Выставка Морозовых в Пушкинском музее состоялась летом 2022 года. Она сразу стала первостатейным событием художественной жизни Москвы. Как и несколько лет назад на выставке коллекции Щукиных, посетители восхищаются размахом и безотказным вкусом двух братьев Морозовых. Экспозицию назвали “Брат Иван”.
На выставку привезли 63 работы из Третьяковской галереи и 67 полотен из Эрмитажа. Пушкинский музей представил 103 произведения из постоянной экспозиции и запасников.
Гоген, Моне, Ренуар и Матисс. Серов, Коровин, Суриков – работы этих мастеров входили в сферу интересов Морозовых. В экспозиции выставки собрали более 600 экспонатов. Среди них – живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, фотографии, архивные материалы.
В этом репортаже:
- Кратко пересказали содержание информационных стендов выставки.
- Показали несколько представленных полотен. Сосредоточились на тех, которые хранятся в Эрмитаже.
- Дали несколько советов о посещении выставки.
___
Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.
Начнём с последнего пункта.
Билеты на выставку Морозовых. Цена
Цена билетов в кассе музея в день посещения зависит от времени.
Утром и днём в будни (до 17 часов) – 800 рублей.
В выходные дни и после 17 часов буднего дня – 900 рублей.
Электронные билеты стоят дешевле. Если вы купите их заранее (от 15 до 28 дней до дня посещения), утренняя цена составит 600 рублей. Вечером и в выходные дни надо будет отдать 700 рублей.
Онлайн билеты на ближайшие даты стоят 700 рублей утром и 800 рублей вечером и в выходные.
Для пенсионеров, музейных сотрудников и других льготников цена билетов вполовину меньше.
Доступность билетов на выставку
В начале июля купить онлайн билет на выставку можно за день до визита. На утренние сеансы их разбирают быстро. А после 13.30 система выдаёт от 2 до 61 доступных места.
Выставка Морозовых. Когда лучше посещать
Удобнее всего покупать билет онлайн. В этом случае вы избежите очереди на вход в музей. Для посетителей с онлайн билетами организован отдельный вход.
Но имейте ввиду, что войти на выставку можно только за 15 минут до указанного в билете времени.
Правила для опоздавших лояльные. Ваш билет действителен в течении дня. Но если вы пришли позже указанного в билете времени, придётся постоять в очереди. В отдельный проход пускают только пунктуальных.
Кстати, этой уловкой можно воспользоваться. Купить онлайн билет на определённый день на “когда-нибудь”. А прийти, когда удобно, постояв в очереди. (Мы вам не говорили 🙂 ). Вот только не знаем, удастся ли воспользоваться манёвром на вечерние сеансы. Ведь билеты на них дороже.
Если на сайте не оказалось билетов на удобное для вас время, можно идти в музей спонтанно. В начале июля около 12.30 на вход стояла очередь минут на 20. Такую же очередь заметили в субботу, 9 июля, около полудня.
Когда мы выходили из музея около 15 часов, очереди уже не было.
Сколько времени уделить выставке
Наш опыт подсказывает, что на выставку следует уделить не меньше двух часов. Возможно, вам потребуется больше времени.
В залах представлено множество работ из постоянной коллекции Пушкинского музея и Третьяковской галереи. Авторы статьи хорошо знают эти сюжеты. Мы не задерживались рядом с ними, шли дальше. Но ведь созерцание картин “Жанна Самари” Огюста Ренуара, “Три царевны подземного царства” Виктора Васнецова, “Девочка на шаре” Пабло Пикассо требуют времени.
На этом завершим практическую часть статьи и перейдём к теории.
На стенах зала Пушкинского музея, где проходит выставка, помещены подробные аннотации о личной жизни Михаила и Ивана Абрамовичей Морозовых и разных сторонах их собирательской деятельности. Мы почерпнули из них самые интересные факты. С удовольствием делимся ими с читателями.
Михаил Абрамович Морозов
Михаил Абрамович прожил очень короткую жизнь. Судьба уготовила ему всего 33 года. Но успел он немало. Например он взял на себя расходы по обустройству Древнегреческого зала строившегося музея Изящных искусств, нынешнего Пушкинского музея.
Но до открытия он не дожил, скончался в 1903 году.
Огромные суммы М.А.Морозов выделил на реставрацию Успенского собора Московского Кремля, где служил старостой. Жертвовал немалые средства на училища, больницы, приюты.
В доме Михаила Абрамовича на Смоленском бульваре собиралась культурная элита, художники.
Он приобретал работы В.Серова, К.Сомова, М.Врубеля. Именно Михаил Морозов впервые привёз в Россию полотна Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.
Единственная в России картина Эдварда Мунка происходит из коллекции М.А.Морозова.
По примеру Павла Третьякова, Михаил Морозов намеревался передать своё собрание Третьяковской галерее. Но внезапная смерть нарушила его планы. Их осуществила вдова Михаила Абрамовча и в 1910 году передала коллекцию мужа в музей.
В советское время многие работы из морозовского собрания передали в Пушкинский музей и Государственный Эрмитаж.
Нам особенно понравились две работы – Сомова и Коровина.
Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.
Иван Морозов и импрессионизм
Иван Абрамович Морозов всего на год моложе Михаила. Но именно его имя ассоциируется со знаменитой морозовской коллекцией.
Жил Иван Абрамович на Пречистенке. Его дом с середины прошлого века занимает Академия художеств.
В отличие от открытого дома Сергея Щукина, И.А.Морозов показывал свою коллекцию посторонним посетителям лишь по воскресеньям. А смотреть там было на что! У Ивана Абрамовича хранилась 181 работа европейских мастеров и 407 — русских.
Иван Морозов был не первым, кто обратился к французским импрессионистам. Но только в его коллекции это художественное направление представлено столь монументально и основательно.
У Морозова был свой взгляд на импрессионизм. В его собрании Клод Моне представлен как создатель спокойных уравновешенных композиций, а не как предводитель новых бунтарских методов в искусстве.
Наиболее близким жанром в импрессионизме для Морозова стали портреты Огюста Ренуара.
Заказанные самим меценатом собственный портрет и портрет жены родственны портретной эстетике Ренуара.
По воспоминаниям, портрет И.А.Морозова Константин Алексеевич Коровин написал всего за два часа. Портрет написан в трагический год смерти брата Михаила.
Этими работами семейство коллекционера словно входит в галерею образов истории нового искусства. Импрессионизм становится частью домашнего быта.
Поль Сезанн в коллекции Ивана Морозова
Когда коллекцию Ивана Абрамовича национализировали и он был вынужден водить экскурсии по собственной галерее, собиратель очень гордился возможностью показать публике полотна Сезанна.
По духу Сезанн оказался самым близким Ивану Абрамовичу художником. Фундаментальность сезанновской живописи были сродни морозовской основательности и последовательности в коллекционировании.
За 10 лет Морозов собрал 18 работ Сезанна. Эти полотна составили драгоценный ансамбль в доме на Пречистенке.
В основном, коллекционер покупал работы Сезанна в галерее Амбруаза Воллара. Он приходил к арт-дилеру со словами «Я хочу видеть очень хорошего Сезанна» и всегда умел найти желаемое.
В отношении любимого художника Морозов действовал как знаток и историк искусства. Ивану Абрамовичу удалось представить весь диапазон творчества мастера — от ранних работ до созданного в завершающие годы жизни «Голубого пейзажа».
Морозов долго выжидал, когда же на рынке наконец появится желаемое полотно. Для “Голубого пейзажа” коллекционер специально держал свободное место на стене.
Все искусствоведы мира благодарны Ивану Абрамовичу Морозову за датировку картин Сезанна. Сам художник не заботился проставлять точные даты создания того или иного полотна. Морозов трижды переписывал свой каталог, расставляя приобретения в соответствии с хронологией. С его датировками согласны самые скрупулёзные кураторы.
Пьер Боннар. Ансамбль вестибюля
В 1890-х годах Иван Морозов по достоинству оценил мастеров художественной группы “Наби” и их умение оформлять интерьеры. Для своего дома он заказал декоративные панно Морису Дени и Пьеру Боннару.
Парадная лестница, оформленная Пьером Боннаром, встречала посетителей особняка Морозова. Боннар начал работу над морозовским заказом с триптиха “У Средиземного моря”.
Интересно, что в отличие от Анри Матисса, работавшего по заказу Щукина в Москве, Боннар создавал панно “удалённо”. Он использовал обмеры пространства и фотографии дома.
Панно очень понравились коллекционеру. Через некоторое время Боннар получил ещё один заказ – оформить боковые стены вестибюля. Сейчас полотна “Осенью. Сбор фруктов” и “Ранней весной в деревне” украшают холл Галереи искусств стран Европы и Америки в Москве.
Для Пьера Боннара “русский” заказ стал крупнейшим за всю его карьеру и одним из самых масштабных, сделанных французским художникам русскими коллекционерами.
Боннару потребовалась не только просторная мастерская, но и крайнее напряжение сил. Больше он за подобные работы не брался.
На морозовские деньги Боннар исполнил заветную мечту. Мастер приобрёл виллу Ma Roulotte в Верноне, совсем рядом c усадьбой Живерни Клода Моне.
Винсент ван Гог и Поль Гоген в коллекции Морозова
В главу о ван Гоге внесу горькую ноту. С большим трудом Морозов приобрёл шесть полотен великого мастера. Пять из них хранятся в Пушкинском музее. Шестой ван Гог “Море в Сент-Мари” происходит из коллекции Михаила Морозова.
В 1908 году Ивана Абрамовича поджидала редкая удача. На салоне «Золотого руна» в Москве коллекционер приобрел «Ночное кафе» — одну из самых знаменитых картин ван Гога.
Вскоре Морозов подобрал ей идеальную пару – созданную на тот же сюжет и в то же время работу Поля Гогена «Кафе в Арле».
Увы, этот ансамбль распался в 1933 году, когда «Ночное кафе» ван Гога было продано из СССР в США. Всё что у нас осталось – это фотография картины.
Своих “Гогенов” Иван Абрамович покупал, в основном, у Амбруаза Воллара. Он собрал 11 полотен “таитянского француза”.
Последнюю работу для коллекции “Натюрморт с попугаями” он приобрёл у друга Гогена Гюстава Файе.
Фовизм. Выставка Морозовых в Пушкинском музее
Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.
Иван Абрамович Морозов одним из первых обратил внимание на фовистов. Ещё в 1906 – 1908 годах он покупал работы предводителя фовистов Анри Матисса. Не прошли мимо коллекционера имена таких мастеров, как Альбера Марке, Андре Дерена, Мориса де Вламинка.
Для нас настоящим открытием этой выставке стало имя Луи Вальта. Формально, Вальта не входил в группу “диких”. Но мастер был им очень близок по духу. Морозов выделил его особо и приобрел целых девять работ Луи Вальта.
В приобретении работ фовистов Морозов нарушил свой принцип осторожности. Он неожиданно стремительно покупал их полотна. Не всегда дожидался окончания экспонирования на выставках. Но своему принципу методичности собиратель не изменял. Покупал не только “свежие” картины, но и те, которые уже успели войти в историю фовизма. Например, “Просушку парусов” Андре Дерена.
Коллекцию фовистов Морозов дополнил работами русских авангардистов – Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.
Полотна фовистов и русских авангардистов ковром покрывали стену перед знаменитым Музыкальным салоном дома Морозова на Пречистенке. Для них Иван Абрамович заказал рамы одинакового рисунка. Они подчёркивали единство и целостность этого непокорного ансамбля.
Благодаря выставке Морозовых “Брат Иван” в Пушкинском музее впервые за сотню лет эти полотна собрали вместе.
Зал Анри Матисса на выставке Морозовых в Пушкинском музее
Иван Абрамович Морозов не стремился соперничать с Сергеем Ивановичем Щукиным в вопросе коллекционирования полотен Анри Матисса и Пабло Пикассо. Напомним, что Щукин приобрёл более полусотни работ великого испанца. А свой дом на Знаменке пригласил оформлять самого Анри Матисса.
Морозов выступил немногословно и с достоинством. Ещё в 1907 году он купил первое полотно Матисса.
А в 1909-м году заказал художнику два натюрморта, один из них – “Фрукты и бронза”.
Свою приверженность Матиссу он выразил на собственном портрете. Валентин Александрович Серов запечатлел Ивана Абрамовича на фоне матиссовской картины.
«Марокканский триптих» открыл московской публике иного Матисса – холодноватого, отстраненного, по-морозовски умеющего держать дистанцию.
Ослепительное небо Северной Африки отозвалось в коллекции Морозова полотнами Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна.
Их демонстрируют на выставке на одной стене. Они действительно созвучны триптиху Матисса.
Собирал Морозов и Пикассо. Приобретение ироничного кубистического «Портрета Амбруаза Воллара» Пикассо окрашено личным отношением Морозова к столь близкому ему торговцу картинами.
Картина «Девочка на шаре», купленная в 1913 году, стала последним иностранным произведением в собрании Морозова.
После начала Первой Мировой войны коллекционер не мог выезжать в Париж. Но посещал все московские выставки, покупал работы отечественных мастеров. Колорит работ Марка Шагала из коллекции Морозова напоминают раннего Пикассо, а мотивы живописи – Матисса.
Музыкальный салон Мориса Дени
Декоративные панно Мориса Дени завершают выставку. Его живописные работы хранятся в Государственном Эрмитаже.
Иван Морозов познакомился с Морисом Дени в 1906 году на Салоне независимых. Приобрёл несколько его работ. Затем посетил мастерскую художника и предложил оформить свой Музыкальный салон. Иван Абрамович подумывал о том, чтобы узаконить отношения с Евдокией Сергеевной Кладовщиковой – певицей “Яра”. В 1907 году Иван тайно обвенчался с Евдокией. Морозов хотел сделать супруге запоминающийся подарок – оформить для неё Музыкальный салон в своём доме.
Темой для ансамбля мастер предложил античный миф о Психее, рассказанный Апулеем. История возвышенной любви отвечала желаниям Морозова.
В 1909 году, за два года до московского периода Матисса, Морис Дени приехал в Москву по приглашению Ивана Абрамовича. Он стал первым французским художником нового искусства, посетившим белокаменную. Мастер посоветовал дополнить оформление Музыкального салона. Дени написал несколько панно, выполнил керамические вазы.
Также Дени посоветовал приобрести четыре скульптуры своего друга Аристида Майоля.
Вход в интерьер обрамляли три холста Дени: «Зеленый берег моря», «Вакх и Ариадна» и «Полифем».
Дени оказался единственным французским художником, с которым Морозов познакомился лично. Более того, они подружились и Морис Дени стал доверенным лицом мецената в контактах с другими художниками и держателями галерей. Он помогал коллекционеру находить и приобретать интересующие его полотна.
Выставка Морозовых в Пушкинском музее. Личные предпочтения
В завершении обзора представляем несколько работ из коллекции Ивана Абрамовича Морозова. Ранее мы не видели этих полотен и скульптур и весьма ими заинтересовались.
Вы можете посетить постоянную экспозицию Пушкинского музея с аудиогидом или экскурсоводом.
Билет на постоянную экспозицию музея с аудиогидом по залам первого этажа от приложения WeGoTrip.
Каталог статей о коллекции полотен новой западной живописи ГМИИ им. Пушкина.
Текст написан на основе аннотаций к выставке. Ссылка на проспект по выставке.
Таня, привет! Ты пишешь, что для пенсионеров – полцены. А я вижу, что только для тех, кто старше 60-и – полцены… Я куда-то не туда зашла?)
Таня, ты всё правильно видишь. Я была в начале выставки, тогда и вправду было полцены для пенсионеров. А потом возрастной ценз подняли до 60 лет (Мы же самые богатые! Хоть сколько, но содрать с тех, кто достиг пенсионного возраста чуть раньше….). Сегодня на моих глазах дама нашего возраста с пенсионным удостоверением заплатила 800 рублей за выставку, ей было меньше 60. Ажиотажа на выставку нет, потому что всё регламентировано по времени. В кассе в день посещения даже купить можно, но не на “прямо сейчас”, а на “когда будет”. В 11.40 продавали билеты на 12.30. Касса не в главном здании, а в галерее, но это рядом. Но в выходные, конечно, больше народа, лучше покупать онлайн.