По Франции на машине. Дорога. Польша, Германия, Франция.
Предисловие. Лучше пропустить
Грядущий цикл статей о достопримечательностях Перигё и Канталя будет длинным, подробным и многосерийным. Не всякий читатель его осилит, как и “не всякая птица долетит до середины Днепра”… По горячим следам, опираясь на свежие впечатления, предлагаю эссе о том, где мы пропадали три недели. Пропадали мы, друзья, во Франции. Вернее, в центральной и юго-западной её части – Центральном массиве и Перигё, самую малость, всего жалкие 300 км, не доехав до Испании.
– Мам, почему вы опять во Францию едете, вы уже ведь были там? – спросил меня сын перед поездкой.
– Были. На востоке, в Эльзасе и на севере страны в Пикардии и Шампани. Одну поездку полностью посвятили долине Луары. Были и на западе в Бретани и Нормандии. А на юго-западе Франции не были.
Не были… всего месяц назад. Теперь – были. Привезли состав ослепительных впечатлений, около 9 000 снимков, столько же километров добавилось к показаниям одометра нашего гольфа…
Пробег останется в блоках памяти автомобиля, снимки разберутся по альбомам, они нам очень пригодятся для подробных описаний достопримечательностей. Впечатления… Мы ими настолько переполнены, что домой вернулись только физически… И покуда душа не спешит в родные пенаты, поделюсь обозначением тех мест, где она по сей день и пребывает. 🙂
По Франции на машине. Дорога. Польша, Германия, Франция
Первый – третий дни. Москва – Домачево – отель «Европа» – Бад Грунд – Бельфор (Belfort)
Как всегда, на дальние путешествия отводим примерно три недели. Первые три дня из них – дорога… Монотонная, дальняя, однообразная, порой – изнурительная.
Награда за первые, самые тяжёлые два дня пробега – ночь в немецком городке Бад Грунд, в том самом домике в горах, пенсионе Вальдвинкель, поиски которого в прошлый раз доставили нам столько переживаний! В этот раз мы приехали, как долгожданные друзья на тихую и туманную осеннюю лесную поляну в горах Гарц…
Третий день, наконец, стал экскурсионным. Мы добрались до Бельфора.
Провели упоительный вечер на притихших улицах города, никак не могли надышаться тёплым вечерним воздухом.
Съели наш первый французский ужин в ресторанчике на главной площади.
Ночевали на окраине Бельфора в сетевом “Ибисе”. Ничего против него не имеем. Там, оказывается и ресторан имеется, с мидиями… Знать бы…
Четвёртый день. Бельфор (Belfort) – Арк-э-Сенан (d’Arc-et-Senans) – Клюни (Cluny) – Паре-ле-Моньяль (Paray-le-Monial). По Франции на машине
Арк-э-Сенан (d’Arc-et-Senans)
Четвёртый день начался с визита в королевские солевые варницы Арк-э-Сенан. Классическая архитектура комплекса варниц завораживает тщательной регулярностью и симметрией, безупречной геометрической красотой.
В музеях – осуществлённые и неосуществлённые проекты архитектора Клода-Николя Леду
и экспозиция, связанная с историей добычи и использования соли.
Дорога в Клюни, как и все остальные переезды от достопримечательности к достопримечательности, от городка к городку уже не утомляла, а приносила неописуемое удовольствие.
Мосты, дорожные знаки,
пейзажи
– мы снова увидели то, что так полюбили ещё в первую поездку и по чему так соскучились!
Клюни (Cluny)
Начальник и не подозревал, что на осмотр аббатства у нас уйдёт больше трёх часов! От главного собора осталась только незначительная часть. (Революция, она и во Франции – революция…)
Но мы не упустили ни малейшей подробности – рассмотрели романские капители колонн,
долго бродили по гулким галереям клуатра,
зашли во все открытые музеи комплекса.
Виды с Сырной башни позволили оценить романскую структуру города и масштабы монастыря.
По улицам Клюни невозможно пройти без трепета.
– Смотри, вот романское окно!
– Да, а здесь сохранилась проездная арка…
Паре-ле-Моньяль (Paray-le-Monial)
Гостиницу на этот день бронировали на окраине Паре-ле-Моньяль (Paray-le-Monial). Весь вечер до ночи отдали удивительному городку
с таким количеством церквей и часовен, что впору сравнивать его с Псковом.
Или, на, худой конец, Суздалем.
Пробег дня – 381 км
Пятый день. Паре-ле-Моньяль – Лапалис (Lapalisse)– Пюи-де-Дом (Puy-de-Dome) – Орсиваль (Orcival) – Конда (Condat). По Франции на машине
Лапалис (Lapalisse)
Главная достопримечательность дня – вулкан Пюи-де-Дом. Начальник решил разбавить долгий путь прогулкой в парке замка Лапалис.
Идея оказалась отличной, мы славно погуляли вокруг замка, зацепили пару улиц городка.
Для Петра Лапалис стал знаковым местом. Через него проходила национальная дорога № 7.
По единственной трассе к морю в августе шёл бесконечный поток машин с отдыхающими, которые устремлялись на Лазурный Берег и стояли в Лапалисе в занудной пробке. Теперь французы весьма преуспели в строительстве авторутов, но жители Лапалис и сочувствующие по сей день развлекаются, устраивая традиционную августовскую пробку. Теперь это праздник ретро-автомобилей и целое событие в городе.
Пюи-де Дом (Puy-de-Dome)
Вершина Пюи-де-Дом стала ярчайшим впечатлением этой поездки.
Из трёх самых-самых запоминающихся достопримечательностей она занимает почётное второе место. Страждущих везут к вершине на поезде зубчатой железной дороги – обычному там не подняться – подъём слишком крут.
Сверху открываются настолько великолепные панорамы, что они затмили виды со всех вершин (и даже Правчицку Брану), которые мы до сей поры видели.
Пюи-де-Дом расположен в окрестностях Клермон-Феррана. В сам город мы не совались, но не отказали себе в удовольствии полюбоваться на него с видовой точки. Обратите внимание, что собор Клермон-Феррана выложен из чёрного вулканического камня.
Кстати, курорт Виши тоже проезжали, навигатор повёл по окраинным улицам города, который дал название знаменитым французским водам и косметическим средствам – Виши.
Орсиваль (Orcival)
По дороге к месту ночлега остановились в деревне Орсиваль, знаменитой романским собором Нотр-Дам.
Оказавшись рядом с восьмисотлетним собором и увидев неторопливую размеренную жизнь послеполуденного Орсиваля, Начальник горько пожалел, что не подумал о ночлеге здесь хотя бы на одну ночь…
Дорожное. По Франции на машине
Дорога в Конда (Condat), где мы выбрали двухдневную базу для дальнейших путешествий по окрестностям, стала самым настоящим испытанием. Узкое извилистое шоссе, отсутствие разметки и ни одного ровного участка на протяжении 60 км…
И в Германии, и в Чехии мы вволю напетлялись по горным серпантинам. Но никогда не ехали по ним так долго… Впрочем, это было боевое крещение. Горные серпантины распрямились только в самом конце поездки, когда из Перигё мы отправились в Лотарингию. Наш экипаж испытал на себе все трудности и все прелести норовящего выскользнуть из под колёс узкого дорожного полотна, где за из-за каждого следующего поворота может выскочить встречный автомобиль, закусывая встречку,
а между неожиданно расступавшихся деревьев открывались такие умопомрачительные виды, что хотелось превратиться в птицу и парить, парить над долиной, обнимая крылами всё обозримое пространство.
Про городок Конда не могу ничего сказать – ни хорошего, ни плохого. Мы лишь проехали его из конца в конец раза три, возвращаясь к нашему гостевому дому “Le Lac des Moines”. Прелесть последнего составляла его цена. Да и расположение – он стоял на берегу озера Монахов, за городом, на краю леса.
Пробег дня – 246 км
Шестой день. Конда – Мон Дор (Mont-Dore) – Ля Бурбуль – Сен-Нектер (Saint-Nectaire) – Иссуар (Issoire) – Бес-э-Сент-Анастез (Besse-et-Saint-Anastaise) – Конда (Condat). По Франции на машине
Сырные края
Искушённый читатель, увидев в заголовке название города Сен Нектер догадается, что мы попали в сырные края. Это воистину так! Немереное поглощение сыра началось с первого французского магазина.
А в Оверни мы слетели с катушек и уписывали знаменитый сыр, как будто хотели насытиться им на всю жизнь.
Вдобавок, наши маршруты пролегали по самым, что ни на есть сырным местам. Где бы мы мы ни остановились, с какой бы площадки не любовались на окрестности, частью окружающего пейзажа всегда были бурёнки.
Так что вкушение произведённого на месте сыра сопровождалось обозрением роскошных долин, где паслись самые-самые сырные коровы салерской породы.
Мон-Дор (Mont-Dore)
Первым городком шестого дня стал Мон-Дор (Mont-Dore).
Это оживлённое курортное местечко, где полноводная Дордонь выглядит несерьёзным ручейком.
В Мон-Доре мы пополнили запасы сыра в фермерской лавке.
А также позволили себе гастрономические изыски в виде сыровяленых колбас – четыре штучки на 10 евро.
Но в Мон-Дор мы приехали отнюдь не за сырами. Их можно было купить и в Сен-Нектере. Источники утверждали, что в Мон-Доре действует канатная дорога, по которой можно подняться на вершину и свысока обозреть сырные долины. На деле всё оказалось прозаичнее – подъёмник не работал…
А Мон-Дор? Две улицы, симпатичные дома, небольшой сквер и очень много отдыхающих.
Остановка в городке Ля Бурбуль была краткой. Он мало чем отличается от Мон-Дора, разве что не столь популярен.
Мы решили не тратить на него время и отправились в столицу знаменитого сыра – Сен-Нектер.
Сен-Нектер (Saint-Nectaire)
Вы действительно подумали, что Сен-Нектер претендует на такое высокое звание – столица? На самом деле это небольшая деревня, где незатейливую архитектуру затмевает древняя церковь святого Нектария.
После суровой величественности храма, окружающие его строения показались банальными и незначительными.
Мы не стали задерживаться и поехали в Иссуар.
Иссуар (Issoire)
Иссуар – это тоже собор. Снаружи увидим все черты, присущие культовой архитектуре эпохи.
Но внутреннее убранство церкви Сент-Остремуан – это уникальный феномен романского храма. В нём сохранились полихромные росписи. Да какие! Арабески узоров, композиции росписей – мы впервые увидели такое богатство в католическом храме!
Не отказали в удовольствии пройтись по городку. Большого впечатления он не произвёл, но глаз порадовал и оставил приятное послевкусие.
В Иссуаре мы впервые увидели автомат по продаже багетов. Потешно! Купили его отнюдь не для снимка, а по необходимости. 😉
Бес-э-Сент-Анастез (Besse-et-Saint-Anastaise)
На закате дня мы завернули в Бесс-э-Сент-Анастез (Besse-et-Saint-Anastaise). Здесь нас ждало самое большое разочарование в этой поездке. У нас было безобразно мало времени для прогулки по очаровательному, милому, изумительному, чудесному, обворожительному (далее см. словарь эпитетов) Бессу.
Если бы мы только подозревали, что нас ждёт за крепостными стенами прелестного городка, мы не разменивались бы ни на Ля Бурбуль, ни на Иссуар. И колбаски в Бесс продавали дешевле – на 10 евро покупателям полагалось не четыре, как в Мон-Дор, а пять… 🙁
В компенсацию к недогулу в Бесс мы устроили себе ужин в заведении гостевого дома Озера Монахов. При нём действовал ресторан (или же наоборот – при ресторане гостевой дом). Французская кухня, знаете, она такая француз-сс-сская…
Пробег дня – 190 км.
Все тома саги:
Первый
Второй
Третий
Четвёртый
Пятый
Шестой. Каталог статей и итоги.
Вот как ни крути, Европа – этим все сказано. Захватывающая красота природы, древние города, величественные храмы. Вот не могу согласиться, что где-то что-то похоже на Псков или Суздаль. Наверное, это все-таки была шутка?
Маша, конечно, Паре-ле-Моньяль ни в коем разе не похож на русские города. Просто в нём действительно много храмов, а собор, отражённый в реке действительно навеял некое воспоминание о вечернем Пскове, как мы стояли на мосту и любовались отражённым в Пскове кремлём. Так что в этой шутки была доля правды – сравнение не архитектуры, а ощущений.
Смотрю и чувствую себя отрешенной: до чего красиво, чисто, все другое, другой мир. И как же хорошо путешествовать и видеть это! Узкие улочки, все серое, а чистота и цветы. Коровы – да, очень хороши. А кто их подзывал, что за нечто колокольное?
Все, все здорово!
Лена, мы тоже отметили необыкновенную чистоту улиц французских мелких городков. Знаешь, я немного скептически относилась к маршруту, который в этот раз напридумывал Пётр. Хотелось к морю, тем более, такая идея промелькнула на стадии планирования и Начальник думал, а не поехать ли нам на Лазурный берег? В октябре там должно быть спокойно… Но потом всё же остановился на Перигё.. Правильно сделал! Это была фантастика, действительно, другой мир.
Теперь про коров. Знаешь, они там пасуться на вольных хлебах. Участки не огорожены, вернее, огорожены только со стороны дороги, чтобы бурёнки не лезли под колёса. Но лес рядом. Если какая-нибудь Рыжуха захочет полакомиться лесной травкой и решит заночевать в лесу, то по звуку колокольчика её будет легко найти. Взгляни внимательно на снимки, колокольчики висят на каждой корове. Во втором томе саги я вставила ролик с козами, на них тоже бубенцы.
Идут коровы к нам навстречу. Когда мы остановились их пофотографировать, они смело двинулись в нашу сторону. Такие ручные! Наверное, подумали, что мы им привезли вкусного. Я коров не боюсь, мне хотелось потрепать по холке какую-нибудь рогатую кормилицу, но Пётр не позволил. Сказал, что нечего фамильярничать с чужими коровами, мы же не знаем, что у них на уме. А рога очень страшные…
Таня, наконец-то! Я так ждала – и вашего возвращения, и отчёта! На сайте комментарий оставить почему-то не получилось… Поздравляю с новой прекрасной поездкой! Верю, что мысленно вы ещё там… и вернётесь не скоро …. может быть тогда, когда будет дописан последний том саги. Кучерявые шоколадные коровки очаровательны!..
Татьяна, спасибо тебе за такие добрые слова! Очень приятно! Правда, брожу по квартире, как сомнамбула… В магазин боюсь выйти, чтобы не расплескать впечатления, сохранить на подольше! Путешествие было ослепительным! Я сначала немного расстраивалась, что мы не будем у моря… Но эти вершины, долины, потрясающие панорамы сполна заменили могучую водную стихю!
Коровы в этом путешествии были главной темой фотоохоты. Петя немного ворчал: “Ты всю карту памяти своими коровами забила!” Но потом тоже проникся, сам фотографировал.