
Савва Иванович Мамонтов был крупным промышленником и знатоком искусства, меценатом в лучшем понимании этого слова. Он содержал частную оперу. В своём имении Абрамцево Мамонтов организовал художественные мастерские. Там творили молодые гении своего времени. В их числе был и Михаил Андреевич Врубель.
Врубеля представили Мамонтову в 1889-м году. Меценат взял художника под своё крыло на целых 10 лет. Вскоре мастер переехал в московский дом Мамонтова. Именно в доме мецената М.А.Врубель написал знаменитое полотно «Демон сидящий».
М.А.Врубель стал деятельным членом кружка художников в Абрамцево. Менее удачливые коллеги довольно резко отзывались о таких счастливчиках:
Примамонтились, воротнички накрахмалили…
В Абрамцево Врубель увлёкся керамикой. В имении Мамонтова была гончарная мастерская, имения Мамонтова мастер экспериментировал с майоликой. Одновременно он оформлял спектакли в Русской частной опере С.И.Мамонтова.
Вскоре у Врубеля появились заказы, жизнь стала налаженной и благополучной. Кроме того, Савва Иванович защищал Врубеля от всех нападок публики и критики. Ведь манера живописца не всем была понятна не всем.
Портрет патрона Врубель написал в 1897 году незадолго до финансового краха Мамонтова. Промышленника несправедливо обвинили в растратах и в конце концов оправдали. Но Савва Иванович уже не смог вновь собрать капитал и подняться на ноги.
***
В портрете Мамонтова художник воплощает тему величия и трагизма духа. В картине Врубель использует методы парадных портретов. Линия горизонта опущена, зритель смотрит на фигуру как бы снизу вверх. Мастер триумфально вознес “русского Медичи”, как мецената называли в своё время. Основной цвет картины – чёрный. Он звучит в полотне подобно реквиему. Повсюду таятся зловещие тени. Белый пластрон манишки напоминает мраморную стелу.

Художник сочетает представительную фигуру и неудобную позу модели. Кажется, что Савва Иванович словно вдавлен в спинку кресла. Этим достигается острый драматизм полотна.
Выражение лица конвульсивное, словно героя обуял ужас перед вторжением иррациональных сил.

Композиция вертикальная, торжественная. Она замыкается сверху скульптурой плакальщицы испанского скульптора Мариано Бенльюре, что придает образу мемориальное звучание.
В работе проявился дар провидения Врубеля, который передает в портрете таинственное знание о близком трагическом переломе в жизни Мамонтова.
Савве Ивановичу понравилась работа Врубеля. Из своего дома на Садовой-Спасской улице Москвы Мамонтов перевез его в свою усадьбу в Бутырках. Туда же из Абрамцево промышленник переместил керамическую мастерскую.

Врубель также был доволен картиной. В письме к супруге Надежде Забеле-Врубель художник делился впечатлением от портрета:
«Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила лепки и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано более, чем правдиво, – красиво и звучно».
Это полотно одним из значительных произведений русского символизма.
Портрет кисти Врубеля хранится в Третьяковской галерее. Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье
“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.
Лучше приобрести билет в музей вместе с аудиогидом.
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.
О качестве записи и текста вы можете судить по небольшому видео-рассказу о полотне М.А.Врубеля “Шестикрылый серафим”.
В абрамцевских мастерских Саввы Ивановича Мамонтова Михаил Врубель работал с глиной, создавал майлоиковые скульптуры, панно и свой знаменитый камин “Микула Селянинович и Вольга”. О майоликовых работах мастера мы поведали в отдельной публикации.