Владимир Маковский. Картины из частных собраний

4
711
В.Маковский. У доктора. Симулянт
" У доктора. (Симулянт)".1900 г.

Владимир Егорович Маковский – живописец последней трети XIX – начала XX века. Он прославился как замечательный жанрист, писал портреты. Своим первым наставником Владимир Маковский считал Василия Андреевича Тропинина, у которого брал уроки живописи. В МУЖВЗ учителями мастера стали Сергей Зорянко и Евграф Сорокин.
За долгую творческую жизнь, художник прожил 74 года, он написал множество полотен. Его картины хранятся и в главных, и в провинциальных художественных музеях России. Работы Владимира Егоровича есть и в частных коллекциях. В 2023 году мы видели несколько портретов кисти В.Маковского на выставке “Зеркало души” в галерее “Артефакт”. В 2024 году в серпуховском художественном музее представили временную экспозицию, посвящённую творчеству братьев Маковских.

Небольшим собранием картин Владимира Маковского из частных коллекций галерея “Артефакт” на Пречистенке завершает свой выставочный 2024 год. Временная экспозиция будет работать до 29 декабря.

“Владимир Маковский. Диалоги”. Личные впечатления о выставке

Временные экспозиции – тот формат представления полотен мастера или темы в искусстве, где можно досконально и не спеша изучить представленные работы. Поэтому мы так любим узкоспециализированные выставки.
Небольшое собрание жанровой живописи в галерее “Артефакт” позволило лучше оценить сюжеты полотен и техническое мастерство В.Е.Маковского.
Камерное выставочное пространство и незагруженность “Артефакта” даёт возможность насладиться прекрасной живописью художника.
Развеска картин – приятная особенность выставочного зала галереи “Артефакт”. Полотна находятся на уровне глаз зрителя, рассмотреть их можно с близкого расстояния, поэтому замечаешь малейшие нюансы живописи. Работы, которые мы видели на выставке в Серпухове (варианты картин “Две сестры”, “Не припомню”) в “Артефакте” предстали совсем в другой обстановке. Казалось, что мы стали свидетелями, или даже участниками происходящих на картине сцен.

Художник неоднократно повторял свои наиболее удачные сюжеты. Работу “Не припомню” мы видели в Серпухове. Более ранний вариант композиции 1898 года встретили в “Артефакте”.

В.Маковский. Не припомню.
В.Маковский. Не припомню. 1898 год. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.

В Пушкинском музее хранится версия, написанная незадолго до смерти мастера, в 1919 году.

Владимир М. Не припомню
Владимир М. Не припомню. 1919. ГМИИ

Мы очень обрадовались “Шурке”, который участвовал в тематическом показе “Зеркало души”.

В.Маковский. Шурка, 1908
В.Маковский. Шурка, 1908. Собрание А.Кузнецова и П.Мелякова. СПб.
***

На небольшой экспозиции “Владимир Маковский. Диалоги” показали разные сюжеты и темы. Некоторые из них, как “Не припомню”, “Две сестры” – остросоциальные. Другие дышат семейным уютом, содержат нотку доброй иронии, как “Деспот семьи” и “Симулянт”.

В.Маковский Деспот семьи.
“Деспот семьи”. 1983.
В.Маковский. У доктора. Симулянт
” У доктора. (Симулянт)”. 1900 г. Собрание Коллекцiонеръ Клуба

Третьи полны любования детством.

В.Маковский. Не хочет позировать
“Не хочет позировать”. 1912. Частное собрание.

Мы ещё раз убедились и в злободневности тем, которые выбирал Владимир Егорович, и в историческом аспекте его небольших полотен, и в абсолютной законченности, “договорённости” сюжетов.
“Картина – не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё,
а нет – нет картины”, – говорил Владимир Егорович Маковский. Художник всегда следовал своему принципу, поэтому его живопись востребована и через сотню лет.

Выставку назвали “Диалоги”. Наименование очень точное по двум причинам.

1.На выставке встретились работы Маковского “В трактире” и “В харчевне”. Их повесили друг напротив друга и картины как бы перекликаются между собой, рассказывают о разных социальных статусах изображённых людей и, соответственно, о разных чаяниях героев картин.

В.Маковский. “В харчевне”. Фрагмент. 1887 г. Частное собрание.

2.Большинство персонажей жанровых сцен Владимира Маковского словно вступают в диалог друг с другом. Это полотна “За чаем”, “Разговор”, в “Четыре руки”, “У доктора (Симулянт)”, “Не припомню”. Да и героев на этих картинах двое, в точном соответствии со значением слова “диалог” – “разговор двух лиц, беседа двоих”.

Маковский. Разговор
“Разговор”. Фрагмент. Конец XIX – начало XX в. Собрание Коллекцiонеръ Клуба

3.Название выставки “Владимир Маковский. Диалоги” можно трактовать как диалог художника со зрителем, истории и современности.

В дополнение к общим впечатлениям, хотелось бы подробнее представить понравившиеся сюжеты.

В четыре руки

Сюжет “В четыре руки”, художник повторил несколько раз. На выставку приехали три варианта – 1880, 1906 и 1908-1911 годов.

В четыре руки
В четыре руки. Вариант 1880 года. Собрание Коллекцiонеръ Клуба

Наверное, Владимир Егорович испытывал особую любовь к музицирующей паре. Возможно, сюжет очень нравился заказчикам. Жанровая сцена приближена к семейному портрету, но она много интереснее статично сидящих супругов. В этой незамысловатой композиции читаются и прожитые вместе годы, и воспоминания о юности, влюблённости и совместном музицировании. Заметим, что дамы во всех композициях не нуждаются в нотной записи, они наизусть помнят пьесу.

В четыре руки
1906 год. Собрание Коллекцiонеръ Клуба

А кавалеры напрягают зрение, вглядываются в ноты. Наверное, композиция звучит не слишком уверенно, пожилые мужчины вряд ли упражнялись каждый день. Но в семейном дуэте чувствуется слаженность, великодушие дам к ошибкам мужа и желание супруга не осрамиться и соответствовать музыкальным навыкам жены.

В.Маковский. В четыре руки. 1908-1911 гг. Частное собрание.

Поздние варианты, по всей видимости, написаны в одном и том же интерьере. Во всяком случае, мастер повторил обитые красным плюшем кресла. Умиляют домашние питомцы – в одном случае – белая болонка в кресле, в другом – серо-белый кот.
Маковский
Позднюю работу привезли на выставку из частной коллекции, а владельцами сюжетов 1889 и 1906 годов является “Собрание Коллекцiонеръ Клуба”.

Владимир Маковский. Дети

С не меньшей теплотой Владимир Егорович Маковский изображал детей. Полотна “Шурка”, “Деспот семьи” и “Не хочет позировать” мы представили выше.
Правдиво и точно мастер показал эпизоды из жизни деревенских детей. Похоже, в “Рыбачках” улов пацанов не велик, но они не слишком расстроены. Ведь есть повод обсудить рыбалку!
Картина “Рыбачки” 1890 года хранится в частном собрании.

Рыбачки. 1890 г.
Рыбачки. 1890 г. Частное собрание.

В “Купающихся мальчиках” Маковский остановил мгновение. Позы деревенских сорванцов просты и естественны. Жанровую сцену дополняет деревенский пейзаж. Нам так хорошо знакомы перекинутые через речушку деревянные лавы, покосившиеся деревянные избушки вдалеке… Они вносят горькую ноту в беззаботность детства, радость летнего дня и речной забавы сорванцов…

Маковский. Купающиеся мальчики
Купающиеся мальчики. Фрагмент. 1885. Частное собрание.

Мы обратили внимание на то, что главными героями жанровых сцен Владимира Маковского становились либо дети, либо старики. Видимо, художник находил вдохновение, изображая начало и конец жизни человека.

Из отснятого на выставке фотоматериала мы смонтировали небольшой ролик. Он озвучен музыкальной композицией М.П.Мусоргского “Картинки с выставки. Прогулка”.

Путевой дневник

Выставку полотен В.Е.Маковского сопровождают картины других мастеров, работавших в конце XIX – первой половине XX столетий. Они объединены темой “Путевой дневник”.

Кондратенко. Крымский пейзаж
Гавриил Павлович Кондратенко. “Крымский пейзаж”. Первая треть XX в. Салон “Антикварные сезоны”.

Представлено несколько пейзажей, написанные разными живописцами во время путешествий.

Василий Павлович Шрейбер. “Сорренто”. 1903 г. Салон “Антикварные сезоны”.

Среди известных имён – А.Боголюбов, С.Жуковский, В.Поленов, З.Серебрякова.
Некоторые полотна весьма необычны для творчества художников. Например, Зинаиду Евгеньевну Серебрякову мы помним как блестящую портретистку, мастера бытового жанра. Мы не очень хорошо знакомы с творчеством Зинаиды Евгеньевны и её пейзажи увидели впервые.

Серебрякова. Вид на Фес. Марокко
З.Серебрякова. “Вид на Фес. Марокко”. 1932. Коллекцiонеръ Клуба.

Обратите внимание, выставка “Путевой дневник” гостит в “Артефакте” только до 15 ноября. Спешите увидеть!

Выставка В.Маковского в галерее “Артефакт. Посетителю на заметку

Адрес галереи “Артефакт” – улица Пречистенка 32/2. “Артефакт” занимает первый этаж жилого кирпичного дома, перед ним стоит памятник В.И.Сурикову.
Ближайшая станция метро – Кропоткинская, пешком до неё 7 минут. До станции Парк Культуры идти дольше – около 20 минут.

Билет на выставку стоит 600 рублей. Для сравнения – на выставку “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт” ГМИИ просит 650 рублей в будний день, а музей Русского импрессионизма по будням доступен за 550 рублей.
Масштаб выставок и в ГМИИ, и в музее Русского импрессионизма гораздо шире и коллекции много богаче…
Мы понимаем все издержки “Артефакта”… Но и нам вдвоём сходить на небольшую экспозицию в галерею – минус 1200 рублей из бюджета. В этот раз скрепя сердце позволили себе, в другой раз – не уверены.

Пожелайте нам увеличения доходов. А мы расскажем о других текущих выставках в Москве.

Выставочный график опубликован в статье “Выставки в Москве в 2024 году”.

Авторские экскурсии по Москве

Приглашаем читателей посетить наши авторские экскурсии в Москве

В деревянный дворец Алексея Михайловича;

В храм Христа Спасителя;

По Новодевичьему кладбищу;

Все темы авторских экскурсий по Москве и контакты.

Предложим авторские аудиотуры по Московскому Кремлю и в Третьяковской галерее. Аудиоэкскурсии продаются вместе с входными билетами.

Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.

***

Билет в Московский Кремль с аудиогидом.

***

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

    • Танюша, спасибо за отзыв! Выставка очень хорошая. У меня этот год прошёл под знаком Маковских – Серпухов, галерея Артефакт, на выставке “Передвижники” тоже много из Маковских.
      Когда иду в Артефакт, всегда тебя вспоминаю. Впервые туда помчалась после твоего рассказа о выставке Саврасова. С тех пор стараюсь не пропускать их показов. Дороговато, конечно…. Но такой мощный энергетический заряд!

  1. Добрый вечер. А выставка “Путевой дневник” отдельно оплачивается от выставки “Владимир Маковский. Диалоги”?

    • Андрей, день добрый! В один билет включены две выставки, больше никаких доплат нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь