Тимпан церкви в Конке

0
223
Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке считается «одним из фундаментальных произведений романской скульптуры по его художественным качествам, оригинальности и размерам». Он представляет историю Второго пришествия Христа, Спасения и Страшного суда согласно Евангелию от Матфея. Мастер из Конка использовал 24 блока из местного жёлтого известняка. Он сложил их вместе, изваял 29 сцен, расположенных в трёх регистрах. Эти сцены включают 124 персонажа. Резьба сохранила следы древней полихромии.
Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке. Три регистра

Три регистра соответствуют вертикальной структуре времени (прошлому, настоящему и будущему) и пространства (трём царствам: небесному, земному и подземному). Нижний регистр представляет прошлое и подземные царства. Слева (то есть одесную Христа) в подземном мире помещаются праотцы, ожидающие Страшного суда.Тимпан церкви в Конке

В правой части тимпана, то есть ошую, фигуры Христа вырезаны сцены ада с Сатаной, демонами и мучениями грешников.Средний уровень представляет настоящее время. Слева от Христа изображено шествие праведников, а справа – грешники, ещё не претерпевшие своего суда.
Верхний регистр соответствует Небесам, вневременным,, вечным, где Царствию Божьему не будет конца.
На архивольте – арке, венчающей тимпан – видны любопытные изваяния четырёх ангелов, свивающих небо.Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке. Нижний регистр. Рай

Нижний регистр делится на две части. Слева в соответствии с христианской традицией изображён рай во главе с Авраамом. Его фигура видна в центре, он положил руки на плечи двум праведникам. Возможно, они символизируют невинных младенцев, убитых по приказу царя Ирода. В руках два праведника держат скипетры или цветки на коротких стеблях.
По правую руку от Авраама (то есть слева) идут мученики, узнаваемые по их атрубутам, затем жёны-мироносицы, несущие чаши с миром и разумные девы с их светильниками и открытой книгой.
По левую руку (справа) от Авраама шествуют пророки, несущие свитки, затем апостолы с кодексами, то есть древними рукописями в виде тетрадей.
Преддверие рая символизируют врата горнего града Иерусалима и ангел, приглашающий избранных. Ещё  один ангел тянет избранного за руку, как будто он только что отнял его у сатаны.

Четыре ангела видны в верхней части регистра левее Спаса Вседержителя. Трое из них в день Страшного суда открывают могилы усопших. Четвёртый – сам Архангел Михаил – противостоит демону, защищая весы, что взвешивают людские души. В этой сцене демон пытается жульничать, надавливая на чашу весов, но терпит неудачу.Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке. Нижний регистр. Ад

В преддверии ада лохматый толстый демон размахивает пестом, заталкивая грешника в пасть Левиафана, откуда торчат ноги ещё одного проклятого. (Левиафан изображён в виде собачьей головы с открытой пастью. На нижнем снимке – в нижнем регистре, вторая сцена слева).

В аду, возглавляемым сатаной, грешников наказывают за семь смертных грехов: Гордыня представлена в виде рыцаря в доспехах, сброшенного с коня. Правее гордыни видна похоть или прелюбодеяние. Это женщина с обнажённой грудью, связанная за шею со своим любовником. Лень – это человек под сатаной, чьи ноги лижет жаба. Правее видна алчность в виде повешенного с мешком золота на шее. Демон тянет верёвку на виселице. Ниже изображено злословие в виде грешника, сидящего в огне. Демон вырывает у него язык. Крайнее справа – это чревоугодие в виде грешника с выпирающим животом. Демоны бросают его в кипящий котёл. Женщина на плечах у мужчины может означать отказ от супружеской власти.

Рядом с демоном, жульничающим с весами (сцена под ногами Христа), видна душа, проваливающаяся во врата ада. Над пастью Левиафана изображён впавший в уныние (или гневающийся), бьющий себя кинжалом в горло. Справа демон крюком вырывает язык у артиста (трубадура, жонглёра или фокусника), держащего в руке цитру. На спине трубадура вытянулся ещё один демон, кусающий его за шею. Наконец справа вверху два дьявола жарят грешника на костре. У одного из демонов голова зайца, озачающая, что этот проклятый – браконьер.

Тимпан церкви в Конке. Средний регистр

Спас в Силах или Христос во Славе восседает на троне в центре среднего регистра. Фигура Христа на троне находится в мандорле, усыпанной звёздами. Мандо́рла  (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери.Тимпан церкви в Конке Мандорлу поддерживают два ангела со свечами в руках. Вверху ещё два ангела держат латинский текст, поясняющий изображение: процессию избранных, направляющихся ко Христу. Можно легко узнать Деву Марию и святого Петра с нимбами над головой. За ними возможно следуют персонажи, сыгравшие важную роль в истории аббатства: основатель Дадон в виде отшельника, аббат (Одолрик или Бегон) держащий за руку короля. Король – это Шарлемань, легендарный благотворитель аббатства о чём напоминают два клирика, следующие за ним. Они несут дары: диптих и раку.

Ниже в углу свята Фоя простёрлась ниц перед божественной дланью в ореоле святости. Она представляет свою церковь (левее), которую символизируют аркада, алтарь, трон святой и висящие цепи. Святая Фоя известна, как покровительница и узорешительница пленников. Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке. Ангельское воинство

Ангельское воинство со всех сторон окружает Христа: четверо находятся по углам в центре, ещё четверо несут стражу справа между Христом и адом. Последняя четвёрка нависает над процессией праведников.Тимпан церкви в Конке Отряд справа состоит из двух ангелов-прислужников, обращённых ко Христу. Нижний несёт кадило, верхний держит раскрытую “книгу жизни”. Латинская надпись, SIGNATUR LIBER VITE вырезанная на книге, означает “книга жизни запечатана”.
Ещё два ангела-воина обращены в сторону грешников. У нижнего в руках копьё с хоругвью, верхний держит меч и щит. Надпись на щите гласит: EXIBUNT ANGELI ET SEPARA[BUNT MALOS DE MEDIO IUSTORUM] ангелы выходят чтобы отделить злых от праведных. Грешники пытаются бежать из ада, а ангелы-рыцари отталкивают их. Последнее войско держит в руках скрижали с письменами.Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке. Грешники

Среди проклятых видны скверные монахи. Один из них с верёвкой на шее, против своей воли держит сумку. Это символ симонии, т.е. торговли церковными должностями, таинствами, священными реликвиями. В широком смысле – продажа благодати Духа Святого. Грешник, держащий в руке книгу, символизирует ересь и еретиков. Справа демон схватил за бороду фальшивомонетчика. Тот держит в руке штамп, а рядом стоят наковальня и чаша, наполненная монетами.

Внизу демоны, вооружённые копьём, булавой, арбалетом, мечом и киркой, нападают на грешников. Справа демоны подвесили за ноги пьяницу или обжору (скрягу). Он извергает содержимое желудка на блюдо.Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке. Верхний регистр

В середине верхнего регистра господствует крест. Вверху вертикального бруса вызывает в памяти титул, начертанный на латыни Понтием Пилатом – SREXIDEORUM – “Сие Царь Иудейский”. Горизонтальная поперечина содержит надписи в двух строках: верхняя предназначена для обозначения двух небесных тел SOL (солнце) и LUNA (луна) и двух инструментов Страстей Господних: LANCEA (копиё) и CLAVI (гвоздь). Их несут в руках два ангела. В нижней строке начертана надпись из Евангелиста Матфея OC SIGNUM CRUCIS ERIT IN CELOCUM , гласящая о Втором пришествии Христа. По обеим сторонам от креста находятся изваяния ангелов, трубящих в рога, распростёрших крылья и согнувших ноги на манер свастики.Тимпан церкви в Конке

Тимпан церкви в Конке. Письмена

На горизонтальных карнизах, разделяющих регистры, начертаны многочисленные надписи на латыни, поясняющие сцены на тимпане. Эти письмена доказывают, что мастер, изваявший сцены Страшного Суда сам был грамотным и трудился для грамотных людей. Вот некоторые из этих надписей. Пояснение над процессией праведников во главе с Девой Марией и апостолом Петром гласит: SANCTORVM CETVS STAT XPISTO IVDICE LETVS  (Собрание святых в радости предстаёт перед Христом-судиёй). Ниже начертано: GLORIA PAX REQVIES PERPETVVSQVE DIES (Слава, мир, отдохновение и вечный свет). В правой части тимпана говорится о судьбе проклятых: PENIS INVSTI CRVCIANTVR IN IGNIBVS VSTI (Нечестивцы пребывают в муке мученической, горят в пламени). Перечисляются грешники, осуждённые на геену огненную: FVRES MENDACES FALSI CVPIDIQVE RAPACES (воры, лжецы, обманщики, корыстолюбцы и грабители).Тимпан церкви в КонкеДля интересующихся средневековым искусством Конк заслуживает посещения ради одного тимпана, не говоря уж о самой церкви, раке Святой Фои и удивительной атмосфере тысячелетней паломнической деревушки.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь