ГИМ. Залы 13 — 16

Продолжение. В предыдущей части знакомились с экспозицией залов 8-12.

1.Образование единого Российского государства в XIV-XVI веков
2.Русская культура XIV- начала XVI веков
3.Русский город и деревня XV–XVII веков
4.Ремесло и торговля XVI–XVII веков

Зал 13
Образование единого Российского государства в XIV-XVI веках

(Борьба Руси с иноземными захватчиками. Объединение русских земель).

Этот зал называется «Московским» – он посвящен возвышению Московского княжества в XIV–XV вв. и образованию единого Российского государства.


В композицию росписи свода включены орнаментальные мотивы со знаменитой шапки Мономаха.


Шапка, впервые упомянутая в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты (1341 г.), была важнейшей регалией русских князей и царей, символом российского самодержавия.
На стенах зала воспроизведены фризы и колонки, украшавшие храмы Московского княжества: Успенского собора Кремля и собора Спаса на Городке в Звенигороде.

Над выходом из зала – картина художников В.Н.Сигорского и Н.П.Смоляка «Московский Кремль в начале XVI века», написанная в 1947 году к 800-летию Москвы. На ней Кремль изображён таким, каким он мог быть в начале XVI века. Картину написали по результатам изучения археологических и письменных источников, относящихся ко времени возвышения Москвы.

Экспозиция зала делится на два больших раздела, расположенных друг напротив друга и тем самым символизирующих историческое противостояние Руси и Золотой Орды, постепенное возвышение и укрепление одной и упадок и распад другой.

Одна из витрин посвящена Куликовской битве. Ключевой экспонат – кольчуга, найденная на Куликовом поле. Весит она 10,3 кг, состоит из 3000 колец.


Найти на поле средневековой битвы какое-либо оружие или амуницию почти невозможно. Металл был дорог, все железные предметы собирали и сразу вывозили, чтобы отремонтировать или перековать «мечи на орала». Находка этой кольчуги – большая удача археологов.
Куликовская битва стала важнейшим историческим событием не только XIV века, но и всего русского средневековья. До неё русские люди считали татар непобедимыми, а иго — наказанием Божьим за грехи. Куликовская битва не защитила русские княжества от набегов, но способствовала поднятию духа всей Руси: с врагом бороться можно и нужно, его можно одолеть.
На другой стороне центральной витрины показаны остатки дубового Кремля Ивана Калиты. Это фрагменты Восьмигранной башни. Возвышение Москвы начиналось со строительства «града дубова».


Панно с панорамой Кремля и видом Красной площади пока ещё без Покровского собора выглядит очень эффектно. Примерно так выглядел берег Москва-реки и площадь в первой половине XVI века.


В витринах 1-2 представлен знаменитый Симферопольский клад.


318 предметов из золота, серебра и драгоценных камней общим весом 2584 грамм были обнаружены при земляных работах недалеко от Симферополя в 60-е годы ХХ века. В состав клада входит серебряная пайцза хана Кельдибека (XIV в.)
Пайцза – это особый знак татарского чиновника-баскака, облечённого властью. Хан выдавал пайцзу своим приближённым.
На стене представлена икона митрополита Алексия — выдающегося церковного деятеля XIV века.
Интересен и так называемый «Большой Сион». Это ковчег, выполненный в форме православного храма в княжение Ивана III. Такой же ковчег есть в экспозиции ГОП.



Зал 14
Русская культура XIV- начала XVI веков

Основные темы рассказа: культура, Москва – преемница Киева, иконопись.

Ключевой экспонат этого зала – резные деревянные врата из храма, построенного над захоронением героев Куликовской битвы.

ЦАРСКИЕ ВРАТА. Россия XVI век. Дерево, левкас, темпера, резьба, золочение, серебрение. Реконстуркция XIX века. Из церкви Рождества Богородицы с.Монастырщино Тульской области.

Деревянный храм в селе Монастырщина Тульской области в XIX веке пришёл в ветхость, его разобрали, возвели новую каменную церковь, а царские врата перенесли в Москву. Врата представляют собой высокохудожественное произведение русских резчиков. Издалека кажется, что они сделаны из металла.
На экспозиции есть древний летописный свод. Это рукописная книга, включившая в себя наиболее известные русские летописи. (Фото добавлю позже).

В центральной витрине находится пелена — прекрасный образец древнерусского лицевого шитья. Древнее шитьё весьма чувствительно к свету, поэтому здесь по очереди выставляют различные пелены из собрания ГИМ. Следует обращать внимание на этикетку.

ЕВХАРИСТИЯ С ЖИТИЯМИ БОГОМАТЕРИ, ИОАКИМА И АННЫ. Пелена запрестольная, «Суздальский воздух», Москва, 1410-1416гг. Тафта, прядение, серебряные и золотые ните, шитьё «в раскол и прикреп».

Основная тема рассказа — о технике вышивки – в расщеп (когда игла раскалывала, расщепляла нить предыдущего стежка) и в прикреп – когда стежки золотой или серебряной нити закрепляли шёлковой нитью.
В соседней витрине представлены рукописные книги, посвящённые Куликовской битве – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Белокаменные детали колонн происходят из Кремля, из старого государева дворца, предположительно построенного при Иване III. На общем снимке зала их видно в углах рядом с боковыми окнами.

Несколько резных белокаменных деталей находятся у стены слева и справа от арки, где помещается икона «Ветхозаветная Троица»

Зал 15
Русский город и русская деревня XV–XVII веках. Феодальные отношения в Российском государстве.


При входе в зал в глаза сразу бросается в глаза большая решётка у правой стены. Она происходит из Новодвинской крепости – это пример защитного сооружения. Новодвинскую крепость построили для защиты Архангельска в начале XVIII века по образу «градов» XVII века.

Это последняя в России крепость, возведённая по образу Кремля, окружённая стенами с башнями.  Позже так уже не строили, ведь развитие артиллерии сделало крепостные стены совершенно бесполезными.
Колокол у решётки отлит немецкими мастерами, он происходит из храма Живоначальной Троицы в Никитниках.
В этом зале представлены слюдяные окна. Московия была богата слюдой, недаром латинское название слюды звучит как «мусковит». Однако даже у нас слюда была дорогим материалом. Такие окна могла использовать лишь знать и, может быть, купцы гостиной сотни.

Все дома строго делились на женскую и мужскую половины. В витрине справа от решётки представлены личные вещи рачительного хозяина дома.

В центре витрины — рубаха, которую носил глава семейства. Такую рубаху должна была сшить его жена. Приличная женщина не могла себе позволить, чтобы её муж ходил в рубахе, сшитой другой женщиной.

В этой же витрине есть выносной ковш для угощения гостей.

Здесь же экспонируется экземпляр «Домостроя». Это книга о том, как следует вести хозяйство в хорошем, добром доме, что нужно делать, чтобы содержать дом, жену, воспитывать детей. Глава семьи сам читал её вслух по вечерам своим домашним.

Слева от решётки находится витрина с женскими вещами.
Самый любопытный предмет — это платье богатой женщины. Его нашли при сносе китайгородской стены. Обнаружили тайник, а в нём было только это платье. Видимо, эту вещь украли и спрятали. Затем с вором что-то могло случиться и он не забрал краденое, поэтому в тайнике оказалось только одно это платье.

Уникальность этого платья в том, что женской одежды допетровского времени почти не сохранилось. В платье сделан разрез для пояса. С одной стороны правила предписывали женщине подпоясываться, носить пояс. С другой – надевать просторную одежду, чтобы не было видно всех изгибов фигуры. Поэтому подпоясывали нижнюю одежду, а верхняя была просторной.
В этой же витрине рядом с платьем (см.верхнее фото) представлен головной убор замужней женщины. Его название никто не знает. Но это не волосник. Волосники представлены в коллекции Покровского собора.
Здесь же есть и колыбель, а над колыбелью – рожок. Его использовали чтобы поить грудного ребёнка. Этот рожок украшен, он одновременно служил для кормления и был первой игрушкой младенца.

В другой витрине показана кубышка. Это глиняный сосуд в котором хранили, собирали копейки. На одну копейку можно было купить 10 яиц или пуд огурцов в августе.

Зал 16.
Ремесло и торговля XVI–XVII веков


В этом зале представлена реконструкция части дома. В XVII веке на Руси появляются европейские обычаи. Поэтому в реконструкции поместили стул, хотя на Руси сидели на лавках. В XVI-XVII веках стул -это всегда «немного трон». Мебель, на которой может сидеть только один человек, показывала особый статус этого человека. Здесь же находится картина на библейский сюжет – суд царя Соломона. Однако картина в средневековой Руси — вещь из ряда вон выходящая. У нас не было традиции украшать дом картинами. Шкаф сделал русский мастер, он напоминает сундук.
Диковинная посуда – потешные кубки. Такой посудой не пользовались, держали в доме для престижа. Интересен кубок с мельницей наверху. Такой кубок, если в него наливали вино, нельзя было поставить – только выпить. Когда человек выпивал этот кубок его наливали вновь. Очень скоро гость напивался, становился весёлым и мог поиграть в этот же кубок: у него есть носик, в него возможно дули и колесо мельницы вращалось.
Часы на Руси были предметом роскоши. Здесь представлены часы в виде золотой коробочки. Стрелки у них непоодвижны, а циферблат, наоборот, вращается.
Солонка. Соль всегда была предметом роскоши, поэтому для дорогого продукта употребляли дорогую посуду. С пира можно было уйти «не солоно хлебавши». Соль добывали достаточно трудоёмким способом, залежи соли в России открыли довольно поздно.
В этом зале представлена реконструкция солеварни. В старину это было важнейшее предприятие после, пожалуй, литейного пушечного двора.


В отдельных местах солёные воды подходили достаточно близко к поверхности земли. Люди научились добывать соль, роя колодцы и откачивая естественный рассол. Его подавали по деревянным желобам и отстаивали в деревянных же резервуарах-отстойниках. Когда концентрация рассола повышалась, соль выпаривали или, по старорусски «вываривали» на огне. На нижнем фото слева внизу видны выварочные подносы. Отсюда происходят названия мест добычи соли — соляные варницы.

На Руси кушанья никогда не солили целиком. Каждый отдельно подсаливал своё блюдо. Солонки предавали друг другу, с тех времён сохранилась примета, что если рассыпать соль – это к ссоре. Сохранились и пословицы о соли.
В одной из витрин также выставлены пряничные доски разных размеров.
Светильник наверху сделан по образцу храмовых паникадил XVII века.

В остальных витринах выставлены вещи, которые рассказывают о других ремёслах. Ниже представлены работы кузнецов: замки, топоры, сундучки, шорников: седло. В центре витрины представлена драгоценная посуда — стопы, ковши, чарки работы русских златокузнецов.

Среди них — производство тканей,

сапожное дело, производство обуви,

гончарное ремесло и «ценинное», т.е. изразцовое дело.

Все артефакты рассказывают о развитии ремёсел в Московии.

Продолжим в залах 17-21.

Все статьи о коллекции первого этажа ГИМ:
ГИМ. История создания и Парадные сени
ГИМ. Залы 1-3
ГИМ. Залы 4-7
ГИМ. Залы 8 — 12
ГИМ. Залы 13 — 16
ГИМ. Залы 17-21

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 6

  • Танечка и Петр! Изумляет всё: текст, снимки. Колоссальный труд! Спасибо! В следующее посещение Музея другими глазами буду смотреть. Спасибо за историзм и патриотизм!

    • Валентина, спасибо огромное! Правда, текст не наш, это конспект лекции научного сотрудника музея. Но труд действительно не простой, особенно по иллюстрации статей. Я специально два раза с фотоаппаратом ходила в музей и всё равно некоторые экспонаты проворонила — трудно в голове удержать, на что именно из тысяч предметов нужно обратить внимание.
      Валентина, спасибо Вам, что Вы с нами. Вы — представитель «широкой публики». Этот цикл статей я готовила для коллег, оказывается, он интересен не только узким специалистами и это воодушевляет!

  • Впечатляющая экспозиция… Вечерком просмотрю внимательнее… ))) А может название Москвы и пошло от латинского названия слюды? Это ведь должно было впечатлять всякого иноземца… )))

    • Нет, не мусковит от Московии, а наоборот. Повторюсь, что слюда была редким и ценным минеральным сырьём, а в Московских землях её было больше, чем в других местах. По крайней мере такова научная версия.

  • Таня, каждый раз с удовольствием читаю цикл про Исторический музей. Чувствую, надо дождаться всех текстов и дальше идти с ними в музей, чтобы ничего не пропустить.

    • Маша, научный сотрудник, который проводила нам учебные экскурсии излагала совершенно просто и доступно. За это мы ей очень благодарны! Правда, многие вещи приходится уточнять, расширять информацию — например, про шитьё в раскол. (Про шитьё в прикреп мы знаем из коллекции тканей в Оружейной палате).
      Честно говоря, цель этого цикла — создать методический материал для коллег. Хотя, ты права, думаю, что с моим «путеводителем», гулять по музею будет много интереснее и обычному посетителю.
      Вот-вот опубликую последнюю часть по экспозиции первого этажа. Со вторым этажом будет сложнее — текст в рукописке, я записывала его в далёком 2000-м году. Компьютером ещё не владела, диктофон был плёночный. Но поскольку нужно было сдавать экзамен, то я вручную расшифровала диктофонную запись и аккуратно переписала всё в тетрадку. Теперь с тоской гляжу на неё — как это всё перепечатать? И любопытно, что при первичном обучении научный сотрудник разрешила диктофон. А 15 лет спустя она уже запретила всю записывающую технику. Так что первый этаж — это просто конспект лекций, второй этаж будет гораздо подробнее. Главное — что бы как-то найти время и выложить всё на сайт. Господи, помоги!