Полотна А.Самохвалова, К.Редько и С.Никритина в коллекции ГТГ

0
159
Самохвалов. Метростроевка
А.Самохвалов. "Метростроевка"

Александр Самохвалов и другие мастера в коллекции ГТГ. Продолжение. Предыдущая статья посвящена полотнам Штеренберга, Пименова и Вильямса.

Александр Самохвалов

В произведениях советских художников женские образы часто приобретали монументальные “мужские” формы. Вспомните Пименова “На стройке новых цехов”. Зачастую художники лишали фигуры женщин эротизма, который считался проявлением буржуазной культуры и означал зависимость от власти мужчин. Соцреализм предлагал создание нового образа освобожденной женщины.

В серии спортсменок и работниц Александр Самохвалов находит меру социального и чувственного восприятия женских образов.

В серии акварелей 1934 года, посвящённых девушкам московского метростроя, Самохвалов вдохновлялся фресками Микеланджело. Мастер создал серию картин по натурным наброскам. Девушки художнику не позировали. Они даже не знали, что Самохвалов наблюдает за ними. Поэтому новые героини показаны в резких ракурсах и наделены мощной динамикой.
Разгорячённые, в широких мужских штанах, эти “советские Сивиллы” не зная усталости, всецело отдавали себя труду. Образ «Метростроевки» очень выразителен. Самохвалов хорошо прописал фигуру.

Самохвалов. Метростроевка
А.Самохвалов. “Метростроевка”

Он нашёл прекрасную натуру. Даже мысленно можно представить ее обнаженной. Но при этом вы отчетливо видите тот жуткий труд, который выпал на долю добровольцев, которые отправились строить московский метрополитен.

Александр Самохвалов стал певцом новой советской женщины. Одна из самых его известных полотен называется «Девушка в футболке».
Лаконичная и недорогая футболка в полоску выступает символом современности. А лицо у девушки чисто русское. В модели привлекает стремительный разворот тела, выражение лица. Её взгляд уверенный, готовый к действиям. В тоже время в выражении лица чувствуется спокойствие и гармония.

А.Самохвалов. Девушка в футболке
А.Самохвалов, “Девушка в футболке”. Из коллекции ГТГ.

Самохвалов стремился запечатлеть идеальный женский образ. Он стремился выразить смелость, открытость новому, готовность к труду и подвигу. Портрет получился замечательный, с прекрасным сочетанием лиричности и героизма.

В 1930-е годы к Самохвалову пришло широкое признание. Несколько его работ вошли в советскую экспозицию на Венецианской бьеннале 1934 года. “Девушка в футболке” получила золотую медаль. Полотно стало символом СССР. Ее даже называли «советской Джокондой» – настолько популярной стала картина.

Константин Редько. “Восстание”

Картина Константина Редько “Восстание” поступила в собрание музея из коллекции Георгия Костаки. Костаки работал в посольстве Греции шофёром и собирал советскую живопись ХХ века. Перед эмиграцией Костаки пришлось расстаться со многими картинами, иначе его не выпускали из Союза. “Восстание” он приобрёл у вдовы художника после смерти Редько. На обороте картины есть надпись:

“Картина века, самое великое произведение революционной России. Георгий Костаки. Москва. 14 апреля 77 года”.

К.Редько. Восстание
К.Редько. “Восстание”. Из коллекции Г.Костаки. Хранится в ГТГ.

В историю советской живописи картина “Восстание вошла как один из первых опытов исторической картины на революционную тему. Это единственная в своём роде “пролетарская икона”.

Первые навыки мастерства Константин Редько получил в иконописной школе Киево-Печерской лавры. В 1910-1914 годах он посещал мастерскую Николая Рериха. В 1920-м году вместе со своим другом Соломоном Никритиным Редько бежал из Киева. По приезде в Харьков молодые художники познакомились с Анатолием Луначарским. Тот оценил их работы и откомандировал во Вхутемас. Там Редько посещал класс Василия Кандинского и слушал лекции Казимира Малевича.

“Восстание”

“Восстание” Константин Редько завершил в 1925 году, работа над полотном продолжалась два года.
Композиция “Восстания” в целом отсылает к традиционной православной иконографии “Спаса в силах”. Здесь сказался его опыт, приобретённый в иконописной мастерской. В центре красного ромба изображён Ленин как вдохновитель и творец мировой революции. Его окружают последователи – члены советского правительства. По масштабу они значительно меньше Ульянова. Любопытно, что картина отражает расстановку сил в партийной иерархии. Иосиф Сталин – пока что один из многих.
Красный ромб обрамляют фигуры революционных солдат и музыкантов. Они расходятся к четырём углам картины, выходя за её пределы.

Над головой Ленина представлен завод. Это символ будущего технического прогресса. Выше виднеется серое пятно. Оно явно скрывает некий первоначальный образ. К счастью, в архивах художника сохранились фотографии эскизов “Восстания”. По ним и обнаружили, что в картине предполагался ещё один символический небесный атрибут – самолёт, развёрнутый наподобие креста. Таким образом, Редько намеревался буквально перекодировать мотивы христианской иконы и ввести их в своё полотно. Но во окончательном варианте “Восстания” он отказался от столь явного посыла к иконографическим образам.

Соломон Никритин “Суд народа”

“Суд народа” Никритин изобразил просто, честно, аккуратно, почти лично.

Никритин. Суд народа
С.Никритин. “Суд народа”

Картину Никритин создал в 1934 году. В 34-м убили Кирова. Это событие послужило началом партийных чисток и процессов над “вредителями”. А три года спустя грянул большой террор. Создавалась “тройки” НКВД по радикальному репрессированию «врагов народа». И хотя до событий 1937-1938 года оставалось ещё три года, на картине Никритина явно читается подобная “тройка”.

На полотне изображён накрытый красной скатертью стол. К нему ведёт помост со ступеньками. За столом восседают пятеро. Трое в центре и двое у торцов стола.
Взгляд центрального героя направлен прямо на зрителя. Персонажи справа и слева от человека в центре смотрят вправо, их головы повёрнуты в одну сторону. Сидящий у торца слева развернул голову и смотрит назад. Герой справа у торца повернул взгляд на зрителя. Такие разные направления взглядов не соответствуют задачам “судей”. Ведь они призваны вершить справедливый суд над “врагами правого дела”. Но у нас создаётся впечатление, что каждый из них занят своими мыслями и решает свои собственные задачи.

***

Никритин НЕ прописал лица героев. В них нет индивидуальных различий. Они какие-то безличные. Если представить, что вы находитесь в роли подсудимого и стоите перед этими судьями, вас наверняка охватит ужас перед этой совершенно обезличенной, бездушной машиной власти, которая вершит человеческие судьбы.

Единственный персонаж, у которого угадывается индивидуальные черты лица сидит слева. Но он срезан краем картины.

Лаконизм деталей в картине заставляет каждую из них играть особую роль. Тетрадь перед центральным персонажем воспринимается как Книга судеб. Не в ней ли эти истуканы выбирают имена из книги – кого казнить, а кого миловать?

И ещё одна деталь. Обратите внимание на край стола. Там стоит стакан и прозрачный графин с водой. На репродукциях этих предметов почти не видно. Никритин подвинул их к самому краю, они вот-вот упадут и разобьются вдребезги. Здесь явный посыл к уязвимости и хрупкости человеческих жизней, которыми распоряжаются персонажи картины.
Трагизм происходящего подчёркнут мрачным колоритом “Суда народа”.

Картину Соломона Никритина можно считать гениальным прозрением и предупреждением людей об ужасах грядущих событий. Увы, оно не было услышано. «Суд народа» так никто из широкой публики и не увидел. Она хранилась в семье мастера. В ГТГ картина перешла из собрания Г.Костаки, который купил её в конце 1960-х годов у вдовы художника.

Продолжение в очерке о картинах П.Кузнецова, К.Истомина, С.Лучишкина.

По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников:
nikonova-alina.livejournal.com/435402.html
opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aleksandra-samoxvalova-devushka-v-futbolke/
Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь