Реймс. Аббатство Сен-Реми
– Бароны, которые должны были доставить мирницу из аббатства Сен-Реми, уже возвратились? – спросил Филипп.
– Да, сир, они в соборе вместе с духовенством.
– Тогда закрывайте городские ворота.
Примерно такой диалог происходил в Реймсе в 1317 году перед коронацией Филиппа V Длинного. Нет-нет, я не присутствовала при нем лично, подобно Воланду, присутствовавшему при разговоре Пилата с Иешуа. Он описан, хоть и не совсем теми же словами, в книге Мориса Дрюона «Негоже лилиям прясть», которую я много цитировала в очерке «Коронации в Реймском соборе». Впрочем, что-то мне подсказывает, что и Дрюон при нем не присутствовал.
Однако известно, что перед каждой коронацией в Реймский собор для обряда миропомазания привозили священный сосуд, или Святую Стеклянницу, обычно хранившуюся в вышеназванном, знаменитом и почитаемом, бенедиктинском аббатстве.
А на другой день после церемонии вновь коронованные суверены непременно посещали аббатство. Людовик XI пожаловал ему статус королевского.
Расстояние между ним и городом в Средние века можно было считать более чем почтительным, аббатство находилось тогда за городскими стенами. Появилось оно в VIII веке на месте захоронения духовного покровителя франков Святого Реми (Ремигия), хотя уже в VI здесь сформировалась религиозная община, ухаживавшая за его могилой. Вскоре вокруг образовался самостоятельный городок, превратившийся впоследствии в квартал Реймса, который так и называется аббатство Сен-Реми.
Новые городские стены охватывали уже и аббатство, однако жители квартала сохраняли определенную независимость. В 1825 году, во время последней реймской коронации – Карла X – на которую так и не попали герои оперы Россини «Путешествие в Реймс», в город приехал приятель композитора – Виктор Гюго. Он посетил и этот живописный квартал. Здесь он встретил красивую цыганку по имени Эсмеральда, а также Альбера Никара по кличке Квазимодо – горбатого звонаря церкви Сен-Реми.
Что за этим последовало, нетрудно догадаться.
Тогда же в аббатстве квартировали королевские телохранители. Еще раньше, с 1793 по 1816 год в нем размещалась больница. Новая больница, вернее старая Отель Дьё, перенесенная из центра Реймса, находилась здесь с 1837 по 1902 год.
От старого городка сохранились и развалины церкви Сен-Жюльен (св. Юлиана) XII века – она была разрушена во время Французской революции. Перед тем, что от нее осталось, возвышается памятник франкскому королю Хлодвигу и святому Реми, епископу и просвещенному политическому деятелю, крестившему его в 498 году на месте нынешнего Реймского собора.
Надпись на постаменте гласит, что памятник воздвигнут в честь 1500-й годовщины этого величайшего события: обращение Хлодвига в христианство окончательно определило религиозный путь не только Франции, но и большой части Средиземноморья.
Согласно легенде, именно в момент крещения сам Дух Святой в виде голубя вручил епископу знаменитый сосуд с миром.
Святому Реми посвящена и монастырская церковь, с XIX века носящая почетный титул базилики, а с 1991 года входящая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Базилика является самым крупным и одним из самых красивых романских сооружений северной Франции.
Церковь была задумана в начале XI века одним из аббатов как колоссальное здание, однако следующий аббат, преемник инициатора, пересмотрел проект в сторону уменьшения. Строительство началось в 1007 году, в 1049 храм был освящен папой Львом IX, а после 1162 очередной аббат добавил к нему западный фасад в стиле ранней готики.
После разрушений, случившихся в Первую мировую войну, базилика была восстановлена в своем средневековом виде.
Войти в нее можно через богатый резной портал, расположенный с южной стороны.
Южный фасад был возведен архиепископом Робером де Ленонкуром в конце XV – начале XVI веков.
А входят в храм очень и очень многие: это место паломничества – верующие приезжают отовсюду, чтобы поклониться мощам святого епископа, которого во Франции называют галльским апостолом. Внутри, прямо напротив входа, находится портик, через который можно попасть к его захоронению.
Справа от портика – красная табличка в золоченой раме: «Здесь покоится Святой Реми, который в 498 году крестил короля франков Хлодвига. Часовня Святых Даров.»
В часовне за портиком, за кружевными воротцами
хранится ковчег с мощами. Вся конструкция относится к XIX веку. Она украшена фигурами святых,
включая и самого Реми.
Поклониться реликвии приезжал, в числе прочих, папа Иоанн Павел II, о чем свидетельствует табличка.
Весь интерьер церкви, величественный и по-бенедиктински строгий, отвечает ее назначению как места сбора тысяч паломников.
Стены главного нефа состоят из пяти ярусов: большие полукруглые аркады, трибуны, трифорий (узкая невысокая декоративная галерея в толще стены из строенных арочных проемов), высокие окна и окулусы (маленькие круглые окошки-глазкИ).
Окна заполнены витражами, яркость которых контрастирует с темнотой помещения.
Среди них есть как старинные, так и современные, работы Шарля Марка.
В боковых нефах впечатляют более низкие мощные колонны и своды.
Дошедшие до наших дней здания самого аббатства датируются XVII — XVIII веками и тоже входят в наследие ЮНЕСКО. С 1984 года в них размещается Музей истории и археологии, знакомящий с городом и окрестностями с доисторических времен до эпохи Возрождения.
Музеем аббатства Сен-Реми служит и это – великолепное, с фасадом в стиле Людовика XVI и курдонёром.
Внутри можно увидеть парадную лестницу 1778 года и клуатр – произведение Жана Бонома, строителя Реймской ратуши, которую я упоминала в очерке «Путешествие в Реймс». Музей также включает средневековую приемную, Большой зал Шпалер начала XVI века со сценами жизни святого Реми, три малых зала, посвященных истории аббатства и окружающего его квартала, зал старинного оружия XVI-XIX веков и готический зал. В последнем представлены фрагменты несохранившихся построек Реймса, например, знаменитого «Дома музыкантов» XIII века.
Есть на территории аббатства Сен-Реми и еще один объект, особенно милый русскому сердцу.
На обелиске с двуглавым орлом и русским православным крестом можно прочитать на французском и на нашем родном языке: “В память о солдатах и офицерах русской армии, погибших во Франции в ходе битвы за Реймс в 1814 году”.