Богородичные образы

1
468

Культ почитания Богородицы вырос из почитания праматери в доисторические и, далее, во  времена античности. Богородица почиталась как Приснодева, Пречистая и Непорочная до рождения Христа, в Рождестве и после Рождества.

Богородичные образы в Кремлёвских храмах

В Благовещенском соборе Кремля, на “Золочёных вратах” есть изображение Богоматери, где она написана в манере “Неопалимой Купины”, это одно из ранних иконографических образов.

Самая почитаемая икона Богородицы “Владимирская” по легенде была написана евангелистом Лукой на крышке от стола Святого семейства.
Во многих Богородичных соборах, в том числе и в Кремле (Успенский, церковь Ризоположения) на стенах изображён Акафист. Акафист – церковные песнопения в прославляющие Пресвятую Деву. С первого по 12 акафисты описывают земную жизнь Богородицы и Христа. Другие – их 24, прославляют Деву Марию.

На одном из Вселенских соборов Патриарх  Несторий говорил, что Христос родился человеком, а божество снизошло на него после рождения. Поэтому Несторий настаивал, чтобы Деву Марию называли человекородицей. Но на соборе такое отношение признали ересью.
До VIII века Пречистую Деву изображали без каких-либо канонов, каждый мастер рисовал её по своему усмотрению. Затем последовало время иконоборчества, когда много изображений ликов святых уничтожили, фрески в храмах замазывали извёсткой. В 843 году на Константинопольском Вселенском соборе победили иконопочитатели. Кажется тогда (могу ошибаться) установили первые каноны – строгие правила изображения святых.

После крещения Руси в 988 году Богородицу особо почитали, строили храмы в Её честь, писали изображения. На одной из картин Лицевого Летописного свода показано, как иконописец создаёт икону.

Изображали Богородицу обычно одетой в тёмно-красный и голубой хитон. Красный цвет символизировал человеческое начало Христа, его страдания, страдания Девы Марии. Синий, голубой цвета – цвета неба, божественный цвет.

Богородичные образы. Иконографические типы

В настоящее время существует около 700 различных вариантов икон (Тихвинская, Смоленская, Коренная, Неупиваемая чаша, Семистрельная и пр.). Тогда как в иконографическом изображении Богородицы разделяется только пять типов. Иконографию каждой иконы опишем позже,  здесь – кратко.
– Умиление. К этому типу относятся иконы Владимирская и Донская и многие другие. Эта иконография – символ души, находящейся в духовном общении с Богом.

– Оранта, или нерушимая стена. Изображена в рост или по пояс с поднятыми вверх руками. Поза её статична и величественна. Символизирует христианскую душу, после смерти находящуюся в царствии небесном и молящуюся за людей. Второе толкование образа появилось позже – это символ Вселенской церкви. (Мозаика из Софийского собора в Киеве).


Как разновидность Оранты – Знамение, знак людского спасения посредством рождения Иисуса Христа.  К этому же типу относится Панагия – по гречески Всесвятая.
– Одигитрия. В иконографию вложена идея Богородицы – путеводительницы, она ведёт людей ко Христу.

– Богоматерь, сидящая на троне – Панахранта, Всецарица. Верховная представительница всех людей перед Христом. К ней относятся Толгская, Киево-Печерская, Державная, Псковская иконы. (На снимке – Толгская, ГТГ).


– Моление. (Боголюбская). Часто изображается, как часть Деисуса. Вечное моление Богоматери о спасении человеческих душ и заступницы, предстоятельницы.

Богородичные образы. Владимирская

Первым образом Богородицы в Кремле стала Владимирская. Первоначально она была выносная, двухсторонняя  Фрагмент из Лицевого Летописного Свода иллюстрирует историю о том, как Андрей Боголюбский перенёс Владимирскую из Киева во Владимир. (На иллюстрации – перенесение иконы)

Позже во Владимире он заложил Богородичный собор (Успенский).  Князь Андрей Боголюбский брал Владимирскую в свои военные походы. В Лицевом Летописном Своде присутствует и это изображение.

Во время Татаро-монгольского ига икону неоднократно привозили в Москву. В 1480 году её оставили в столице навсегда.


С тех пор и до революции она находилась в специальном киоте слева от царских врат Успенского собора Московского Кремля. Поэтому Успенский собор стали называть домом Пречистой.

Ею умоляли Бориса Годунова принять царство, молились перед войнами. Она выбирала Патриарха.  В Успенском соборе Кремля перед избранием нового Патриарха молились образу Божией Матери Владимирская. Перед киотом ставили ящик и в него опускали небольшие свитки с именами претендентов на Патриаший престол. После литургии и молебна из ящика вытаскивали один из свитков, на нём было написано имя вновь избранного Патриарха. Таким образом икона Божией Матери Владимирская выбирала святителя.

Государей на царство благословляли тоже образом Богоматери Владимирская.
Долгое время  икона выставлялась в залах ГТГ. Несколько лет тому назад её перенесли в домовый Никольский храм ГТГ, где она находится по сей день.

Интересна ещё одна икона Симона Ушакова, в настоящее время находящаяся на экспозиции в ГТГ – “Древо государства московского”, где древо русской государственности насаждается Митрополитом Петром и Великим Князем Иваном Калитой. Рядом помогают взращивать это древо государь Алексей Михайлович и его первая супруга Мария Ильинична (Милославская).

В 1514 году для крестных ходов мастер круга Дионисия выполнил список иконы “Владимирская”. Его поместили в Благовещенский собор.  В клеймах изображены 12 евангельских чинов.

Богородичные образы. Одигитрия

Почитается в Кремле Одигитрия Пименовская. В конце XIV века её принёс в Москву митрополит Пимен. С ней совершали крестные ходы, носили по домам для излечения больных. Икона была мироточива, об этом говорят многие свидетельства. Сейчас икона находится в экспозиции в ГТГ.

Интересен Влахернский образ  Богородицы. В краску, которой писали икону подмешали частицы мощей, пепел мучеников (Севастийских?). Она находится на экспозиции в Успенском соборе.

Икону Одигитрия часто называют Смоленской. Икону принесла в Киев Анна Мономаховна из Константинополя, когда вышла замуж за Владимира Ярославовича. Потом её перенесли в Смоленск, в Успенский собор.

Долгое время она хранилась в Москве, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Этот образ привезла с собой дочь литовского князя Витовта, София Витовтовна, когда вышла замуж за князя Василия Дмитриевича. Потом смоляне умолили московского князя “отпустить” образ в Смоленск. Пропала икона в 1943 году, после освобождения Смоленска, её не оказалось в Успенском соборе города. Сейчас и в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, и в Смоленске, и в Успенском соборе Кремля хранятся её списки. Вот так она хранится в Смоленске.

Одна из них – на экспозиции в ГОП. С золотым окладом и двунадесятыми праздниками в клеймах.

Богородичные образы. Петровская

Стоит обратить внимание на житийную икону Митрополита Петра на южной стене Успенского собора Кремля.

Святитель сам писал иконы, написал он и образ Богородицы, именуемый Петровская. В житийной иконе митрополита, в одном из клейм изображена написанная Петром икона Пречистой Девы.

Известно, что когда будущий митрополит ехал морем в Византию на поставление Константинопольским Патриархом на митрополичий престол, вместе с ним ехал и его “конкурент”, начавший путешествие даже раньше Петра. Во время плавания Петру во сне явилась Дева Мария, успокоила его и обещала своё заступничество в поставлении на митрополию.

Так и вышло. Святой Пётр-митрополит благополучно добрался до византийских берегов, тогда как его соперника задержала буря.

Петровский образ взяли выборные в Кострому, когда умоляли инокиню Марфу отпустить своего 16-ти летнего сына Михаила на царство. Оригинал иконы утрачен. Ранний список хранится в Успенском соборе.

Богородичные образы. Донская

К иконографическому типу “умиление”, как и Владимирская, относится образ Девы Марии  Донской. Обратите внимание, одной рукой она поддерживает младенца Христа, в другой держит плат. Этим платом Богородица осушает слёзы всех, кто к ней прибегает в горе.

Лицо Девы Марии выражает мягкую доброту, сочувствие, безмерную любовь. Фон иконы золотой, божественный.

Обратите внимание, под нижним обрезом росписи находятся два полукруга. Это ковчеги – мощевики. Раньше в них находились мощи святых, каких – неизвестно. Сейчас ковчежцы закрыты воском.

Молился образу Дмитрий Донской, Иван Грозный перед Казанским походом. В 1563 году её перенесли в Успенский собор Кремля и находилась она на почётном месте, слева от царских врат. Выносили икону во время крестных ходов, однажды, во время нашествия татарского хана Казы-Гирея (в 1588 году) иконой обнесли стены Кремля по периметру. Победу над ханом приписали заступничеству Пречистой иконе Богородицы Донская.

Икона двухсторонняя, на её оборотной стороне написано Успение Богородицы.

В настоящее время икона находится на экспозиции в ГТГ.

Богородичные образы. Иконы в собрании музеев Кремля

В Благовещенком соборе Кремля хранится образ Богородицы Одигитрии с клеймами – ликами праведниц. Это Смоленско-Шуйская икона. В верхнем клейме в центре – изображение – Евы. Она начинает цикл праведниц. Напротив Евы внизу – святая Сусанна, ею заканчивается цикл праведных жён.

Знаменитый образ Богородицы Одигитрия находится в Успенском соборе Кремля. Изображение Девы Марии крупное, почти полностью закрывает всё поле иконы.

 На обороте образ святого Георгия.

Изображение именно этого святого связывают с посвящением Новгородского Храма, откуда её перенесли в Кремль – Георгиевского собора Юрьева монастыря.

Богородичные образы. Тихвинская

Особом образом почитали в Москве образ Тихвинской Божией Матери. Она чудесным образом по воздуху перенеслась в Тихвин, во время шествия являлась местным жителям.  Фото Тихвинского монастыря.


Перенесение иконы в Тихвинский монастырь – из Лицевого Летописного свода.

Церковь, где находился этот образ, трижды горела, но икона оставалась невредимой.

Явился образ Тихвинской Ивану Грозному во время похода на Казань и укрепил в царе веру в победу.

Иконография образа Тихвинской – Одигитрия. От Смоленской Тихвинская икона отличается положением ног младенца Христа – видна его стопа, “пяточка”.

В Кремлёвских соборах хранится два образа Тихвинской. На одном, в Благовещенском – 16 клейм. Находится эта икона в местном ряду иконостаса Благовещенского собора слева, рядом с северной стеной.

В одном из них (внизу) – изображение князя Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича (Грозного), первый царь виден молящимся справа, в царском венце.

Это икона тоже участвовала в крестном ходе в Кострому во время призвания Михаила на царство.

Вторая икона Богоматери Тихвинская расположена на северной стене Успенского собора. В иконе 104 клейма. Она очень большая по размеру – 2.14/1.96.

Отдельные клейма в этой иконе – Крестовоздвижение

и Покров Пресвятой Богородицы

связаны с важными государственными событиями – снятием шведской осады с Тихвина (Покров) и принятием Украины в состав России.

Редкие Богородичные образы

В деисусном чине Благовещенского собора хранится греческий образ Божией Матери. Он признан шедевром византийской школы иконописи. В нём заложено высокое духовное содержание.

 Храмовая икона Успенского собора написана в 1479 году, к освящению собора. Раньше считалось, что этот образ написан митрополитом Петром.
В Благовещенском соборе храмовая икона Благовещения написана с входящим в лоно Божией Матери Иисусом. Это копия XVII века, оригинал находится в ГТГ. Вот оригинал (ГТГ).

Называется эта икона “Воплощение”. Копия в Благовещенском соборе – с клеймами, в них изображён акафист.

В Ризоположенском храме хранится необычная икона 1626 года Назария Истомина.

Необычность её в том, что Одигитрия изображена в рост. Возможно, Назарий вдохновился работой отца, написавшего складень. Отец знаменитого мастера изобразил подобный образ Богоматери (правая часть складня).

“Что тя наречён” или Благодатное небо, такая икона 1678 года хранится в иконостасе Архангельского собора Кремля.

В этой иконографии заметно западноевропейское, польское в частности, влияние. В Польше существует образ жены, облачённой в солнце.

Есть предание, что по молитвам одной гувернантки, перешедшей в православие лютеранки, излечилась её подопечная, тоже не православная и после выздоровления перешла в православие.
Многие сведения о кремлёвских иконах содержаться в работе Буслаева “Общее понятие о русской живописи”. Много работали над исследованием русских икон учёные Кондаков и Солнцев.

Материл написан на основе лекции кремлёвского лектория “Богородичные образы в Кремлёвских храмах”. Прошу прощение за качество некоторых снимков – переснято мыльницей со слайдов на экране, считаю лучше так, чем никак.

Статьи по теме:
Икона “Александр Свирский в житии” в Успенском соборе Московского Кремля
Четырёхчастная икона в Благовещенском соборе Кремля
Поклонение волхвов

Статьи не по теме:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Тема действительно очень и очень обширная! Сколько нового и интересного, оказывается скрывают в себе богородичные образы. А сколько тайн еще не открыто?!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь