“Подруги” – выставка к 130-летию В.Степановой

4
1570
Выставка Подруги.
Выставка Подруги.

Варвара Фёдоровна Степанова – самая младшая по возрасту среди шести известных русских авангардисток. Она родилась в 1894 году. К юбилею художницы музей изобразительных искусств им.Пушкина подготовил выставку под названием “Подруги”. На ней произведения В.Степановой перемежаются работами её коллег, соратниц, единомышленниц и подруг – Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер.
Выставка проходит в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков до 20 октября 2024 года.
В этой заметке представили несколько работ выставки и снабдили их  любопытными фактами, которые мы узнали из информационных стендов музея, подготовленных кураторами.

Выставка “Подруги”. Предисловие

В первом зале посетители знакомятся с концепцией и героинями выставки. На четырёх стендах опубликованы краткие биографии В.Ф.Степановой, О.В.Розановой. Л.С.Поповой, А.А.Экстер.
К вступительному залу очень подходит работа Варвары Фёдоровны “Шесть фигур”. Это абстрактные мужские и женские фигуры. Но в группе людей можно увидеть не только авангардное сочетание геометрических форм, но и сплочённость, близость, что отвечает духу выставки.

В.Степанова. Шесть фигур
В.Степанова. Шесть фигур. 1919. ГМИИ.

Живопись. Цветопись. Конструктивизм. Выставка 5 х 5 = 25

На выставке “Подруги” живописные работы показали лишь в одном зале, кроме вводного, где представили автопортрет В.Степановой.
В конце 10-х – начале 20-х годах авангардистки экспериметировали с цветом. Термин “цветопись” ассоциируется с именем Ольги Розановой.

О.Розанова. Беспредметная композиция . Цветопись
О.Розанова. Беспредметная композиция . Цветопись. 1916-1918. Ульяновский обл. худ.музей.

Творчество Александры Экстер в начале 20-х годов было направлено на исследование цветовых плоскостей и их взаимодействие. Свои работы она так и называла – “Композиция цветовых плоскостей”.

А.Экстер. Композиция цветовых плоскостей.Выставка Подруги
А.Экстер. Композиция цветовых плоскостей. 1921. Саратовский музей им.А.Радищева. Выставка Подруги.

Любовь Попова шла своим путём. Художницу интересовал не столько цвет, сколько пространство.

Л.Попова. Пространственно-силовой построение
Л.Попова. Пространственно-силовой построение. 1921. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых.

Выставку сопровождают лаконичные цитаты – высказывания о художницах. “Попова сообщила, что доверяет только мне и Родченке” – написано на стене под работами Л.С.Поповой.

На выставке Подруги. Любовь Попова.
На выставке “Подруги”. Работы Любови Поповой.

В этом зале посетители знакомятся со знаменитой серией Варвары Степановой под названием “Фигуры”. Из простых геометрических форм авангардистка составляла человеческие фигуры и придавала своим человечкам различные позы. Например, “Мужик”.

В.Степанова. Фигура. Мужик
В.Степанова. Фигура. Мужик. 1921 г. ГМИИ.

Живописная композиция женщины и мужчины 1921 года называется “Две фигуры”. Я бы назвала её “Танец”. Эта обращённая друг к другу пара движется!

В.Степанова. Две фигуры. 1920
В.Степанова. Две фигуры. 1920. ГМИИ.

Коллекция “Фигур” В.Степановой из фондов ГМИИ даёт представление об их разнообразии.

Фигуры В.Степановой. Выставка Подруги.
Фигуры В.Степановой. Выставка Подруги.
Фигура. 1919
Фигура. 1919. ГМИИ.

В этом же зале упомянули выставку 5х5=25, которая прошла в осенью 1921 года в Москве. В выставке принимали участие только пять художников:

  • Александр Веснин;
  • Любовь Попова;
  • Александр Родченко;
  • Варвара Степанова;
  • Александра Экстер.

Каждый из них представил по пять работ (всего 25) и вручную изготовил по пять авторских экземпляров каталога выставки. Несколько экземпляров каталогов представили в витрине музея.

Выставка “Подруги”. Театр

Следующий зал посвящён театральным работам Л.Поповой и В.Степановой. Обе художницы работали в театре Всеволода Мейерхольда. Любовь Сергеевна оформляла спектакль “Великодушный рогоносец” по пьесе французского драматурга начала XX века Фернана Кроммелинка. Художница также предлагала одеть актёров в современную униформу, удобную и на сцене, и в повседневной жизни.
Варвара Фёдоровна создавала сценографию и костюмы пьесы Сухово-Кобылина “Смерть Тарелкина”.
Модели костюмов персонажей Варвары Степановой выглядят настолько современно, что я загорелась соорудить себе чёрно-белый плащ.

Реконструкции костюмов по эскизам В.Степановой к пьесе Смерть Тарелкина
Реконструкции костюмов по эскизам В.Степановой к пьесе “Смерть Тарелкина” 1922 г.

Реконструкцию костюмов выполнили в 2019 году, её автор – Елена Хардина.
Реконструкции костюмов по эскизам В.Степановой к пьесе Смерть Тарелкина

Имение Вéрбовка

Когда речь заходит о художницах Александре Экстер, Ольге Розановой, Любови Поповой, Надежде Удальцовой, непременно произносится топоним “Вéрбовка”. С 1900 года в имении Вéрбовка Киевской губернии, принадлежащем Наталье Михайловне Давыдовой, работала кустарная артель. Вместе с народными умельцами там трудились профессиональные художники. Они создавали эскизы вышивок, аппликаций. Эскизы воплощались в декоративных подушках, сумочках, накидках, книжных переплётах и множестве других прикладных вещах. Вместе с авангардистками для Вербовки работали и Малевич, и Клюн, и Пуни. В Вербовке идеи авангарда внедрялись в утилитарное производство, искусство начало служить повседневности. Причём Ольга Розанова НЕ декорировала уже готовый предмет. Она предпочитала создавать единую композицию, где форма, модель сочетались с узором.

О.Розанова. Проект платка.выставка подруги
О.Розанова. Проект платка. 1918. Частное собрание, Москва. Выставка “Подруги”

К сожалению, в 1918 году артель прекратила работу и её изделия не сохранились. Но идея воплощения беспредметного искусства в жизнь получила дальнейшее развитие.

Ткани. Текстиль. Одежда. Выставка “Подруги”

С 1923 года Варвара Степанова и Любовь Попова создавали эскизы новых советских тканей на бывшей мануфактуре “Эмиль Циндель”, ставшей Первой ситценабивной мануфактурой. На выставке представлены эскизы и образцы тканей.

Эскизы рисунков и образцы тканей В.Степановой на выставке Подруги
Эскизы рисунков и образцы тканей В.Степановой на выставке “Подруги”.

Девизом авангардисток стала простота и экономия. Они создавали такие рисунки, чтобы их можно было набивать в два, максимум в три клише. Значение имела и экономия средств. За год подруги создали более сотни эскизов, около двадцати из них запустили в производство.

В.Степанова. Рисунок для ткани. выставка подруги
В.Степанова. Рисунок для ткани. 1924 год. Частное собрание.

Любовь Попова создавала модели одежды.

Реконструкция моделей одежды Л.Поповой.
Реконструкция моделей одежды Л.Поповой.

Элегантное жёлтое пальто выглядит совершенно современным! Трудно поверить, что художница придумала эту модель сто лет назад. Реконструировала его Галина Рейхман в 2019 году.

Реконструкция пальто по эскизу Л.Поповой
Реконструкция пальто по эскизу Л.Поповой 1923-24 гг.

В содружестве с В.Мухиной и Н.Ламановой

С одеждой связан ещё один раздел выставки “Подруги”. В начале 20-х годов Александра Экстер, Вера Мухина и Вера Попова (кузина Любови Поповой) объединились в артель МЭП. Аббревиатура означает Мухина, Экстер, Попова. Художницы делали дизайнерские аксессуары из рогожки. Их произведения понравились Надежде Ламановой. Она стала предлагать авторские аксессуары МЭП своим заказчицам. А потом и сама увлеклась созданием модной и одновременно доступной одежды. Современные модельеры выполнили реконструкцию одежды столетней давности, которая достойна новомодных бутиков.

Реконструкция одежды. Выставка Подруги
Реконструкция одежды. Выставка “Подруги”.

Чёрно-белое платье с элементами народной вышивки Надежда Петровна Ламанова создала для Веры Игнатьевной Мухиной. Реконструкцию выполнила Елена Шипилова в 2016 году по фотографии в книге Н.Козловой “Магия русского стиля”. Вышивала Светлана Гнатуш.

Реконструкция платья Н.Ламановой для В.Мухиной. Выставка Подруги
Реконструкция платья Н.Ламановой для В.Мухиной. Выставка “Подруги”.

Это же платье и некоторые другие в прошлом году показывали в Ярославле на выставке, посвящённой Н.П.Ламановой “Гений в юбке”. Мы имели удовольствие взглянуть на фасоны знаменитой модистки.

Книжная графика

В разделе книжной графики я наконец увидела иллюстрации Ольги Розановой к книгам А.Кручёных, выполненные вручную. Каждую книжицу художница оформляла без применения печати. В письмах к сестре Анне она жаловалось, что труд очень утомительный, кропотливый и чисто благотворительный. Но с Кручёных у Розановой были особые отношения…
Иллюстрации Розановой к книге А.Кручёных “Уютное гнёздышко дурных слов” занимают на выставке целую стену, всего представлено 20 иллюстраций из частного собрания.

О.Розанова. Иллюстрация к книге А.Кручёных
О.Розанова. Страница рукописной книги А.Кручёных.

Интересна иллюстрация В.Степановой “Розанова танцует” к пьесе А.Кручёных “Глы-глы”.

В.Степанова. Розанова танцует
В.Степанова. “Розанова танцует” 1918. ГМИИ.

Остроумна серия графических работ В.Степановой, посвящённых Чарли Чаплину. Из всех я выбрала лист, где знаменитый комик сидит в ботинках огромного размера и демонстрирует своё имя, написанное на подошвах.

В.Степанова. Чарли Чаплин
В.Степанова. Чарли Чаплин. 1922. ГМИИ.

Фото-коллажи

Муж Варвары Степановой Александр Родченко увлекался фотографией и делал великолепные снимки. Часто в качестве героини фотопостановок он выбирал Варвару Фёдоровну. На одном из кадров он запечатлел двух подруг – В.Степанову и Л.Попову.

В.Степанова (слева) и Л.Попова (справа). Фотограф - А.Родченко.
В.Степанова (слева) и Л.Попова (справа). Фотограф – А.Родченко. Фото из открытых источников.

Варвару Фёдорону Степанову считают основоположницей использования фотомонтажа в полиграфии.
“Она как никто другой могла точно собрать броские фотографии в единый образ, акцентировать внимание зрителей с помощью заголовков и шрифтов”, – читаем на информационном стенде зала.

В.Степанова. Папанинцы на Северном полюсе"
В.Степанова. “Папанинцы на Северном полюсе”. 1938 г. Частное собрание, Москва.

Выставка завершается небольшой подборкой фото-коллажей В.Степановой.

От всей души благодарим за выставку Пушкинский музей и кураторов выставки (Александр Лаврентьев (внук В.Степановой и А.Родченко); Александра Данилова; Алексей Савинов).

По материалам выставки мы сделали музыкальный видеоролик, куда включили гораздо больше работ.

Выставка “Подруги”. Посетителю на заметку

Выставка “Подруги” проходит на втором этаже здания Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Адрес: ул.Волхонка, д.14.
Ближайшее метро – Кропоткинская.
Сроки: до 20 октября 2024 года.

Стоимость билета – 600 рублей.

По выставке проводятся сборные экскурсии. На сайте музея нужно выбрать кнопку “экскурсии”, подобрать дату и время и оплатить услугу. Путёвка стоит 1300 рублей, входной билет покупать не нужно.

В Пушкинском музее постоянно проводятся великолепные выставки. Одновременно с “Подругами” в Главном здании проходит выставка “Три времени Рима”. Мы очень рекомендуем её посетить.

Подробный обзор выставки “Три времени Рима”.

Три времени Рима

Выставки в Москве 2024 году.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо вам за обзор и отзыв о выставке “Подруги”. Меня тоже впечатлила коллекция тканей, одежды и театральных костюмов. Жалею, что не удалось посетить выставку с экскурсией, но в вашей статье нашла ответы на все вопросы.

  2. Очень рада, что побывала на выставке “Подруги”. Она сделана с большим вкусом.
    Почему-то казалось, что привезут знакомые вещи. Но – ура! опасения не оправдались. Многие работы увидела впервые.
    Обращала внимание и на работы других мастеров, не подруг. Понравилось творчество Анастасию Ахтырко. Ахтырко не теряется, а наоборот, в чем-то выигрывает среди более именитых и хрестоматийных “подруг”, той же Степановой, а также Поповой, Розановой, Экстер и т.д. Простая, без заморочек, но четкая структура идет выставке на пользу – зал “прикладных” разработок, орнаментов для тканей и моделей одежды, зал театральных эскизов (и тут помимо канонических “Смерти Тарелкина” Степановой и “Великолепного рогоносца” Поповой есть что половить эксклюзивного – серия листов Александры Экстер чего стоит! ее же эскизы костюмов к “Аэлите” Протазанова постоянно на виду, но от этого менее интересными не становятся), книжная графика, кино… И для каждого раздела найден материал неочевидный, неординарный.
    Спасибо вам за обзор! Захотелось добавить несколько слов про Ахтырко.

  3. Хороший вы сделали обзор выстави “Подруги”. Добавлю, что определение «амазонками русского авангарда» придумал футурист Бенедикт Лившиц.
    Жаль, что не удалось сделать снимки экспонатов выставки 5 х 5 = 25. Впервые о ней услышала, когда изучала материалы выставки “Группа 13” в музее Русского импрессионизма.
    Спасибо Пушкинскому музею за столь интересный и насыщенный тематический показ “Подруги”. Теперь ждём выставку Любови Поповой.

  4. “Подруги” – достойный проект Пушкинского музея. Очень интересен тем, кто любит авангардное искусство.
    Варвара Степанова, Любовь и Вера Поповы, Ольга Розанова, Александра Экстер, Вера Мухина – вот имена подруг. Гуляя по экспозиции, можно проследить переход от беспредметной живописи к театральным декорациям, текстильному дизайну, экспериментальной графике и фотомонтажу.
    Спасибо вам за обзор. Благодарю за публикацию отзыва о выставке “Подруги”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь