Выставка “Отличники”

4
833
Отличники

“Отличники” – под таким лаконичным названием до 21 мая 2023 года проходит выставка в музее Русского импрессионизма. Чем она привлекательна, какие работы представлены? Об этом наш короткий репортаж.

Отличники

В выставочном зале музея собрали работы мастеров – выпускников Академии художеств и МУЖВЗ конца XIX – начала XX века. Показаны работы тех художников, кто отличился при обучении и получил право продолжить художественное образование в Европе. Финансовое обеспечение поездки брала на себя Академия. Подобные “учебные командировки” получили название “пенсионерских”, а выпускников-отличников называли “пенсионерами”.

Ефим Чепцов. Соседки (Сплетницы).
Ефим Чепцов. Соседки (Сплетницы). 1913 г. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачёва

На выставке собраны работы, которые молодые живописцы писали в Старом Свете, в основном в Италии. Многие из пенсионеров впоследствии стали прославленными мастерами, например, Генрих Семирадский, Иван Айвазовский, Илья Репин, Василий Поленов, Николай Ге, Борис Кустодиев. Особенно ценно, что на выставке показаны наименее известные ранние работы из частных коллекций и нестоличных музеев.

Представлены на выставке и работы не столь прославленных, но не менее талантливых живописцев – Вадима Фалилеева, Елены Кисилёвой, Алексея Кившенко.

Имена некоторых мастеров совсем не на слуху – Михаил Демьянов, Ефим Чепцов, Иван Порфиров, Алексей Яковлев… Тем не менее их работы показывают выучку художников, умение выбрать сюжет и мастерски воплотить его в полотне. Некоторые их картины привлекли внимание и стали настоящими жемчужинами выставки.

Иван Порфиров. Лавка старьёвщика в Венеции.
Иван Порфиров. Лавка старьёвщика в Венеции. 1892-1895. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Ростов.

Организация пространства выставки

Обычно организация пространства выставок в музее Русского импрессионизма не привлекает особого внимания посетителя. Устроители выделяют несколько тематических зон, подписывают разделы той или иной выставки.
На этот раз сразу бросились в глаза уютные камерные комнаты, попасть в которые можно через высокие арки.

Пространство выставки Отличники
Пространство выставки “Отличники”.

Всё пространство слегка напоминает открытые арочные проёмы древне-римских развалин. Думаю, подобное архитектурное окружение было перед глазами наших пенсионеров и порой появлялось в сюжетах картин.
Пространство выставки Отличники
Таким образом, на выставке “Отличники” зритель вовлекается не только в художественную атмосферу, но и в стилизованное архитектурное окружение.

Теперь приглашаю рассмотреть некоторые полотна выставки. Покажу лишь те, которые привлекли моё внимание больше, чем остальные.

Мэтры русского искусства

“Часовня на берегу моря” – ранний сюжет Ивана Константиновича Айвазовского. Написано полотно в 1845 году и хранится в музее Новый Иерусалим в городе Истра Московской области.

И.Айвазовский. Часовня на берегу моря
И.Айвазовский. “Часовня на берегу моря”, 1845 год. Музей “Новый Иерусалим, Истра.

Я несколько раз возвращалась к пейзажному этюду Генриха Семирадского. Эта работа совсем не похожа на привычные полотна на тему античных сюжетов.

Г.Семирадский. Дорога из Рима в Альбано.
Г.Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. Тверская областная картинная галерея.

Необычно представлены два совсем непохожих друг на друга мастера: Илья Репин и Василий Поленов. На выставке они как бы вступают в диалог. Их картины перекликаются друг с другом. Работы двух знаменитых живописцев расположены рядом и у зрителя есть возможность сравнить язык художников.

Портреты
Слева – Поленов, справа – Репин.
И.Репин. Украинка
И.Репин. Украинка. ГМИИ им. Пушкина
В.Поленов. Черногорка
В.Поленов. Черногорка, ГМИИ им. Пушкина.

Удивила меня картина Бориса Кустодиева. В ранний период его манера напомнила импрессионистическую, подёрнутую лёгкой дымкой живопись Ренуара.

Б.Кустодиев. Юлия Евстафьевна Кустодиева с сыном.
Б.Кустодиев. Юлия Евстафьевна Кустодиева с сыном. 1904. Антикварная галерея “Петербург”, СПб.

Огромное впечатление произвела жанровая сцена Алексея Кившенко “Возвращение с ловли мулей” 1881 года. Хранится она в Омске, в музее имени Врубеля.

А.Кившенко. Возвращение с ловли мулей.
А.Кившенко. Возвращение с ловли мулей. 1881 г.. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.

В одном большом полотне автор показал не только изматывающий труд сборщиков мидий, но и характер каждого персонажа на фоне удивительного нормандского морского пейзажа.
Кившенко. Возвращение с ловли мулей. Фрагмент. Выставка Отличники

Кившенко. Возвращение с ловли мулей. Фрагмент. Выставка Отличники

Кившенко. Возвращение с ловли мулей. Фрагмент. Выставка Отличники

Выставка “Отличники”. М.Демьянов

Любая выставка – это всегда открытие новых полотен, сюжетов, имён, другого взгляда на живопись. “Отличники” в этом отношении превзошли ожидания. Я увидела множество великолепных работ неизвестных мне ранее художников. Одно из открытий – полотна Михаила Демьянова.
Художник прожил всего 40 лет и его художественное наследие невелико. Но зато какого уровня! (Картина “Сорренто” написана в год смерти мастера).

М.Демьянов. Соренто.
М.Демьянов. Сорренто. 1913. Собрание Романа Бабичева, Москва.

Михаил Александрович Демьянов родился в 1873 году в Пермском крае. Художественное образование получил в Москве в МУВЖЗ, его учителем стал Исаак Левитан. За свои работы мастер неоднократно награждался художественными премиями, в том числе премией Архипа Куинджи.

М.Демьянов. Барки
М.Демьянов. Барки. 1913, Самарский областной художественный музей.

В пенсионерскую поездку по Европе он отправился в 1910 году. Вернувшись из неё в 1912 году, осел в Санкт-Петербурге, а в следующем году скончался от чахотки.

М.Демьянов. На реке у белого моста.
М.Демьянов. На реке у белого моста. Конец XIX – начало XX вв. Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина.

Незнакомые имена

Предложу читателям ещё несколько понравившихся мне работ. Одну из них написал малоизвестный Иван Дряпаченко.

И.Дряпаченко. Улица вечером.
И.Дряпаченко. Улица вечером. 1912-1913 г. ГРМ.

Иван Дряпаченко – уроженец Украины. Художественное образование получил в Киеве, а затем в Москве в МУВЖЗ. Его учителями были В.Серов, П.Чистяков, И.Репин. Две свои пенсионерские поездки он совершил благодаря частному капиталу. Его благотворителями были Николай Струков и Великая княгиня Мария Павловна.

Среди всех работ резко выделяются полотна Александра Яковлева и Василия Шухаева. Часто художники работали вместе, использовали сангину. А я поразилась работе “Козы. Майорка” Яковлева. Увидев полотно издалека, у меня промелькнула мысль: “А Матисс что здесь делает?”
Не правда ли, есть прямые цветовые и композиционные ассоциации с фовистом Анри Матиссом?

А.Яковлев. Козы. Майорка
А.Яковлев. Козы. Майорка. 1915. Собрание Валентина Шустера. СПб.

Напоследок представлю произведение графика Вадима Фалилеева. Его работы я видела на выставке “Авангард. На телеге в XXI век”. Фалилеев оказал большое влияние на художника Сергея Колесникова.

Вадим Фалилеев. Чудо святого Марка.
Вадим Фалилеев. Чудо святого Марка. Копия картины Тинторетто. 1912, ГМИИ им. Пушкина.

Из всего богатства представленных на выставке “Отличники” работ  мы показали несколько по собственному выбору. Уверяем вас, что полотна других мастеров произведут на вас не менее сильное впечатление.

Но показ не ограничен экспозицией на нижнем этаже. Музей предоставляет возможность продолжить знакомство с европейский живописью конца XIX века. Для этого следует подняться на верхний этаж здания.

Спецпроект выставки

Почти всегда выставки в музее Русского импрессионизма сопровождают “спецпроекты”. В рамках показа “Авангард. На телеге в XXI век” продемонстрировали как перевозят искусство, показали упаковку и особые хитрости транспортировки.

На “Миражах” мы увидели работы художников Саратовской школы. А русских “Отличников” сопровождали французы из коллекции музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Устроители выставки отобрали работы тех мастеров, на которых ориентировались пенсионеры Академии художеств в своих поездках. Это и прославленные Добиньи, Курбе и Коро, и менее известные мастера.

Люсьен Симон. Порыв ветра
Люсьен Симон. Порыв ветра. 1880-е. ГМИИ им. Пушкина.

Мне очень понравилось, что оформление зала спецпроекта повторяет дизайн основной экспозиции “Отличников”. Выставочные пространства находятся на разных уровнях, но как бы продолжают тему, вполне гармонирует с общей идеей показа.

Спецпроект выставки. Организация пространства
Спецпроект выставки. Организация пространства.

Развёрнутые аннотации позволяют кратко познакомиться с художником, узнать мнение о нём наших “отличников”.

А.Бенуа о Симоне
А.Бенуа о Симоне

Выставка “Отличники” – посетителю на заметку

График работы музея Русского импрессионизма очень удобен. В музее нет выходных и открыт он до 20 часов. Правда, “ранним пташкам” придётся ждать почти до полудня, музей открывается  в 11.00, а по четвергам и субботам с 12 до 21 часа.

Как добраться до музея мы уже рассказывали. Кратко – музей Русского импрессионизма находится в корпусах бывшей кондитерской фабрики “Большевик”. Музей стоит на равном расстоянии от станций метро “Белорусская” и “Динамо” на нечётной стороне Ленинградского проспекта, д.15 стр.11. Мне удобнее идти до него от станции “Белорусская”.

Имейте ввиду, выставка очень востребована! Около 15 часов февральского понедельника и в кассу, и в гардероб стояла изрядная очередь.

Очередь на выставку в музее Русского импрессионизма
Очередь на выставку в музее Русского импрессионизма.

Настоятельно рекомендуем приобретать билет онлайн. Тогда вы избежите хотя бы очереди в кассу.

Если на вас кадета куртка, а не шуба или стильное пальто, очереди в гардероб тоже можно избежать. Справа и слева от входной двери расположены шкафы с ячейками и замками для хранения вещей посетителей. Я свою куртку оставила в ячейке и мне не пришлось утомлять гардеробщиц.

Вы уже были на выставке? Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями!
Приглашаю вас вспомнить о прошедших художественных выставках в Москве.

“Миражи” (Александр Савинов).

Авангард. На телеге в XXI век.

Выставка “Сны Сибири”.

Игорь Грабарь.

Лейденская коллекция.

Все наши обзоры о картинах и художниках собираем в разделе “Искусство”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Большое спасибо за прекрасную выставку. Если бы посетила ее раньше, сходила бы повторно. Уверена, что магия этой выставки притягивает не только меня одну.

    • Алла, Вам спасибо за отзыв! В музее Русского импрессионизма проводят очень хорошие выставки. Постоянная экспозиция там не большая, а выставки – это всегда событие! Выставки проводят раза три в год, посещаю каждую с 2019 года, в последнее время стала писать обзоры о них. Теперь с нетерпением жду показ “Выбор Добычиной”, откроется 8 июня.

    • Гузаль, как приятно Вас слышать! Люблю выставки в музее Русского импрессионизма. Они камерные, не большие, внимание не рассеивается, лучше воспринимаешь тему.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь