212

Праховские скалы . Нам настолько понравилась прогулка по Адршпахскому скальному городу, что в тот же вечер мы поехали к Праховским скалам поблизости от Йичина для рекогносцировки. Осенью 2011 года мы уже планировали их посетить, но тогда нам помешал густой осенний туман.
Мы специально вернулись в Йичин, чтобы досмотреть недосмотренное в Чешском раю. На первом месте у нас стояли Праховские скалы.
Праховские скалы
На окраине деревни Прахов мы обнаружили информационный центр “Чешский рай”. Молодой человек оценивающе посмотрел на нас и рекомендовал достаточно длинный, около 5 км, но наиболее лёгкий красный маршрут. У него мы купили схему Праховских скал с обозначенными маршрутами на польском языке (русской схемы не было). Поскольку день у нас выдался довольно насыщенным – после Адршпаха мы проехали через Трутнов к охотничьему замку Гумпрехт и погуляли вокруг ещё закрытого замка Кост – то знакомство с Праховскими скалами было решено отложить на завтра.
На следующее утро по знакомой дороге мы доехали до Прахова, миновали инфоцентр и покатились дальше к главному входу в скальный город. Мне бы сообразить, что дорога резко пошла вниз, а нам соответственно придётся идти вверх, но желание сэкономить пару километров пешком возобладало. Несмотря на ранний час на парковке уже стояли машины и прохаживался пожилой господин, собиравший плату за стоянку (50 крон). Касса, в отличие от Адршпаха, также работала. Билеты обошлись нам по 70 крон с человека. Изучив стенд с информацией, мы поняли, что красный маршрут самый длинный, жёлтый – наиболее короткий (1,5 км), но позволяет увидеть все основные скалы, а зелёный маршрут длиной 3,5 километра может оказаться золотой серединой. Не подозревая ничего худого, мы решили идти по зелёному маршруту.

Вначале все маршруты совпадают. Они идут по одной и той же тропе, ведущей к подножию скал. Вскоре мы уже миновали знаменитые “Праховскую иглу” и “Праховскую шапку”
Праховские скалы
и подошли  Императорской прогулке – самому длинному ущелью Праховских скал, названному в честь визита императора Франца I в июне 1813 года. Забегая вперёд скажу, что по Императорской прогулке пройти нам было не суждено. В её начале возвышаются скалы  “Орёл”  и “Монах” высотой более 100 м.
Позже мы ещё раз увидим их с Выхлидки Миру (смотровой площадки Мира). А пока, сориентировавшись по меткам, мы свернули влево и начали подниматься по ступеням, вырубленным в скале.
Выше, ещё выше, немного вниз и опять вверх
Праховские скалы
Окрестные скалы были очень хороши, но чаще приходилось смотреть под ноги, чтобы не оступиться на камнях или корнях сосен и не разбить недавно приобретённую фотокамеру.
Пройдя первую группу скал, мы оказались в густом сосновом лесу, растущем на каменистом гребне и спускающемся по склону к Императорской дороге.  Красивых видов не наблюдалось, зато идти было весьма непросто. Вот здесь мы пожалели о том, что не взяли подходящую обувь.
В памяти всплыла фраза чешского туристического проводника времён развитого социализма: “Сейчас поднимемся на горочку и там передОхнем!” Тропа вновь пошла на подъём, причём по таким расселинам, где я всерьёз  опасался застрять. Пришлось бы мне вместо экскурсионной программы худеть, как Винни-Пуху из сказки Алана Александра Милна.
Праховские скалы

Наконец мы добрались до Выхлидки профессора Хакена. Однако вид с неё оказался не очень красивым. Быть может за прошедшие 90 лет склон зарос лесом?

Тропа вновь резко пошла вверх.  Я со своим лишним весом и вредными привычками начал понемногу уставать, а вот супруга держалась отлично!
Наконец,  пыхтя и отдуваясь, я поднялся на плоскогорье. Жена не преминула съязвить: “Сигаретку?”  Наверху “наш” зелёный маршрут совпал с красным – ровным и прогулочным. Мы лишь свернули на Глагольску выхлидку, названную в честь хора “Глагол”, выступавшего здесь в 1887 году. С неё прекрасно видны скалы “Верблюд” и “Обелиск”, у подножия которых мы карабкались 10 минут назад.
Праховские скалы
Вскоре красный маршрут ушёл вниз по лестнице на Императорскую прогулку, а мы двинулись дальше по зелёному маршруту, завернув на Выхлидку Миру, с которой открывается великолепная панорама Праховских скал. Для того, чтобы попасть на неё, вовсе не стоило так надрываться – достаточно было пройти по Императорской прогулке и подняться по одной-единственной довольно отлогой лестнице. К сожалению у нас нет широкоугольного объектива, поэтому панораму пришлось снимать фрагментами. Здесь на первом плане видна скала Краконош, левее Ректорская башня, а вдали за Краконошем – Праховская Игла и Шапка.
Следующий фрагмент панорамы представляет скалу “Орел” (в центре за сосной), за ней виден “Монах”. Левее “Орла” внизу в центре стоит “Голодная башня”. В глубине за “Монахом” видны “Шилкова и Дубнова башни”.
При максимальном приближении объектива с этой же выхлидки можно рассмотреть замок Троски на вершине двуглавой горы.
Праховские скалы
Наконец, в правой части панорамы видны “Американская башня” на первом плане, а за ней – “Дрезденская башня”. Нынешнее название смотровой площадки появилось в 1947 году в честь окончания II-й Мировой войны. До войны она носила имя президента Бенеша.

После Выхлидки Миру мы решили попрощаться с зелёным маршрутом и свернули  на красный маршрут к Выхлидке Ческого Раю, откуда вновь полюбовались Краконошем (справа) и увидели рядом с ним Мадонну с младенцем Иисусом (слева).
Праховские скалыС этой площадки хорошо видны “Монах”, “Орёл” и начало Императорской прогулки, откуда мы свернули на зелёный маршрут. Маленькие чёрточки внизу рядом с развилкой – это люди.

Решив, что на сегодня подвигов нам достаточно, и проконсультировавшись с картой и указателями, мы решили закончить наше путешествие по Праховским скалам, пройдя по отрезку самого короткого жёлтого маршрута.

Однако в горах короткий путь обычно бывает самым крутым. Так и вышло. На протяжении 200 метров нам пришлось спуститься на добрую сотню метров вниз. Тропа, по которой проложен желтый маршрут, сверху вниз производит сильное впечатление.
Праховские скалы
Представляю, каково здесь идти снизу вверх. На этом спуске у меня соскользнула нога и только ширина щели уберегла меня от падения.

Эта опасная тропа носит имя собственное “Денисова дорога”. Она названа в честь французского историка и филолога Эрнеста Дениса. Помимо прочего он был известным славистом и изучал чешскую историю. Рядом с указателем Денисовой дороги на скале укреплёна мемориальная доска в память пятисотлетия со дня смерти Яна Жижки (1424-1924 годы).

Узкий проход между скал на Денисовой дороге иногда также именуют “Мышиной норой”, как и в Адршпахе. Но это неверно – вторая “Мышья дыра” находится в Грубоскальско.
Праховские скалы
Одна из многочисленных скал носит название Шликова башня (на фото слева от скалы “Монах”), ведь Праховские скалы в течение столетий принадлежали роду Шликов из Яхимова. В Яхимове с 1516 года добывали серебро и чеканили звонкую монету. Их удел был конфискован императором за участие Шликов в восстании сословий. После битвы на Белой Горе Андрей Шлик был схвачен и казнён в числе других протестантских вождей. Тогда Праховские скалы отошли к его дальнему родственнику Йиндржиху Шлику. Потомки Йиндржиха владели этим местом вплоть до национализации 1948 года. В 1990 году по закону о реституции Шликам вернули их владение и с 2000 года они вновь опекают Праховские скалы.

Подведём итоги. Зелёный маршрут является самым сложным и предназначен скорее для людей, увлекающихся спортом, чем для обычных любопытствующих. Тем более, что на самой сложной части зелёного маршрута особых красот не наблюдается. На этом маршруте стоит посмотреть Глагольску выхлидку, выхлидку Миру и Наклонную башню, до которой мы не дошли.
Жёлтый маршрут также содержит один тяжёлый участок. Это Денисова дорога. Однако её протяжённость несравнима с лестницами и ущельями зелёного маршрута.

Красный маршрут самый длинный и, одновременно, наименее сложный. На нём обязательно надо посетить выхлидку Ческого Раю.
Таким образом, оптимальным может оказаться сочетание красного, жёлтого и зелёного маршрутов, которое каждый может выбрать по своим силам.

Напоследок отмечу, что с инфраструктурой у Праховских скал всё в порядке. Помимо автостоянки, у главного входа есть информационный центр, магазин сувениров и Туристска хата с “обчерственями”.  Указатель на наиболее важную часть инфраструктуры виден на столбе у левого края фото.

Приключений в Праховских скалах нам оказалось недостаточно и мы отправились на гору Йештед.
Посещение Праховских скал – лишь один эпизод “чисто чешского путешествия”, с которым и приглашаем познакомиться.