядки, парники и прочие видимые из-за заборов атрибуты ежедневных забот и чаяний современных чехов.
Начальник Экспедиции скрипел зубами. Он находил, что посещение замка и очередного дворцового комплекса куда как важнее гуляющих по огороду кур и раздельного сбора мусора
и не без основания беспокоился, что не видать ему дворца в Крамержиже. Поэтому, ознакомление с бытовой стороной Чехии пришлось свернуть,
пока зубовный скрежет не перешёл в зловещий лязг с необратимыми последствиями.
В Чехию на авто. Пернштейн
Готическая твердыня Пернштейн и вправду впечатлила!
Экскурсия на чешском, русский текст прилагается, фотографировать нельзя.
После экскурсии чуть не прошли мимо одинокого продавца местного вина. Конечно, кто же в Чехии будет вино пить! Но, помня удивительный опыт дегустации на винной дороге Эльзаса, мы решили вспомнить сие действо, обсуждая на ходу, что из вежливости нужно прикупить бутылочку. Когда мы попробовали вино, наша вежливость отошла в сторонку и обсуждала с “жабой” что же это нам такое налили, что мы о них напрочь забыли. Местные вина стали ещё одним открытием в Чехии. В отличие от традиционного вкуса сухих вин, Седлецкие оказались сладкими , с очень тонким и нежным цветочным ароматом.
Винодел объяснил, что содержание сахара уменьшает крепость вина и в розовом Каберне Совиньон только 9 % алкоголя. Мы купили всё, что пробовали и от большей партии нас удержала лишь законопослушность – через границу много не провезти.
В соседней деревне Дубровник Бортжурналистка хлебнула “Чёрной гОры” и составила весьма нелестное мнение о сём божественном напитке. Может потому, что пила неправильную “десетку”?
Начальник, уже нализавшись седлецкого вина (в прямом смысле этого слова, вино он не пил, а нюхал и лизал, пробовал на язык), скромно довольствовался лимонадом.
Наше пребывание в Пернштейне омрачила лишь дурацкая sms из отеля в Кромержиже, с вопросом, за который любой московский водитель туристического транспорта убивает гида без суда и следствия, а последний в свою очередь туриста. Смертельно опасный вопрос звучал так: “Во сколько приедете?” Между прочим, сам ответ на него в нашей профессиональной среде считается жутко плохой приметой. Предпочитаем отвечать обтекаемо: “Едем”. Или “Да тут километров несколько осталось”, избегая даже примерного обозначения конкретной цифры. Управляющий отеля хотел цифру, которую он и получил. Сказано было конкретно – около 17 часов. Осуществление дурных предзнаменований не заставило себя долго ждать. На пути в Кромержиж, несмотря на субботу, мы вляпались в многокилометровую пробку у Брно и потеряли, как минимум, часа полтора времени. В этом в очередной раз виноват вышеупомянутый третий член экипажа, В.А.Навигатор, который ни сном ни духом не ведал о ремонтных работах и перекрытии локальной дороги и с упорством, достойным знамо чего, всё время предлагал “перепроложить маршрут”.
В Чехию на авто. Кромержиж
Худо-бедно в Кромержиж доехали,
воспользовались субботней бесплатной парковкой в центре города
и пошли в епископский дворец за подтверждением, что сегодня на экскурсию мы уже опоздали.
Более того, из-за воскресного дня и предварительного бронирования экскурсий, на следующий день первое посещение возможно лишь в 11 часов (в 13 по Москве). Начальник Экспедиции это известие воспринял на удивление спокойно и мы отправились заедать-запивать крушение надежд на осмотр дворца.
Педантично дождавшись 17 часов, мы пошли знакомиться с сотрудниками гостиницы, которые ввели в грех ответа на запретный вопрос. И сразу их простили. Потому что милая молодая пани отлично говорила по-русски, на работу пришла с грудным младенцем, да ещё вместо стандартного номера поселила нас в апартаменты с кухней (которая не шибко была нужна, но всё равно – приятно).
Для полноты картины этого дня приведу ещё снимок Кромержижа
и добавлю, что далеко не всё пиво в Чехии так хорошо, как мы об этом пишем. В этот день мы попробовали два сорта, которые сами никогда больше не будем пить и вам не рекомендуем. И рискуя навлечь на себя праведный гнев ценителей, уточню, что одним из них стала хвалёная “Черна гОра”. Второе разочарование настигло в Кромержиже от сорта “Холба”. Вычеркнув эти две марки из списка неотведанных и так и не решив, что делаем в последний день путешествия, пошли обживать свои апартаменты.
В Чехию на авто. Дворец епископов в Кромержиже
11 день. 6 апреля, воскресенье. Кромержиж – Копрживнице – Штрамберк.
Вопрос с планом мероприятий на означенный день остался открытым, потому что некая слабая надежда на осмотр дворца ещё теплилась. Но на кону стоял музей “Татры” в Копрживнице! И если ждать до открытия резиденции кромержижских епископов, то с возможностью лицезреть модель автомобиля Ганзелки и Зигмунда и подаренный Сталину к 70-летнему юбилею “Татраплан” можно было смело попрощаться. Бортжурналистка, чувствуя свою вину за вчерашний нездоровый интерес к чешским подворотням, была готова на большие жертвы. Они не потребовались, потому что настойчивость пары русских туристов, второй день рвущихся в главный музей Кромержижа, смягчило сердце сотрудницы музея (как приятно, что иногда “кадры решают всё” и простая кассирша может просто сказать “да”). Нас присоединили к уже заказанной группе, вручили традиционный русский текст и мы с немецкой группой двинулись осматривать вожделенные интерьеры, по ходу наблюдая как надо работать (экскурсовод музея) и как не надо (гид-переводчик группы).
Запрет на съёмку действовал и в этом музее, но мы с удивлением лицезрели, как немцы дружно вытащили свои “мыльницы” и, даже не отключив вспышку, снимали всё и вся.
Дабы не выделяться из группы постной миной и осуждающим взглядом, Бортжурналистка под подзуживания Начальника Экспедитовича Главвреда, одолеваемая угрызениями совести, краснея и стесняясь, щёлкала зеркалкой, судорожно и безуспешно пытаясь отключить звук затвора.
Довольные двойной удачей (1.попали в музей, 2.фотографировали) и отметив в саду дворца сие мероприятие двумя бокалами “Старобрно”,
мы наконец поняли, что особого пожара нигде не наблюдается и “Татра” стала нам как никогда ближе. Правда, требовалось отменить музей шляп в Новом Йичине, который по халатности Бортжурналистка прошляпила в предыдущую поездку. Это было самым малым, что она могла сделать для своего повелителя и ампутация головных уборов прошла без анестезии. Но как утешительный приз она получила прогулку по роскошному дворцовому парку и даже была запечатлена на фоне Эйфелевой башни.
Дорожные знаки и коричневые указатели на дороге вызывали в сердце острейшую ностальгию: Липник над Бечвою, Хельфштын, замок Старый Йичин, Границе, Нови Йичин. Если бы не “Татра”, право слово, не удержались бы, да куда-нибудь и свернули!
В Чехию на авто. Копрживнице. Музей “Татра”
Совершенно непонятно, какими такими настройками руководствовался Василий Алибабаевич, но он уверенно повёл нас к дальнему съезду в Копршивнице, адреса музея ему точно не давали. И едва въехав в город, мы увидели указатель, а вскоре и вывеску героя сегодняшнего дня – технического музея!
Не буду отнимать хлеб у Начальника Экспедиции, придёт время, он сам об этом музее расскажет. Ограничусь снимком довольного посетителя и скажу, что экспозиция тронула даже “холодное сердце красавицы”.
Рядом с музеем очень кстати “пришёлся” супермаркет, где мы сделали последние чешские закупы на “домой” и наш экипаж всего второй раз за всю поездку снизошёл до перекуса закупленной в магазине сухомяткой (первый – на М – 1).
Углядев в окрестностях указатель на очередные развалины замка, мы попытались к нему подъехать. Но посмотрев на время, предприятие это оставили, ничуть не сожалея о бесплодной попытке. Получилась импровизированная экскурсия по городу. Впечатление Копршивнице не произвёл, и мы поспешили к недосмотренному в прошлый раз Штрамберку! Ну, здравствуй, милый, со свиданьицем!
В Чехию на авто. Штрамберк
Вам незнакома точка на карте по имени Штрамберк? Со всей ответственностью заявляем, что сей населённый пункт в наших чешских приоритетах стоит наравне с Прагой, Ческим Крумловым и, даже, повыше Карловых Вар. Все остальные хвалебные речи Н.Э.Главвред сказал в статье “Штрамберк, как отражение Чехии”. Повторятся не будем, чинно следуем в ресторан откушать и испить чего положено. А положено в Штрамберке пить пиво “Трубач”, которое вы не найдёте больше нигде ни под каким бутилированным видом. Только на месте. Конечно, мы идём в “Мнестский пивовар”!
И обнаруживаем сорт равный, если не превосходящий “Трубача” по вкусовым достоинствам -“Ушак”.
А вот “Валашских войта с воеводой” не поняли. Наверное, “Трубач” и “Ушак” слишком хороши, чтобы с ними могли сравниться другие сорта. Там же утоляем и голод.
И после замечательной вечерней прогулки-воспоминания, на сон грядущий мы снова отмечаемся в том же заведении. Заканчиваем день традиционными для Штрамберка “Трубачом” и “Ушаком”.
В Чехию на авто. К восточной границе
12 день. 7 апреля, понедельник. Штрамберк – Варшава – Тересполь.
Выехать в этот день надо бы пораньше. Не предусмотрев такое обстоятельство, мы оплатили завтрак заранее. Поэтому, у нас была уважительная причина не вставать рано и хоть на немного продлить свидание со Штрамберком. Надышаться перед смертью уездом так и не удалось и, как и Ческому Крумлову, мы говорим Штрамберку: “На схледаноу!”
От Штрамберка до польской границы – рукой подать. На А-1 в 20 км от границы, на польской стороне, глобально строят мост. Объезд (временные жёлтые знаки) по локальным дорогам, по указателям на “Лодзь-Катовице”.
Польский транзит, он и есть польский транзит, только в обратную сторону. Душа порадовалась знакомым местам – аэроплану, в котором ужинали ещё в 2010 году.
И виду монастыря Ясна Гура, где хранится святыня всего христианского мира – Ченстоховская Божия Матерь.
За “келбАсой кракОвской сУхой” заехали в Раву Мазовецкую. Не самый лучший вариант, в другой раз поищем что-нибудь ещё. В этот день, по семейным обстоятельствам, нам нужно было заехать в Варшаву. А также сделать продовольственные закупы. Так получилось, что на приобретение промышленных польских товаров в этот раз, увы, времени не осталось.
Варшаву проходили вечером, приятного мало, но не смертельно, город от западной окраины до восточной прошли за 50 минут. Продуктовыми закупами догнались недалеко от столицы, если не ошиблись, городок называется Калюшин. Углядели там супермаркет “Топаз” – всё необходимое там и докупили. А через несколько десятков метров обнаружили и любимую “Бедронку”! Эх, знать бы прикуп…. Но теперь знаем!
До приграничного ночлега добрались в 22.20, но это уже по московскому времени.
Из Чехии на авто. Дорога домой
13 день. 8 апреля, вторник. Тересполь – Москва.
Перед границей поблажек себе не даём. Жёстко ставим будильник на 5. 20, притом, что во всём путешествии раньше 9.00 по Москве не просыпались. Для экономии времени обходимся без утреннего кофе. В 6.45 подъезжаем к польской границе, получаем выговор от пограничницы за то, что сначала встали в другой коридор. Начальник Экспедитович парирует тем, что там горит зелёный сигнал светофора.
После вялого осмотра и дежурного вопроса о количестве ввозимого в РБ алкоголя, в 7.20 мы мы минуем последний граничный шлагбаум.
Завтракали в РБ. В придорожном кафе за безналичный расчёт нам состряпали что-то вроде глазуньи и сварили хороший кофе. Помеха Справовна Бортжурналистка взяла заслуженный выходной, камеру убрала в багажное отделение, о чём до сих пор горько сокрушается. В её легкомысленной головке крутится одна дорожная тема, но без снимков увы, не интересно.
По причине того, что наше любимое кафе в Смоленской области оказалось закрыто именно в то время, когда мы туда подъехали, имели “удовольствие” протестировать “Старое Русло”. Многолюдно, дорого, невкусно, с ненужной на дороге претензией. Лучше б суп погорячее подали. Голод утолили, но не более того.
Надежды на спокойный, ввиду рабочего дня, въезд в Москву не оправдался. На “минке” идёт глобальная реконструкция со всеми вытекающими, которые усугубляются московским хамством. После Европы оно сильно бросается в глаза.
Последняя запись в очередном дорожном дневнике Бортжурналистки: “На Новоарбатский мост въехали в 20.05. Приехали в 20.30”. На этом разрешите откланяться и приступить к урокам путешествия.
В Чехию на авто. Уроки путешествия
Их в этот раз набралось немного. Ответственность за все беды мы не без основания возлагаем на г-на В.А.Навигатора и для себя делаем два вывода:
1.Помимо прочей необходимой литературы всегда брать с собой атлас автодорог Польши и других транзитных стран.
2.Не полагаться слепо на навигатор, включать голову планировать маршрут по карте и включать электронное устройство при поиске конкретных адресов в населённых пунктах.
Финансовый отчёт. (Цена нашего путешествия в Чехию на машине в 2014 г.)
“Грязный” итог этого 13-ти дневного, 12-ти нОчного путешествия равен 76 000 рублей на двоих. Попробуем их отмыть очистить от всяких нехороших излишеств. На апрель 2014 года рубль стоил 1,8 чешской кроны или 11,78 польских злотых, для удобства считала по 11,8
1.Дорожные расходы. За бензин почти везде платили картой, сумма списывалась в рублях, поэтому сразу приведу сумму в рублях: в России и РБ за топливо в оба конца заплатили 5267 рублей, в Польше – 4451 руб, в Чехии – 3630 крон (из них 310 крон – “налепка”, дорожный сбор за платные дороги). За парковки заплатили 315 крон. Всего 3945 крон = 7101 руб. Итого: 16 819 рублей.
2.Гостиницы: 230 злотых = 2773 рубля, 11464 кроны = 20644 рубля. Итого: 23 417 рублей.
3.Еда. Здесь Бортжурналистка вошла в ступор. Включать ли пиво в общий баланс или не разглашать количество выпитого и посчитать его излишеством нехорошим? Обычно в графу “еда” заносится всё отправленное в рот и различия между съеденным и выпитым в расчёт не принимаются. В этот раз, по непонятной причине в дорожном журнале появилась отдельная графа “рестораны”, а пиво заносилось в графу “еда”. Приведём здесь выписку из путевого дневника и озвучим две отдельные цифры.
Итак, рестораны: 110 злотых = 1298 рублей, 5172 кроны = 9310 рублей, 200 руб. в РБ, 850 руб. в “Старом Русле”. Итого: 11658 рублей.
3а. Пиво и др.напитки, мелкие перекусы: 100 руб, 39 злотых = 460 руб., 1328 крон = 2390 рублей. Итого: 2 950 рублей.
4.Музеи. Напомним, что билеты покупаем самые дорогие, как минимум с одним разрешением на съёмку. В этот раз служебным положением не пользовались, за все билеты платили честно, 3800 крон = 6 984 рубля.
5.Литература. Покупали, покупаем и покупать будем, поэтому для нас это необходимая статья бюджета, мы её включаем.
На неё израсходовано 1060 крон и 43 злотых, то есть 1 408 рублей.
ИТОГО. 63 236 рублей. Что оказалось немногим (на 5 000 рублей) дороже поездки “За немецкими долами, за чешскими горами”.
О всех отелях, в которых останавливались в этой поездке рассказано в статье “Отели Чехии“.
Есть на сайте отдельная статья, посвящённая финансовому отчёту двух путешествий. “В Европу на машине. Цена вопроса”.
Далее:
Путешествие в Германию (по долинам Мозеля и Рейна) на автомобиле в октябре 2014 года.
М-1 состояние дороги от Москвы до Бреста.
Путешествие через Словакию в Австрию (Вену) на автомобиле в феврале 2015 года.
Вена на тарелочке (личный опыт посещения кафе, кофеен, ресторанов в Вене).
Как мы попали в Вене (мошенники в Вене).
Этрета.
Уникальность всех частей зафиксирована.
Перечитал ещё раз. Нестерпимо захотелось в Чехию.))) Про Штрамберк так и хочется сказать”Мал золотник, да дорог !”Такое прекрасное душевное место (судя по Вашим рассказам и фото). А свичкова в Кромержиже удивила своей подачей. Первый раз вижу соус в отдельной посуде. Вообще страница очень насыщена впечатлениями и красотами. Даже слегка устаёшь от них. (Это-хорошая усталость).
Саша, я пока ещё не могу перечитывать свои отчёты. Вот просто нет сил знать, что пока всё закрыто. Наверное, я немного “пересолила” отчёт яркими впечатлениями. Но куда от них деться? Чехия, она такая Чехия…. Спасибо, что заглянули на огонёк!
Отличный маршрут! Возьму на заметку. Душа истосковалась по Чехии. Неисчерпаема для путешественников. Сколько раз был – специально и проездом, всё равно хочется ещё заехать, побывать в виденных местах, задержаться в невиданных. Отдохнул душой, читая ваш отчёт. Здорово!
Андрей, спасибо Вам за добрые слова. Разделяем Вашу тоску по путешествиям. Сами бы сорвались…
Поразительная скурупулёзность и точность в описании ! Вы записываете всё ? Я,когда возвращаюсь домой,уже не помню многих названий улиц или пивниц,не говоря уже о сумма потраченных где либо.
Александр – в самую точку. Я всегда веду дорожный дневник. Называется он “умная книжечка”, “дорожный бортжурнал”, “дорожный блокнот”. Как-то написала пост про свои бортовые заметки. Так и называется “Запишите в ваши книжечки, господа!”
Ещё вопрос.Вы не были в Йиглаве ? Я,может быть,просто не нашёл.У меня сейчас виза двухлетняя,если справлю с проблемами здоровья,махну следующей осенью в Ческу.Почему-то приглянулась Йиглава,и недалеко от неё Телч и Йиндржихув Градец.Ну и Табор обязательно.
Йиглава у нас в разделе сказок:
В Йиндржихуве тоже были – симпатичный городок:.
А пиво в пластике разливали в уличных кафешках. На вкус напитка пластик не влияет 🙂
Может быть,на вкус ЧЕШСКОГО пива не влияет,а вот на новосибирское…Или у меня просто подсознание сразу выдаёт негатив на пластик ? Про Йиндржихув Градец уже прочитал,про Йиглаву тоже почитаю.Спасибо.
Возможно, второе.
Имхо в РФ пива нет, или почти нет. Разливное не факт, что приличное, в бутылках вообще не знаю что, но не пиво.
Я не отношу себя к знатокам пива.Вчера пил”Крушовице”российского розлива.Очень понравилось)))
Александр, да мы тоже дилетанты. Просто когда пробуешь хорошее, а потом пьёшь то, что так себе, то разница чувствуется. Если технология напитка соблюдена, то и наше “Крушовице” очень неплохое. Другое дело, что во многих местах о технологиях забыли….
Ещё мы любим наше пиво в местных пивоварнях – в Пскове, Ярославле, Костроме и в других городах оно если не превосходит чешское, то ничуть не уступает.
У путешествия на авто,конечно,есть огромные плюсы.Но,во-первых,я не автомобилист))).А,во-вторых,стояние на границы по многу часов-просто убийственное.Дважды стоял,когда ехал с автобусным туром.Больше не хочу.Это при том,что стояли один раз около 3 часов,другой раз меньше двух.Теперь-только самолёт.Новосибирск-Прага.6.40,и “Ахой,Ческа !”Из отчёта удивило,что есть места,где пиво подают в пластиковых стаканах.Слава Богу,мне ни разу не доводилось такое видеть в Чехии.
“Вы не любите погранпереходы. Да, Вы их просто готовить не умеете!”(с) автобусный тур – это беда. на своей машине можно выбирать, на какой п/п ехать. Но из Новосибирска самолётом конечно удобнее.
ооохх, какие классные фотки, аж захотелось пивка с сосисками. А серьезно – спасибо, много интересного узнал для себя. Могу только посоветовать больше про дороги писать – что да как, это автопутешественникам полезно.
Спасибо за отчет! Замечательно написанный, считаю очень полезным для планирования путешествия.
Спасибо. Рад, если отчёт Вам помог.
Прям зачитался) Интереснейшая и подробная статья о Чехии. Сразу всё не осилил, поэтому добавил сайт в закладки, потом дочитаю)
Ещё всем начинающим туристам пользоваться картами. Конечно, не бумажными атласами, а современными электронными. Обычно пользуюсь картами Рудороги http://www.rudorogi.ru/ ещё иногда заглядываю в карты Гугла. У Навитела тоже неплохие карты. В общем, сейчас много удобных инструментов, чтобы планировать маршрут как в России, так и в загранице.
Спасибо за отзыв! Без карт путешественнику нельзя. При планировании путешествия мы пользуемся разными картами. А в пути отлично помогают старые добрые бумажные атласы. 😉
Спасибо большое за потрясающий отзыв, подробный легкий и юморной. Мы с мужем вот тоже собрались покататься по Моравии. И тут возник вопрос: может быть Вы помните какие то термы или что-то в этом роде вокруг Брно ли ближе к границе с Польшей?
Здравствуйте, Екатерина. Сожалеем, но термами мы не увлекаемся. На память приходят только Бардеёвские Купеле. Но это Словакия.
Большое спасибо за полезную информацию. Пишите, пишите и еще раз пишите!
Спасибо! Постараемся 🙂
Спасибо за ответ.
Вы все так заманчиво расписали, молодцы! Благодаря вашим рассказам на многие вопросы мы уже получили ответы. Теперь не так страшно планировать свою поездку. Для себя однозначно решила посетить Адршпахские скалы и Пункевные пещеры. Думаю, и нам и ребенку будет интересно. Не могли бы вы вспомнить, были ли в Детенице посетители с детьми? Да и стоит ли вообще посещать это место с ребенком? Спасибо.
Наши знакомые путешественники бывали там с детьми. Дети быстро сориентировались и звали официанта:
-Эй, корчмарь!
-Чего тебе, пива?
-Не, соку давай! 🙂
Бортжурналистка, обязательно пишите отзывы. У Вас это очень хорошо получается. А нам они очень полезны и интересны. Я уже молчу о замечательных фото! Желаю вам много интересных поездок и обязательно делитесь с нами впечатлениями от путешествий!
На том и порешим! Кристина, Вы меня вдохновляете на написание новых рассказов. Спасибо!!!
Спасибо автору за отчет! Так увлекательно и полезно!!! Тоже собираемся в Чехию, но немного по другому маршруту. Очень полезна информация по гостиницам. За одно почитала и остальные отзывы автора по другим маршрутам, тоже осталась в полном восторге. В некоторых местах громко смеялась от юмора и замечательного стиля написания автора.
Кристина, большое спасибо за отзыв! В нашем небольшом экипаже (Начальник Экспедиции, он же – ГлавВред и Бортжурналистка, она же – Помеха Справа) иногда возникают споры по поводу писать или не писать отчёты о путешествиях. “Кому это нужно?” – иногда скептически сетует Главвред. Бортжурналистка возражает: “Надо писать! Хотя бы для того, что бы путешественники избежали наших ошибок и ли скорректировали свой маршрут, подстроили его под свои приоритеты, учитывая наш опыт!”
Кристина, очень рады видеть Вас среди своих читателей. Мы стараемся писать так, чтобы было интересно не только путешественникам. Иногда это получается :).
Недавно вернулись из путешествия “По словацкой зиме в венскую весну”. Уже планируем следующую поездку, так что будут новые отчёты!
Из прочитанного на всём вашем сайте почему-то сложилось (ложное, как теперь понятно) впечатление, что вы более свободно относитесь к пиву-вину за рулём. Извиняюсь.
Мы, попав впервые в Чехию в 2011 году и катаясь на арендованном авто, удивлялись такому сочетанию пивной культуры этой страны и нормы в 0 промилле. В отличие от Германии. Но выполнял всё строго.
Когда же в 2012 опять, но уже проездом, попали в Прагу, записались на экскурсию к небезызвестному в интернет-кругах AndyGo (Андрей Горбунов). Правда, экскурсоводом в данный день выступила то ли его мама, то ли тёща. Так вот под конец дня я опять удивился этим вопросом в беседе с ней. А она ответила, что местные здесь особенно этот ноль не блюдут, что при тех же 0,2…0,3 никаких наказаний не бывает. А я так понимаю, они живут там многия годы.
Воспользовался этим “знанием” один раз на следующий день. Уезжая из Праги и заехав в Велке Поповице, выпил кружку пива, немного погуляли там, и поехали в сторону дома. Без последствий и приключений вроде как.
Игорь, может быть такое впечатление складывается, что отчёты, в основном пишу я, Бортжурналистка. Вот у меня и получается – дёрнули пивка, и за руль. На самом деле мы очень осторожничаем. Не сразу за руль, а после серьёзной прогулки. Пока Бог миловал.
Хотел спросить здесь, персонально, а не в auto.ru/travel, на какие уровни алкоголя в крови за рулём вы ориентируетесь, путешествуя с пивом-вином по этим странам (Чехия, Германия, Польша, …)? Может есть какие-то ноухау личные?
Игорь, ориентируемся исключительно на официальные нормы: в Польше 0,0 промилле. Но в Польше мы почти не пьём алкогольных напитков, поскольку пить там почти нечего:) В Чехии норма также 0,0 промилле. Поэтому пивом не злоупотребляю. Днём могу себе позволить бокал 0,3 литра только если после него мы гуляем и осматриваем достопримечательности. Вечером может быть 2 по 0,3 или 1 по 0,5, если утром надо ехать. Больше только в случае полностью пешего дня, когда машина остаётся на стоянке.
В Германии официально можно 0,5 промилле. Следовательно 1 бокал вина или 1 кружка пива. НЕ БОЛЬШЕ. Никогда не сажусь за руль сразу после употребления алкоголя – минимум 2 часа прогулки. А личное ноу-хау следующее – чётко контролировать что можно и что нельзя. Если прямо сейчас надо ехать – любое самое вкусное пиво идёт побоку. А если есть часа 3-4 на знакомство с каким-то городком, то перед экскурсией вполне допустимо.
Классный отзыв!!! Я тоже сама планирую все путешествия!! В мае след.года с друзьями на машинах поедем по Чехии!! Маршрут почти похож с вашим!!!))) Читаю и слюньки уже капают от предвкушения!!)))) Спасибо за полезности!!
Вооот спасибо! Иичин в нынешних планах!
Хорошо, у нас музейные работники не столь расчётливы! А то бы много музеев вообще бы навсегда закрыли, особенно – сельских. Зато какой кайф получаешь, когда приходишь в музей, куда явно давно никто не заглядывал, а тебе там радуются, как дорогому гостю! Всё подскажут, расскажут, персонально для тебя экскурсию проведут!
Музеи – это всё-таки не только выгода. Это – душа той или иной местности.
Совершенно согласна! Сколько раз нам говорили “спасибо” просто за то, что зашли! Наше государство можно благодарить за то, что хоть худо и бедно, но содержит совсем не рентабельные музеи.
На машине в Чехию – это ещё одна моя мечта!
Вы – прямо дегустаторы пива! 🙂 Хотя Чехия есть Чехия. А какая Чехия без пива? ))
Но почему же чешские замки в большинстве закрыты с ноября по март? То есть получается почти полгода они простаивают без туристов? А как же новогодние туры по Чехии?
Галина, в Чехии, да и во всей Европе, очень хорошо умеют считать деньги. Они подсчитали, что зимой посетителей настолько мало, что доходы от них не покрывают расходов на содержание обслуживающего персонала и музейных работников. Как только число потенциальных посетителей возрастает, так сразу всё и открывается. А в “новогодние туры по Чехии” не ездили, чем турагентства заманивают туристов сказать не можем.