Как и многие мастера своего времени, Михаил Александрович Врубель не мог обойти вниманием христианские сюжеты. Его признание как художника связано с работой по заказу церкви. Последняя живописная работа художника “Шестикрылый серафим” тоже связана с церковным мотивом.
В судьбе Врубеля было три главных города – Киев, Санкт-Петербург и Москва.
В Киеве Врубель работал с 1883 года. Киевский историк искусств Адриан Викторович Прахов обратился к преподавателю Академии художеств Чистякову с просьбой порекомендовать ему талантливого ученика. Чистяков назвал Прахову имя Врубеля. Тогда Михаилу Александровичу было всего 27 лет.
М.Врубель. Христианские сюжеты в Киеве
Врубель приехал в Киев, где по заказу Прахова работал над реставрацией мозаик в Софии Киевской.
Также мастер писал иконы для Кирилловской церкви. В древней киевской церкви святых Кирилла и Афанасия Александрийских Врубель работал с мая по ноябрь 1884 года. Его кисти принадлежат сюжеты «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Въезд Христа в Иерусалим», «Ангелы с лабарами». Для сцены Благовещения он написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение. Также молодой художник написал полуфигуры Христа, головы пророков Моисея и Соломона.
В сюжете “Сошествие Святого Духа” современники узнали самого профессора Адриана Прахова, археолога Гошкевича, священника Петра Орловского. Есть предположение, что моделями некоторых апостолов стали пациенты психиатрической лечебницы, которая по сей день находится рядом с Кирилловской церковью.
Также для мраморного иконостаса Кирилловской церкви Михаил Врубель написал четыре иконы — Иисуса Христа, Богоматерь с младенцем, святых Кирилла и Афанасия. Любопытно, что эти образы мастер написал маслом на цинковых пластинах.
Широко известна история страстной любви Врубеля к супруге Адриана Прахова, Эмилии Львовны.
В государственной Третьяковской галерее хранится небольшой карандашный набросок лица Эмилии Львовны.
Икона Богородицы с младенцем по сей день находится в алтаре Кирилловского храма. А в то время образ вызвал скандал в городе. Лицо Эмилии Праховой было совершенно узнаваемо в образе Богородицы и киевские дамы откровенно отказывались «молиться на Лёльку Прахову».
Также сохранился эскиз Богородицы с младенцем. В образе Пречистой Девы явно читаются черты лица госпожи Праховой.
Для Софии Киевской Врубелю приходилось имитировать смальту, чтобы заменить утраченные фрагменты мозаик. Он работал с тысячами различных оттенков. Имитация мозаик очень сильно повлияла и даже изменила манеру живописи Врубеля.
Хождение Иисуса по водам
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
В коллекции Третьяковской галереи также хранится эскиз «Хождение Иисуса по водам». Его создание связано с любопытной историей.
Заказ на роспись одного из храмов получил художник Константин Коровин. Но мастер никак не мог найти композицию сюжета «Хождение Иисуса по водам». Тогда Коровин попросил своего друга Валентина Серова помочь ему. Но даже вдвоём они никак не могли собрать композицию, продумать свет, расположение фигур.
Врубель видел их искания, наблюдал, как они бились над сюжетом. И однажды принёс маститым художникам свой эскиз, который написал за один приём. По этому небольшому наброску видно, что такая композиция выдержит масштаб церкви, прекрасно в неё впишется.
Серов и Коровин были поражены и пристыжены. А Врубель с горечью произнёс: «Ну вот, тому, кто умеет делать такие заказы, они не достаются. Они достаются тому, что их делать не умеет».
Эскиз подарил Третьяковской галерее сам Константин Алексеевич Коровин.
Шестикрылый Серафим
«Шестикрылый Серафим» – последняя живописная работа Врубеля.
Кажется, что он победил свою болезнь. Михаил Александрович написал работу со спокойным воодушевлением. В ней он обратился к особой технике. Создаётся впечатление, что работа не написана, а набрана драгоценными камнями, смальтой. Отчасти, это возвращение к его киевским архангелам в куполе собора святой Софии. Но в своем последнем живописном произведении Врубель уже не имитирует мозаику. Он демонстрирует ее виртуозное переосмысление.
Биограф М.А.Врубеля, А.П.Иванов писал:
«В нем узнаем мы шестикрылого серафима, что уже являлся однажды перед нами в картине “Пророк”; образ его изменился с тех пор; но в руке его – те же меч и кадило с пламенеющим углем, и та же мудрая змея, со жгучим жалом, обвивает руку. На челе сияет золотой венец, украшавший последнего Демона; черты сходны с чертами “Поверженного”…».
В лице серафима угадываются черты и ангела, и демона. В его взгляде нет ни тоски, ни страха, ни боли, но спокойная сила и осознание, право на свой собственный диалог с вечностью.
Полотно “Шестикрылый серафим” хранится в собрании Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.
Под впечатлением от выставки М.А.Врубеля зимой 2021-2022 года мы посвятили цикл публикаций о нескольких картинах мастера.
Ссылки на стати увидите ниже. Также мы рассматривали мозаику “Принцесса Грёза” на фасаде гостиницы “Метрополь”.
Подробно остановились на майоликовых работах мастера.
“Микула Селянинович и Вольга”.
Увидеть многие работы Михаила Александровича Врубеля вы можете в зале 35 Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться до музея и что там посмотреть мы поведали в обзоре:
“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.
Лучше приобрести билет в музей вместе с аудиогидом. Билет продаётся по номинальной стоимости музея.
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
О качестве аудиогида вы можете судить по короткой видео-записи о полотне М.А.Врубеля “Принцесса Грёза”.
Цикл статей о творечестве Михаила Александровича Врубеля завершается рассказом о его последних рисунках.