Владимир Егорович Маковский – живописец последней трети XIX – начала XX века. Он прославился как замечательный жанрист, писал портреты. Своим первым наставником Владимир Маковский считал Василия Андреевича Тропинина, у которого брал уроки живописи. В МУЖВЗ учителями мастера стали Сергей Зорянко и Евграф Сорокин.
За долгую творческую жизнь, художник прожил 74 года, он написал множество полотен. Его картины хранятся и в главных, и в провинциальных художественных музеях России. Работы Владимира Егоровича есть и в частных коллекциях. В 2023 году мы видели несколько портретов кисти В.Маковского на выставке “Зеркало души” в галерее “Артефакт”. В 2024 году в серпуховском художественном музее представили временную экспозицию, посвящённую творчеству братьев Маковских.
Небольшим собранием картин Владимира Маковского из частных коллекций галерея “Артефакт” на Пречистенке завершает свой выставочный 2024 год и начинает новый 2025-й. Временная экспозиция будет работать до 16 февраля 2025 года.
“Владимир Маковский. Диалоги”. Личные впечатления о выставке
Временные экспозиции – тот формат представления полотен мастера или темы в искусстве, где можно досконально и не спеша изучить представленные работы. Поэтому мы так любим узкоспециализированные выставки.
Небольшое собрание жанровой живописи в галерее “Артефакт” позволило лучше оценить сюжеты полотен и техническое мастерство В.Е.Маковского.
Камерное выставочное пространство и незагруженность “Артефакта” даёт возможность насладиться прекрасной живописью художника.
Развеска картин – приятная особенность выставочного зала галереи “Артефакт”. Полотна находятся на уровне глаз зрителя, рассмотреть их можно с близкого расстояния, поэтому замечаешь малейшие нюансы живописи. Работы, которые мы видели на выставке в Серпухове (варианты картин “Две сестры”, “Не припомню”) в “Артефакте” предстали совсем в другой обстановке. Казалось, что мы стали свидетелями, или даже участниками происходящих на картине сцен.
Художник неоднократно повторял свои наиболее удачные сюжеты. Работу “Не припомню” мы видели в Серпухове. Более ранний вариант композиции 1898 года встретили в “Артефакте”.
В Пушкинском музее хранится версия, написанная незадолго до смерти мастера, в 1919 году.
Мы очень обрадовались “Шурке”, который участвовал в тематическом показе “Зеркало души”.
***
На небольшой экспозиции “Владимир Маковский. Диалоги” показали разные сюжеты и темы. Некоторые из них, как “Не припомню”, “Две сестры” – остросоциальные. Другие дышат семейным уютом, содержат нотку доброй иронии, как “Деспот семьи” и “Симулянт”.
Третьи полны любования детством.
Мы ещё раз убедились и в злободневности тем, которые выбирал Владимир Егорович, и в историческом аспекте его небольших полотен, и в абсолютной законченности, “договорённости” сюжетов.
“Картина – не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё,
а нет – нет картины”, – говорил Владимир Егорович Маковский. Художник всегда следовал своему принципу, поэтому его живопись востребована и через сотню лет.
Выставку назвали “Диалоги”. Наименование очень точное по двум причинам.
1.На выставке встретились работы Маковского “В трактире” и “В харчевне”. Их повесили друг напротив друга и картины как бы перекликаются между собой, рассказывают о разных социальных статусах изображённых людей и, соответственно, о разных чаяниях героев картин.
2.Большинство персонажей жанровых сцен Владимира Маковского словно вступают в диалог друг с другом. Это полотна “За чаем”, “Разговор”, в “Четыре руки”, “У доктора (Симулянт)”, “Не припомню”. Да и героев на этих картинах двое, в точном соответствии со значением слова “диалог” – “разговор двух лиц, беседа двоих”.
3.Название выставки “Владимир Маковский. Диалоги” можно трактовать как диалог художника со зрителем, истории с современностью.
В дополнение к общим впечатлениям, хотелось бы подробнее представить понравившиеся сюжеты.
В четыре руки
Сюжет “В четыре руки”, художник повторил несколько раз. На выставку приехали три варианта – 1880, 1906 и 1908-1911 годов.
Наверное, Владимир Егорович испытывал особую любовь к музицирующей паре. Возможно, сюжет очень нравился заказчикам. Жанровая сцена приближена к семейному портрету, но она много интереснее статично сидящих супругов. В этой незамысловатой композиции читаются и прожитые вместе годы, и воспоминания о юности, влюблённости и совместном музицировании. Заметим, что дамы во всех композициях не нуждаются в нотной записи, они наизусть помнят пьесу.
А кавалеры напрягают зрение, вглядываются в ноты. Наверное, композиция звучит не слишком уверенно, пожилые мужчины вряд ли упражнялись каждый день. Но в семейном дуэте чувствуется слаженность, великодушие дам к ошибкам мужа и желание супруга не осрамиться и соответствовать музыкальным навыкам жены.
Поздние варианты, по всей видимости, написаны в одном и том же интерьере. Во всяком случае, мастер повторил обитые красным плюшем кресла. Умиляют домашние питомцы – в одном случае – белая болонка в кресле, в другом – серо-белый кот.
Позднюю работу привезли на выставку из частной коллекции, а владельцами сюжетов 1889 и 1906 годов является “Собрание Коллекцiонеръ Клуба”.
Владимир Маковский. Дети
С не меньшей теплотой Владимир Егорович Маковский изображал детей. Полотна “Шурка”, “Деспот семьи” и “Не хочет позировать” мы представили выше.
Правдиво и точно мастер показал эпизоды из жизни деревенских детей. Похоже, в “Рыбачках” улов пацанов не велик, но они не слишком расстроены. Ведь есть повод обсудить рыбалку!
Картина “Рыбачки” 1890 года хранится в частном собрании.
В “Купающихся мальчиках” Маковский остановил мгновение. Позы деревенских сорванцов просты и естественны. Жанровую сцену дополняет деревенский пейзаж. Нам так хорошо знакомы перекинутые через речушку деревянные лавы, покосившиеся деревянные избушки вдалеке… Они вносят горькую ноту в беззаботность детства, радость летнего дня и речной забавы сорванцов…
Мы обратили внимание на то, что главными героями жанровых сцен Владимира Маковского становились либо дети, либо старики. Видимо, художник находил вдохновение, изображая начало и конец жизни человека.
Из отснятого на выставке фотоматериала мы смонтировали небольшой ролик. Он озвучен музыкальной композицией М.П.Мусоргского “Картинки с выставки. Прогулка”.
Путевой дневник
Выставку полотен В.Е.Маковского сопровождают картины других мастеров, работавших в конце XIX – первой половине XX столетий. Они объединены темой “Путевой дневник”.
Представлено несколько пейзажей, написанные разными живописцами во время путешествий.
Среди известных имён – А.Боголюбов, С.Жуковский, В.Поленов, З.Серебрякова.
Некоторые полотна весьма необычны для творчества художников. Например, Зинаиду Евгеньевну Серебрякову мы помним как блестящую портретистку, мастера бытового жанра. Мы не очень хорошо знакомы с творчеством Зинаиды Евгеньевны и её пейзажи увидели впервые.
Обратите внимание, выставка “Путевой дневник” гостит в “Артефакте” только до 15 ноября. Спешите увидеть!
Выставка В.Маковского в галерее “Артефакт. Посетителю на заметку
Выставку В.Маковского в галерее “Артефакт” продлили до 16 февраля 2025 года.
Адрес галереи “Артефакт” – улица Пречистенка 32/2. “Артефакт” занимает первый этаж жилого кирпичного дома, перед ним стоит памятник В.И.Сурикову.
Ближайшая станция метро – Кропоткинская, пешком до неё 7 минут. До станции Парк Культуры идти дольше – около 20 минут.
Билет на выставку стоит 600 рублей. Для сравнения – на выставку “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт” ГМИИ просит 650 рублей в будний день, а музей Русского импрессионизма по будням доступен за 550 рублей.
Масштаб выставок и в ГМИИ, и в музее Русского импрессионизма гораздо шире и коллекции много богаче…
Мы понимаем все издержки “Артефакта”… Но и нам вдвоём сходить на небольшую экспозицию в галерею – минус 1200 рублей из бюджета. В этот раз скрепя сердце позволили себе, в другой раз – не уверены.
Пожелайте нам увеличения доходов. А мы расскажем о других текущих выставках в Москве.
Выставочный график опубликован в статье “Выставки в Москве в 2024 году”.
Авторские экскурсии по Москве
Приглашаем читателей посетить наши авторские экскурсии в Москве
В деревянный дворец Алексея Михайловича;
Все темы авторских экскурсий по Москве и контакты.
Предложим авторские аудиотуры по Московскому Кремлю и в Третьяковской галерее. Аудиоэкскурсии продаются вместе с входными билетами.
Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.
***
Билет в Московский Кремль с аудиогидом.
***
Спасибо, Таня! Нужно поспешить!
Танюша, спасибо за отзыв! Выставка очень хорошая. У меня этот год прошёл под знаком Маковских – Серпухов, галерея Артефакт, на выставке “Передвижники” тоже много из Маковских.
Когда иду в Артефакт, всегда тебя вспоминаю. Впервые туда помчалась после твоего рассказа о выставке Саврасова. С тех пор стараюсь не пропускать их показов. Дороговато, конечно…. Но такой мощный энергетический заряд!
Добрый вечер. А выставка “Путевой дневник” отдельно оплачивается от выставки “Владимир Маковский. Диалоги”?
Андрей, день добрый! В один билет включены две выставки, больше никаких доплат нет.