ГИМ. История создания и Парадные сени

17
716

Государственный исторический музей. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для московских гидов-переводчиков. Мы не ставим целью подробно рассказать обо всех экспонатах музея. Обзорная экскурсия этого не требует. Мы попробуем обозначить наиболее важные вехи отечественной истории до конца XIX века, дать краткую характеристику наиболее значимым и ярким экспонатам коллекции и помочь гидам-переводчикам самостоятельно подготовиться к экскурсии по главному зданию музея.

История создания Государственного Исторического музея (ГИМ)
Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)
Парадные сени музея
Древо русских государей

История создания Государственного Исторического музея (ГИМ)

Государственный Исторический музей. Вид со стороны Красной площади

Год создания музея – 1872 год. В этот год праздновали 200-летие со дня рождения Петра I. В первопрестольной проходили многочисленные выставки, посвящённые историческому событию и интеллигенция Москвы обратилась к императору Александру II с письмом-просьбой о создании музея. Резолюция императора от 19 мая 1872 года звучала «быть посему», она и положила начало музею.

В 1873 году Московская городская дума выделила участок земли на месте, где стояли несколько зданий, в том числе бывший Аптекарский приказ. Ранее на этом участке располагался Московский университет. Одна из памятных досок на музее напоминает о старом здании университета.

Объявили конкурс на лучший проект музея. На нём победил проект архитектора Владимира Шервуда.

Здание Государственного Исторического музея. Вид с Манежной площади

На флюгере, украшающем здание ГИМ, видна дата – 1875 год – это дата окончания строительства здания.


Музей открылся в 1883 году, торжества приурочили к коронации Александра III.

Формально первыми посетителями музея стала императорская чета – Александр III и его супруга Мария Фёдоровна.

В советское время интерьер Парадных сеней претерпели изменения. Здесь не осталось никаких росписей. Травные орнаменты и портреты государей замазали, заштукатурили и побелили. В конце прошлого века в течении 11 лет, с 1986 по 1997 год музей был закрыт на реставрацию. Реставраторы возвратили интерьерам первоначальный вид.

Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)

В музее и его фондах хранится несколько миллионов предметов (к концу ХХ века – около 5 миллионов) и 14,5 млн. документов. Музей занимает второе место в мире по количеству экспонатов. Лишь в Британском музее больше “единиц хранения”. Коллекция живописи ГИМ в 3 раза больше, чем коллекция ГТГ. Музейный фонд ГИМ составляет 1/15 всех музейных фондов РФ.
Экспонаты ГИМ также позволяют проследить историю сопредельных государств, потому что музей создавался во времена Российской Империи, когда её территория была гораздо больше нынешней РФ.
В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. Чтобы обойти экспозицию музея необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 км. Таков масштаб музея в цифрах. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5 % музейных коллекций. 🙂

Парадные сени музея. (Государственный исторический музей)

Раньше парадный вход в музей был со стороны Красной площади.

Старый, недействующий вход в ГИМ

Сейчас этой дверью не пользуются, но с внутренней стороны здания её украшает великолепный деревянный портал.

Старый главный вход в ГИМ украшен деревянным шатром

Раньше, когда открывали дверь, то из вестибюля музея был виден храм Василия Блаженного.

Поскольку главный вход в музей был с другой стороны, то у парадной лестницы установлены два льва с геральдическими щитами.


На одном щите – вензель императора Александра II,

на другом – Александра III.

Форма вестибюля повторяет трёхнефный храм – два ряда колонн отделяют центральный неф от боковых.



Здание оформлено в русском стиле, все детали внутренней отделки скопированы с известных древнерусских памятников.
Стены украшает растительно-травный орнамент, он напоминает стиль убранства царского дворца или боярских палат XVII века.

Под потолком на стенах – гербы русских территорий, входивших в состав Российской империи на момент царствования Александра III (На 1914 год – 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа). У каждой губернии был свой герб, которые здесь и помещены. Привожу снимки лишь некоторых.

Слева виден Герб Ярославля – медведица с секирой на плече
Герб дома Романовых
Внизу – герб Нижнего Новгорода – олень с поднятой ногой. Слева – герб Рязани, вверху – герб Вятки (Киров).

Древо русских государей. (Государственный исторический музей)

Самый эффектный элемент оформления парадный сеней находится на своде – это древо русских государей.

Древо не совсем хронологически выдержанное, оно приспособлено к размерам Парадных сеней. На своде изображены великие князья, цари и императоры, то есть правители двух династий, Рюриковичей и Романовых.

Рюриковичи. Великие князья. (Государственный исторический музей)

Всего в состав древа включено 68 портретов. Самые главные государи образуют ствол древа, они изображены на центральной оси. Древо начинается с Владимира Красно Солнышко в красном одеянии и княгини Ольги, она изображена в синем плаще.

Далее их легко запомнить, вслед за дедом идёт внук. Помещены те государи, на время правления которых пришлись ключевые события истории государства Российского. Методисты ГИМ советуют рассматривать древо на иллюстрации, чтобы не задирать голову и на схеме сверяться с цифрами и надписями. Мне же миниатюрная копия древа государей Российских (расположена рядом с шатром старого входа в музей) показалась малоинтересной.


Я бы предпочла показывать изображения с балкона Парадных сеней, это наиболее удачная точка обзора.
Кратко обозначим деяния правителей, изображённых на древе.

Княгиня Ольга стала первой христианской правительницей в ещё языческой в ту пору Руси. Во время правления её внука святого равноапостольного князя Владимира Русь приняла христианство. Оба они причислены к лику святых.
Поодаль чуть ниже стоят братья, князья Борис и Глеб – страстотерпцы и мученики, невинно убиенные в XI веке. Их канонизировали раньше Ольги и Владимира, они стали первыми русскими святыми.

Над Ольгой и Владимиром – князь Ярослав Мудрый в красном плаще и светло-зелёном длинном одеянии, держит в руке модель храма.


Он правил в XI веке, считается просветителем Руси. Он построил множество храмов, при нём возникли библиотеки, школы, в которых обучали даже девочек из знатных семей. В историю он вошёл как создатель первого русского сборника законов под названием «Русская правда». Считается, что во времена Ярослава Мудрого завершился долгий и трудный путь формирования русской государственности. На годы его правления пришёлся расцвет государства, Русь была признана правителями сопредельных земель. Его первой женой была норвежская принцесса Анна, второй – шведская принцесса Ингегерда (в крещении – Ирина). Своих дочерей князь выдал замуж за норвежского (Елизавету), венгерского (Анастасию) и французского (Анну) королей. Анна, королева Франции, считается самой знаменитой из его дочерей . Она была женой французского короля Генриха I и какое-то время выполняла функции регентши при своём сыне – наследнике престола. Сыновья Ярослава Мудрого также были женаты на иностранных принцессах.

Далее следует князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо.


Он жил в XII веке. Это было время распада Руси на удельные княжества. Одним из них стало Владимиро-Суздальское княжество. Всеволод Юрьевич был первым самостоятельным правителем этого княжества. Скорее всего, на киевский престол он не претендовал, занимался обустройством своего государства, на территории которого возникает маленькая крепость – Москва, которая позже станет столицей нового государства.

Следующий – князь Александр Ярославич по прозванию Невский.


XIII век – страшное время для Руси. Это время защиты русских земель от иноземных завоевателей. С северо-запада нас атаковали шведы и Тевтонский Орден (псы-рыцари). С юго-востока пришла “погибель Земли Русской” – монголо-татарское нашествие. Александр Ярославич причислен к лику святых за то, что в Орде защищал интересы православной веры и добился в открытия в городах Золотой Орды православных храмов для русских пленников.

Следующая фигура – князь Иван Данилович Калита, первый из князей, который стал отстраивать своё маленькое московское княжество и делать его самостоятельным сильным государством.


Именно при Иване Даниловиче Москва из удельного княжества превращается в сильный центр, которые способен бороться за власть и с Владимиром, и с Суздалем, и с Тверью и другими крупными городами-княжествами.

Следующая фигура – князь Дмитрий Иванович Донской, XIV век.


Главное историческое событие периода его правления – битва на Куликовом поле, когда впервые в истории русское войско одержало победу над монголо-татарами. Важное историческое значение Куликовской битвы в том, что победа над татарским войском совершила психологический перелом в сознании людей, который позволил дальше продолжать борьбу с Ордой.

Следующая фигура – царь Иван Васильевич IV Грозный.

Цари. (Государственный исторический музей)

В 1547 году впервые в истории русских земель принял титул царя. К этому моменту на карте Европы уже существовало новое государство – Московия. Образовалось это царство в конце XV века, при князе Иване III, первом государе Всея Руси, но именно Иван IV впервые венчается на царство и официально сам себя награждает царским титулом.
На одной линии с Иваном Васильевичем IV находится портрет его деда, Ивана Васильевича III. Его изображение найдём вторым слева от Грозного царя.

Иван Васильевич III

Справа от царя Ивана Грозного расположен портрет его первой супруги, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой.

Анастасия Романовна Захарьина Юрьева

Романовы. (Государственный исторический музей)

Далее – первый царь из династии Романовых, Михаил Фёдорович.



Всенародно избран на российский престол в 1613-м году. Его избранием на царство завершился тяжелейший период русской истории – Смутное время.

Императоры. (Государственный исторический музей)

Далее – Пётр I, первый император.


При нём Россия делает новый поворот – начинается европеизация, превращение России не просто в большое государство, но авторитетную европейскую империю.

Далее фигуры идут парами – императорская чета Александр II и Мария Александровна.


Во второй половине XIX века при Александре II проводятся важнейшие реформы, главная из которых – отмена крепостного права. Другие реформы Александра Николаевича – судебная, военная, реформа образования. Этот период получил название «великие реформы». Хотя судьба самого императора была печальна – он погиб от рук террористов-народников.
Слева от императора Александра Николаевича помещён портрет Екатерины II, а справа от Марии Алексеевны – изображение Павла I.



Завершается древо портретами императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны.


Эпоха Александра III – время очень мощного экономического рывка России. Но при этом были свёрнуты все либеральные реформы и задавлена политическая оппозиция.

Здесь нет портрета Николая II, так как музей открылся до того, как он занял российский престол.
Рассматривая всё древо можно кратко охарактеризовать вехи русской истории. Хотя многие исторические персонажи не включены в древо, например, Борис Годунов.
Экспозиция располагается на двух уровнях. На первом этаже коллекция артефактов охватывает период от каменного века до XVII столетия. Второй этаж посвящён российской истории от начала XVIII до конца XIX века.

Продолжение в статье “ГИМ. Залы 1-3”.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

17 КОММЕНТАРИИ

  1. 14.09.18 в рамках акции “Негрозный Грозный”, приуроченной ко Дню рождения Ивана Грозного, в Парадных сенях ГИМ будет показана опера Римского-Корсакова «Царская невеста» в сопровождении оркестра и солистов NewOperaWorld2018 в постановке А.Кашаева и П.Бертен. Талантливые артисты и потрясающая русская музыка!

  2. Татьяна, спасибо огромное за этот цикл статей про Исторический музей. Коллекция музея поражает своим богатством. Да и само здание Исторического музея – великолепный памятник архитектуры.

    • Маша, я и сама безумно рада, что наконец, дело сдвинулось с мёртвой точки. Конечно, следовало бы начать цикл с архитектурных особенностей самого здания Шервурда. Но на данный момент это не самое главное. Главное для меня и моих коллег – перестать бояться музея и уверенно проводить в нём экскурсии. Поэтому, стараюсь писать доступно и просто. Я очень, очень рада, что цикл интересен не только коллегам!

  3. А я вот не помню все эти настенные росписи. Это у меня склероз или росписи результат недавней реставрации?

    • Конечно не помнишь. В советское время всё было замазано и забелено. Таня написала об этом в самом начале статьи. Роспись восстановили в 90-е годы.

      • Я прочитала про реставрацию. Просто хотелось уточнить. Я ведь уехала в ноябре 1990-го. Правда, перед отъездом не посетила….))).

        • В 90-м музей уже был закрыт. Третьяковка, кстати, тоже. ГИМ открыли в 1997 и то не целиком, а ГТГ примерно тогда же.

  4. Татьяна, очень интересно. А Екатерины II нет в дереве, потому что она иностранка?
    Татьяна, в советское время это был музей Ленина? Я когда в школе училась, во время посещения Москвы, нас водили на экскурсию в музей Ленина, мне кажется это было именно в этом здании.

    • Я за Татьяну 🙂 Екатерина II есть, но её изобразили на боковой ветви древа. Супруги Александра II и Александра III – Мария Александровна и Мария Фёдоровна – тоже иностранки. Первая – принцесса гессен-дармштадтская, вторая – принцесса датская.
      В советское время это был исторический музей. Музей Ленина был рядом в здании бывшей Городской думы. Теперь там музей войны 1812 года.
      Вот это бывший музей Ленина.

      • Спасибо за пояснения. Вот я почему спутала здания, они оба красные, и стоят рядом.
        А я, что, ещё и имя автора статьи спутала?

  5. Интересно, я не помню таких деталей. Жду продолжения!
    Очень хорошие четкие фотографии. Это ваши, там разрешают фотографировать или из интернета?

    • Вера, спасибо! Занимаюсь сейчас серией публикаций о коллекции ГИМ. Снимки мои собственноручные. Исторический – один из немногих московских музеев, где разрешают фотографировать, причём бесплатно. С единственным ограничением – вспышку нельзя использовать.

      • У нас в музеях тоже в основном можно снимать, но без вспышки. Иногда есть приписка к конкретному произведению – фотография запрещена. Но это если картина из частной коллекции и владельцы хе дают разрешения.

        • У нас на многих выставках снимать вовсе нельзя. Если ГТГ делает выставки, то при входе висят огромные предупреждения о запрете съёмки, за соблюдением правил следят строгие смотрители. А вот чудесная выставка советского романтического реализма в Манеже никаких запретов не выдвигала. Пожалуй, только просили отключить вспышку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь