Арсений Тверской
Христорождественский монастырь в Твери известен с конца XIV века. Его основал Арсений Тверской. Он принял постриг в Киеве, а в 1390 году оказался в Твери в свите митрополита Киприана. Владыка прибыл в город на вселенский собор, дабы примирить князя Михаила Александровича и епископа Евфимия. Примирение не удалось, тверского епископа отправили в Москву, а князь неожиданно позвал в тверские пастыри никому не ведомого архидьякона. Арсений был против: он увидел в Твери вражду и смуту и понимал, что князь хочет вершить не только государственные, но и церковные дела. Однако мудрость и доброта Арсения привели к его всеобщему почитанию.
Сам епископ тяготился мирскими делами – по натуре он был пустынником. В 1394 году Арсений удалился в Жёлтиков лес, где и основал пустынь. Спустя 15 лет Арсений преставился, а в конце XV века обрели его мощи. Жёлтиков монастырь разрушили в ходе последней войны, мощи пропали, но Арсения по сей день почитают покровителем Твери.
Христорождественский монастырь в Твери. История обители
Женский монастырь на берегу реки Тьмаки изначально был полностью деревянным. О первых веках его истории известно немного. Тем не менее, государи Московские знали об обители. Об этом свидетельствуют жалованные грамоты Василия III и его сына царя Ивана Грозного. В Смутное время поляки, казаки и русские “воровские люди” разграбили монастырь. Храм и кельи сожгли, а монахинь разогнали или перебили. Однако по окончании Смуты в 1613 году уцелевшая игуменья Аполлинария и пятеро сестёр вернулись на пепелище и возобновили монастырь.
В 1694 году девица Евдокия Ростопчина приняла в монастыре постриг под именем Елены. Родители Елены (Евдокии) передали ей образ Тихвинской иконы Богородицы как своё и дедово благословение. Дед служил в Посольском приказе и однажды привёз из-за границы икону, а откуда – не сказал. В Христорождественском монастыре к иконе началось паломничество. Истово верующие богомольцы даже видели прекрасную деву в строгих одеждах, шедшую рядом с ними.
В 1739 году Тихвинскую икону перенесли в кафедральный Спасо-Преображенский собор.
В Большом пожаре 1763 года икона чудом уцелела, но в обгоревшем соборе оставить её было невместно. Тогда Тихвинскую икону вернули в Христорождественский монастырь.
Архитектурный ансамбль Христорождественского монастыря
Первый каменный храм в монастыре возвели вскоре после пожара в 1765 году.
На рубеже XVIII-XIX столетий вокруг монастыря построили каменную ограду.
Графиня Анна Ивановна Чернышева и Агафоклея Александровна Полторацкая пожертвовали средства на новый каменный собор. Новое здание начали строить в 1810 году, однако три года спустя недостроенный храм неожиданно обрушился. Его заново возвёл Карл Иванович Росси в 1820 году. Квадратный в плане собор венчают пять куполов на световых барабанах. С трёх сторон храм украшен четырёхколонными портиками дорического ордера.
Скромный пилястровый портик отмечает алтарную часть собора.
К западу от собора находится надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа. К ней примыкают настоятельские покои и трапезная. Их построили в 1801-1805 годах вероятно по проекту Николая Александровича Львова.
В арке ворот находится могила игуменьи Апполинарии. Хотелось бы сказать, что это настоятельница XVII века, возобновившая монастырь, но это неправда. Игумений с таким именем было как минимум две. Во вратах покоится настоятельница рубежа XVIII-XIX веков.
Воскресенский собор
Классицистический ансамбль монастыря возводили замечательные зодчие Н.А.Львов и К.И.Росси. Однако наиболее выразительный храм в ансамбле появился в начале ХХ века. Это прекрасный образец церковного модерна. Его построил инженер Николай Петрович Омелюстый. Он также возвёл старообрядческий Покровский собор в Боровске и церковь Покрова в Замоскворечье.
Воскресенский собор построили к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. На освящении присутствовал не только архиепископ, но и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Собор выглядит массивным и надёжным. Это достигается за счёт наклона стен внутрь. Впечатлению способствуют контрфорсы и конусовидный барабан центрального купола.
Трапециевидные окна,
арочные пояски и имитация поребрика на карнизах создают удивительный образ древней и одновременно вечно юной Руси.
Если внешне собор приземистый, то внутри он неожиданно лёгкий и воздушный. Железобетонный купол и широкие окна создают эффект парящей белой полусферы.
Расписать храм не успели, хотя фрески в духе Васнецова или Нестерова были бы здесь очень к месту.
Трёхъярусный иконостас современный. Его восстановили после 1999 года.
Воскресенский собор считается кафедральным собором Тверской епархии. В нём хранится рака с мощами святого князя Михаила Александровича Тверского. Оказывается, при взрыве тверского Спасо-Преображенского собора в 1935 году частица мощей всё же уцелела.
Христорождественский монастырь в Твери. Детали
Рядом с Воскресенским собором в 1913 году построили часовню. В 2006 году на её месте возвели маленькую церковь Царственных страстотерпцев, стилизованную в духе Воскресенского собора. Авторы церкви – современные архитекторы Жоголев и Курочкин.
В январе 2021 года у стены собора мы увидели интересное снежное панно “Крещение”. К сожалению, оно подтаяло из-за оттепели. Тем не менее, сюжет остался вполне узнаваемым. Такую снежную скульптуру мы увидели впервые.
Впечатления от Христорождественского монастыря оказались более чем положительными. В Воскресенском соборе разрешается фотографировать. Скорее всего можно снимать и в Христорождественском соборе, но его интерьеры оказались не слишком интересными. В советское время там был спортзал, росписи замазали, иконостас сломали. Сейчас их начали реставрировать, но до первоначального облика ещё далеко.
О Твери
Твери мы посвятили несколько статей. Подробно рассказали о Морозовском городке. Кратко перечислили достопримечательности Твери и обозначили их на карте. Скрупулёзно проанализировали экскурсии по Твери. Предлагаем подборку самых интересных туров по городу, который называют “Петербурга уголок”. 😉
“Исследовать Тверь на прогулке-квесте”.