Сюжет “Сотворение мира” в православной иконографии

0
166
Всевидящее око
Всевидящее око.

Иконография сюжетов Семи дней Творения из первых двух глав книги Бытия сложилась в христианстве в конце XI века. В православном искусстве чаще всего цитировали эпизод шестого дня Творения – появления по воле Творца первых людей. Иконописцы нередко создавали сюжеты о жизни Адама и Евы в раю. Также наиболее распространённым иконографическим мотивом стали темы Грехопадения и Изгнания из рая.

Изгнание из рая. Холмогоры. Моржовая кость.
Изгнание из рая. Вт.пол.XVIII в. Холмогоры. Моржовая кость. Собрание К.П.Калашникова.

Сотворение мира в христианской иконографии

Последовательное изображение сцен Сотворения мира в православной иконографии сложилось на рубеже XVI – XVII веков. Описанные в книге Бытия эпизоды сначала появились в иллюстрированных изданиях Библии. Подобная традиция пришла в православие с Запада, где особую популярность приобрели лицевые (иллюстрированные) издания Библии Пискатора и Вайгеля.
В XIX веке иконы на тему семи дней Творения стали выходить из иконописных мастерских России.
Один из таких образов в начале прошлого XX столетия написали мастера из Мстёры. Яркая девятичастная икона так и называется “Сотворение мира”. Мстёрский иконописец последовательно изобразил семь дней Творения и включил в него сцены Грехопадения и Изгнания из рая.

Сотворение мира. Начало XX века. Мстёр
Сотворение мира. Начало XX века. Мстёра. Собрание В.И.Некрасова.

Сюжет “Сотворение мира” в росписях Владимирского собора

В 1888 году в Российской империи широко отмечался праздник 900-летия крещения Руси. В ознаменования важного события в Киеве построили грандиозный Владимирский собор. Для оформления росписи собора пригласили знаменитых живописцев. Мастера трудились над эскизами росписей в 1885 – 1896 годах.
“Артель соборян”, как назвали содружество художников, сформировал Адриан Прахов.
В неё входили Михаил Нестеров, братья Сведомские – Александр и Павел, Вильгельм Котарбинский и Виктор Васнецов, который руководил работами. Котарбинский и Александр Сведомский приятельствовали ещё с римского периода обучения. Вместе с ними работали и другие талантливые мастера.

Первоначально для росписей собора пригласили и М.А.Врубеля. Но работа артели над общей программой росписи требовала координации своего творческого почерка с манерой других мастеров. Врубель не хотел, а скорее всего, не мог подчинить свой творческий порыв и своё особое видение темы общей идее и художественному стилю других мастеров. Поэтому, Адриан Викторович Прахов отстранил М.А.Врубеля от столь ответственной и интересной работы.

При составлении программы росписи Владимирского собора в Киеве сюжеты стенописи северного и южного нефов храма посвятили двум первым главам Книги Бытия. Павел Александрович Сведомский и Вильгельм Александрович Котарбинский отвечали за этот этап работы. Оба мастера обучались в Европе. Первый получил художественное образование в Дюссельдорфе, второй – в Варшаве и Риме. П.А.Сведомский был представителем академической школы живописи. В.А.Котрабинский считается приверженцем стиля модерн. Тем не менее, композиции росписей, их цветовое решение и манера исполнения невероятно схожи.

П.А.Сведомский и В.А.Котарбинский работали настолько слаженно, в едином ритме и стиле, что неподготовленному взгляду практически невозможно отличить руку одного мастера от манеры другого. Особенно, если иметь ввиду, что росписи находились довольно далеко от уровня глаз. Причём, не рядом, как на снимке ниже, а в противоположных нефах.

В.Котарбинский, П.Сведомский
Слева – работа В.Котарбинского, справа – П.Сведомского.

Рассмотрим подробнее росписи двух мастеров в той последовательности сюжетов, в которой они включены в Книгу Бытия.

П.А.Сведомский. Эскизы росписей

Четыре картона из восьми представленных на выставке “Сотворение мира” выполнены Павлом Александровичем Сведомским. Он проиллюстрировал три дня творения. В первый день Бог сотворил свет и отделил его от тьмы.
Сюжет первого дня творения включает два эскиза. Под сотворением света имеется ввиду появление сонма небесных сил, включая ангелов и херувимов.

Первый день творения. Сотворение света, отделение света от тьмы. П.А.Сведомский.
Первый день творения. Сотворение света, отделение света от тьмы. П.А.Сведомский. Частное собрание.

Действо отделения света от тьмы представлено в верхней части композиции. Контрастными участками на холсте возникает яркий свет и синяя отступающая тьма, подобно грозовому небу.

***

“И дух Божий носился над волнами” – иллюстрацию этой строки видим на следующем эскизе.  Святой Дух традиционно показан в виде белой птицы с нимбом. От неё к водной глади исходит световой столб. Границу воды и воздуха едва можно заметить, во всяком случае мастер использует единую цветовую гамму, осветляя небесный простор и изображая тёмные волны стихии.

Святой дух, парящий над водой. П.А.Сведомский.
Святой дух, парящий над водой. П.А.Сведомский. Частное собрание.

Интересен орнамент на полях. Четыре тёмных прямоугольника вверху, внизу и по сторонам явно соответствуют рукавам креста. Витки спиралеобразного мотива обозначают бесконечное развитие. В центр спиралей мастер пометил маленькую белую птичку – куропатку.
Орнамент росписи. Фрагмент
Куропатка считается символом Духа Святаго. В христианстве птичка символизирует любовь и плодородие. Этот знак явно отсылает зрителей к завету “плодитесь и размножайтесь”.

Во второй день творения Бог-отец отделил небо от земли и разделил воды. Творец восседает на фрагменте радуги, правую руку Он поднял в волевом созидающем жесте.
Сюжет второго дня творения Сведомский вписал в неправильный восьмиугольник с дугообразными сторонами. На полях доски в мотивах орнамента изображены стилизованные кресты.

Второй день творения. Отделение тверди от воды. П.Сведомский.
Второй день творения. Отделение тверди от воды. П.Сведомский. Частная коллекция.

На третий день творения Бог отделил воду от суши и сотворил растения. Создатель также восседает на радужной дуге, стопами опираясь на облако. В левой части композиции показана тёмная земля с пальмами как символ появления растительного покрова. Посреди водной глади мастер изобразил каменистый остров. Вся композиция вписана в круг, символ Земли и обозначение бесконечности.

Третий день творения. Разделение воды и суши. Создание растений. П.Сведомский.
Третий день творения. Разделение воды и суши. Создание растений. П.Сведомский. Частное собрание.

В.А.Котарбинский. Эскизы росписей Владимирского собора Киева

Эскизы В.А.Котарбинского подчиняются общей художественной идее, стилистика картонов продолжает заданную тему.

В четвёртый день Бог создал небесные светила. Как и П.А.Сведомский, Вильгельм Александрович Котарбинский изобразил Бога Отца в виде старца с бородой и нимбом над головой.

Четвёртый день творения. Создание небесных светил. П.А.Котарбинский
Четвёртый день творения. Создание небесных светил. П.А.Котарбинский. Частное собрание.

Творец одет в те же одежды – охристый хитон и синий гиматий, также восседает на радуге и также волевым жестом правой руки создаёт небесные светила. Композиция вписана в круг, как и эскиз третьего дня творения Сведомского. Форма круга многократно повторяется в рисунках солнца и спутников. Под рукой Бога расширяющиеся книзу дугой живописец показал Млечный путь.

В пятый день появились рыбы и птицы. В.А.Котарбинский изобразил разных птиц, фламинго, пеликана и ласточек, кружащих над головой Бога. Стая пернатых описывает круг над Творцом, повторяя форму нимба. Филин – символ мудрости восседает на камне и внимает Создателю.

Пятый день творения. Сотворение птиц, рыб и пресмыкающихся.
Пятый день творения. Сотворение птиц, рыб и пресмыкающихся. В.А.Котарбинский.

Вписанная в восьмиугольник композиция соответствует сюжету второго дня творения Сведомского. Мы видим тот же узор на полях эскиза.

Наконец, в шестой день Бог создал человека.

Шестой день творения. Сотворение человека. В.А.Котарбинский.
Шестой день творения. Сотворение человека. В.А.Котарбинский. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887-1895. Частное собрание.

На дальний план Котарбинский поместил различных зверей как напоминание о том, что в шестой день творения Бог создал живущих на земле зверей.

Интересно рассмотреть орнамент на полях композиции. Сверху и снизу симметрично изображены львы.
Фрагмент росписи.
Лев – царь зверей и здесь он может означать человека как венец творения, царя природы. Справа и слева на поля эскиза помещены верблюды.
Фрагмент росписи Владимирского собора Киева.
Это животное символизирует трудолюбие и отсылает к напутствию Бога о том, что человек будет добывать свой хлеб в поте лица своего.
Существует и более прозаическая трактовка орнамента, как обозначение появления различных животных в шестой день творения.

Седьмой день в эскизе В.Котарбинского

В седьмой день Создатель почил от всех дел.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И почил Бог в день седьмый
“И почил Бог в день седьмый”.

Мастер трактует этот сюжет несколько иначе, чем было принято в христианской иконографии. Обычно в Седьмой день Бога изображали отдыхающим в прямом смысле – почивающим на облаке или ложе. Котарбинский же изобразил Творца сидящим с закрытыми глазами, парящим над землёй. Композиция вписана в радужный круг. Во всех предыдущих сюжетах радуга была показана лишь фрагментарно. В этом эскизе она сомкнута в круг как символ завершения дней творения.

На полях композиции мы видим такой же орнамент, как и на картоне П.Сведомского со спиралями и куропатками, различие проявляется в цветовом решении.
Фрагмент орнамента

Ирис – цветок модерна

Обращает внимание интересная деталь. У ног Творца изображены шесть белых ирисов. Здесь Котарбинский проявил себя как мастер модерна. Ирис – главное цветущее растение стиля ар-нуво.  Обратите внимание на число цветков – их шесть – по числу дней творения.

Цветки ириса у ног Создателя
Цветки ириса у ног Создателя. В.Котарбинский, фрагминт эскиза.

Автором наименования цветка принято считать Гиппократа. Древнегреческий врач назвал его в честь богини радуги Ириды. В природе ирисы встречаются разных цветов, таких же оттенков, как и радужные полосы. Таким образом, земной цветок ирис соответствует небесной радуге и в античности означал связь между миром богов и миром людей. Из античности символ перешёл в христианство и также олицетворяет связь между Богом и человеком, живущим на земле. В искусстве модерна ирис символизирует свет и надежду, а бутон ириса – зарождение новой жизни. В этом отношении символики модерна и христианства совпали.

Мстёра. Икона “Сотворение мира”

Сотворение мира. Начало XX века. Мстёр
Сотворение мира. Начало XX века. Мстёра. Собрание В.И.Некрасова.

Столь грандиозная и подробная программа росписей на тему “Сотворение мира” во Владимирском соборе стала последней монументальной работой в православном искусстве. До 1917 года больше ничего подобного не создавалось. Но в начале XX столетия из иконописных мастерских Мстёры вышла икона на сюжет семи дней творения.

Первый день творения. Клеймо иконы Сотворение мира. Мстёра.

Мастер явно видел росписи Владимирского собора и повторил композиции, созданные Котарбинским и Сведомским, но выполнил их в традициях иконописи – с обратной перспективой и иконописными канонами.

Третий день творения.
Первый день творения. Клеймо иконы Сотворение мира. Мстёра Клеймо иконы Сотворение мира. Мстёра
Четвёртый день творения.
Четвёртый день творения.
Пятый день творения.
Пятый день творения.
Шестой день творения
Шестой день творения.

Различия видим в композиции второго дня творения – разделение вод и отделение земли и неба.

Второй день творения. Клеймо иконы Сотворение мира. Мстёра
Второй день творения. Клеймо иконы Сотворение мира. Мстёра

Также в клейме, соответствующему седьмому дню творения Бог Саваоф почивает на облаке. Херувим охраняет его сон.

Средник девятичастной иконы. Мстера.
Средник девятичастной иконы. Мстера.

Семь клейм дополнены сюжетом Грехопадения с изображением змия, который обвил дерево

Грехопадение
Грехопадение. Клеймо иконы Сотворение мира. Мстёра

и композицию Изгнание из Рая.

Изгнание из рая
Изгнание из рая. Клеймо иконы Сотворение мира. Мстёра

Эта икона находится в частном собрании В.И.Некрасова.

Выставка “Сотворение мира”

В апреле-мае 2024 года картоны росписей П.Сведомского и В.Котарбинского из частного собрания представили на выставке “Сотворение мира” в музее древнерусского искусства им.А.Рублёва. Выставку дополнили некоторые сюжеты из Ветхого Завета, иконы с изображением Адама и Евы и Ветхозаветной Троицы. Но главной темой этой временной экспозиции стали восемь картонов – эскизов с изображением Творца под общим названием  “Сотворение мира”.

Мне показалось, что всю выставку задумывали исключительно ради экспозиции картонов В.Котарбинского и П.Сведомкого. Все остальные экспонаты аккомпанируют творениям двух художников.

Тем не менее на выставке есть очень интересные работы. Например, “Всевидящее око” выполнили в мастерской монастыря вмч.Пантелеймона на Афоне.

Всевидящее око
Всевидящее око.

Осмотр выставки не займёт много времени, она камерная, но тем не менее, очень впечатляющая. Особую ценность этому показу придаёт факт, что многие иконы хранятся в частных коллекциях. Их весьма редко показывают широкой публике.
От души благодарим частных коллекционеров и музей древнерусского искусства им.А.Рублёва за столь впечатляющий показ.

В музее А.Рублёва мы видели интересные выставки:

Святые жёны.

Иконописные редкости.

Модерн в русской иконе.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь