“К.С.Петров-Водкин в коллекции ГТГ” – продолжение цикла статей. Предыдущая публикация посвящена работам К.Лучишкина, К.Истомина и П.Кузнецова.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в Хвалынске Саратовской губернии в 1878 году. Умер в 1939 году в Ленинграде. Прославился не только как живописец, но и как драматург, писатель, теоретик искусства. Двойная фамилия художника происходит от его прадеда Петра по прозванию “Водкин”. Отец Кузьмы Сергеевича был записан как Петров-Водкин.
Первые живописные навыки Кузьма Сергеевич получил от знакомых иконописцев. Учился в Париже, посещал Италию. Древнерусская иконопись, итальянский Ренессанс, символизм рубежа веков повлияли на живописные образы, созданные мастером.
К.С.Петров-Водкин. “Купание красного коня”
Среди неискушённой публики имя художника ассоциируется с картиной “Купание красного коня”. К теме советской живописи она никоим образом не относится. Кузьма Сергеевич написал это полотно ещё в 1912-м году. Но “Купание…” настолько известно, что пройти мимо никак нельзя.
Всем известная версия «Купание красного коня» – второй вариант картины. Первый – обычную жанровую сцену с деревенскими мальчиками, купающими в реке лошадку, мастер уничтожил. О ней можно судить только по фотографии и рисункам.
В окончательной версии картины Петров-Водкин применил “сферическую” или “наклонную” перспективу. Такой приём позволил сформировать картину целого мира на ограниченном формате полотна.
Композиция плоскостная. Она строится на контрасте больших и малых фигур. Красный конь почти полностью занимает пространство картины. Он уподобляется разыгравшейся огненной стихии. Фигура коня нарушает круговорот, заданный купальщиками коней на дальнем плане. Обратите внимание, другие всадники скачут против часовой стрелки. Движение красного коня противоходом, в “правильном” направлении по часовой стрелке словно запускает ход времени.
Энергия и сила коня, его осмысленный взгляд контрастируют с пассивной отрешённостью мальчика. Создавая картину, Кузьма Сергеевич вдохновлялся фигурами укротителей на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Фигуры Петра Клодта демонстрируют борьбу разума и стихии. Но в “Купании красного коня” идея укрощения заменяется мотивом диалога и “события”. Такая трактовка берёт начало в иконописи. От неё же происходит и идея красных коней. На это указывал и сам мастер.
***
Есть мнение, что на окончательный вариант картины повлияли панно Анри Матисса “Музыка” и “Танец”. Матисс в 1911 году приезжал в Москву, где восхищался русской иконописью.
Интересно, что с 1914-го года до 1950-го “Купание красного коня” хранилось в Швеции. Его представили на выставке в Мальмё. Первая Мировая война, революция в России, а затем и Вторая Мировая война надолго задержали картину в Швеции. В 1961 году его преподнесли в дар ГТГ.
“Розовый натюрморт”, 1918 год
К.С.Петров-Водкин писал замечательные натюрморты. В их числе «Розовый натюрморт» с веткой яблони.
Сам художник уподоблял натюрморт скрипичному этюду, который композитор создает, проигрывает прежде, чем приступить к большому произведению. Надо признать, что Кузьма Сергеевич несколько преуменьшает роль натюрморта. Ведь это не этюд, а совершенно самостоятельное, замечательное явление.
В натюрмортах Петрова-Водкина вы не найдете старых, поживших, линялых вещей. У него все предметы буквально сияют чистотой и новизной. Даже клеёнка или розовая бумага фона ослепительно новая.
Мастер очень любит изображать граненые поверхности. Стакан он наполняет водой и пишет световые блики.
“Розовый натюрморт” полностью пронизан светом! Он окутывает рассыпанные плоды, ветку яблони, обливает стакан на столе. Изображения предельно чёткие и ясные. Предметы не заслоняют друг друга, а словно перечислены по очереди. Такой метод рождает почти физическое чувство радости от созерцания натюрмортов Петрова-Водкина.
«Восемнадцатый год в Петрограде» или «Петроградская мадонна»
Работа 1920-го года называется «Восемнадцатый год в Петрограде». Но чаще полотно именуют «Петроградской мадонной».
Кузьма Сергеевич вырос в заботливой и любящей семье. На полотне «Восемнадцатый год в Петрограде» мастер создал обобщённый образ русской женщины. По детским воспоминаниям обычные крестьянки представлялись художнику именно такими. Образ полон жизни, и излучает тепло и доброту. Он становится настоящим идеалом русской женской красоты. Сказалось и увлечение Петрова-Водкина иконописью. Он несомненно написал одухотворённый и целомудренный образ Богоматери. Крестьянская женщина стала возвышенной «Петроградской Мадонной». Фоном служат красивые петроградские аркады старой архитектуры. На стенах висят воззвания, собираются очереди. Как и многие другие женщины, героиня стала городской пролетарской Мадонной, в по-рабочему повязанной назад косынке.
Интересна композиция картины. Женщина сдвинута влево, а не размещена строго по центру. Её фигура немного развернута вправо, такой приём даёт эффект объёма. Жесты матери характерны для изображения Мадонн в картинах старых мастеров. Движение её руки подчеркивает желание уберечь дитя от опасности. Красный плащ на её плече отсылает к жертвенности.
Возникает некий диссонанс с её демократичной одеждой, сонным ребёнком, припавшим к груди и той обстановкой, что складывается за её спиной.
Именно после 1917-го года жена перестаёт быть просто матерью и хранительницей дома. Женщин превратили в рабочую силу. Чтобы показать свою приобщённость к пролетариату, работницы стали завязывать косынки сзади.
На полотне появляется женщина, скорее всего работница завода. Она стоит на балконе и держит спящего младенца на руках. Она – Мадонна своего времени. Но в глазах и жестах женщины читается тревога. Она задаёт вопрос, на который ей никто не даст ответа: «Что будет дальше?»
К.С.Петров-Водкин. Портрет Саломеи Андрониковой
Петров-Водкин был замечательным портретистом. В 1925 году в Париже он написал портрет Саломеи Николаевны Андрониковой-Гальперн. Сам Кузьма Сергеевич поехал во Францию в командировку от Академии художеств, но за свой счёт. Нуждался жутко! По непроверенным сведениям, Саломея Николаевна, добрейшая душа, отзывчивая на чужую беду, заказала Кузьме Сергеевичу свой портрет, чтобы поддержать художника.
Картина хранилась у модели в Париже, ездила с ней в Штаты, потом в Англию. Только в 1979 году Саломея Николаевна, которая прожила долгую жизнь и умерла в 1982 году в Лондоне, подарила его галерее.
Настоящая фамилия Саломеи Андрониковой – Андроникашвили. Родилась она в Тбилиси в 1888 году в семье грузинских аристократов, была грузинской княжной. Это одна из самых примечательных женщин Серебряного века. Саломея Николаевна не писала стихов, не музицировала, не пела, не создавала романов. Она была меценатом, моделью многих художников и адресатом многих стихотворений. При этом она потрясающе чувствовала искусство. Она была другом абсолютно всех художников, всех поэтов, всех музыкантов. Александр Блок, Осип Мандельштам, Анна Ахматова посвящали ей стихи.
Всегда нарядней всех, всех розовей и выше,
Зачем всплываешь ты со дна погибших лет
И память хищная передо мной колышет
Прозрачный профиль твой за стеклами карет?
Как спорили тогда — ты ангел или птица!
Соломинкой назвал тебя поэт.
Равно на всех сквозь черные ресницы
Дарьяльских глаз струился ровный свет…Анна Ахматова
В Париже Андроникова помогала Зинаиде Серебряковой, Марине Цветаевой.
С портрета на нас смотрит утончённое лицо аристократки, а глаза светятся любовью и добротой. Лёгкая полуулыбка застыла на губах. Этот портрет Саломея Николаевна очень любила. Хотя писали её многие художники, Петров-Водкин лучше всех “поймал” настроение души героини.
“Новоселье”. К.С.Петров-Водкин
В 1937-м году Кузьма Сергеевич написал картину «Новоселье». Основной сюжет – праздник, новоселье большой семьи.
На полотне представлено множество персонажей, она даже несколько перенаселена. Мы видим новых хозяев квартиры. Они вселились туда, откуда выгнали бывших. Возможно, эту квартиру занимала Саломея Николаевна, портрет которой мы только что рассматривали. И возникает вопрос: а что случилось с людьми, жившими здесь до новосёлов? Их уплотнили и они живут в соседней комнате? Уехали? Расстреляны? Высланы? Принудительно или добровольно, но обжитую квартиру они покинули столь поспешно, что не успели устроить попугая, даже оставили портрет бабушки, забыли снять икону…
Судя по виду из окна (Петропавловская крепость, Нева), квартира расположена в престижнейшем районе Ленинграда. Семья нимало не смущаясь, присвоила обстановку бывших жильцов. Сидят они за чужим столом и при этом чувствуют себя вполне нормально. Вещи говорят не о столько о роскоши, сколько об интеллигентности жизни бывших жильцов. Фарфоровая лампа, картины на стенах…
Некогда большая квартира нарезана на кусочки, превращена в коммуналку. Новым владельцам досталась единственная комната. В смежную попасть нельзя – она задвинута столом. Но у жильцов и своё имущество имеется! Рядом с красивым ковром на пол брошен деревенский половичок. Изящные стулья соседствуют с деревенскими табуретками. Разбитое окно попросту забито фанеркой. Отапливаются “буржуйкой” и её трубу протянули через всю комнату.
***
Нравы в семье своеобразные. В комнате полно мужчин, однако хозяйка кормит грудью ребёнка. Её приятельница, по всей видимости большевичка в красной революционной косынке, курит и, скорее всего, роняет пепел прямо на малыша.
Дедулечка в валенках что-то раздражённо говорит военному. Видимо, дед осуждает происходящее и раздраженно тычет пальцем в представителя нового мира.
Мужчины у стола спорят о политике. За спиной молодого комсомольца усатый чекист в характерной тужурке прислушивается с саркастическим выражением лица. Вероятно, побежит “стучать” и строчить донос.
Полотно можно долго рассматривать, находить интересные предметы, “говорящие” детали. Но чего на ней нет – так это праздника революционной победы… Не зря эту артину не взяли на престижную выставку.
Продолжение в статье о творчестве М.В.Нестерова и В.И.Мухиной.
По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников:
zen.yandex.ru/media/id/5b06d36248c85eba5c4850f0/petrogradskaia-madonna-razbor-kartiny-kuzmy-petrovavodkina-5b07f42b5a104f49f7adefe7
to-priz.livejournal.com/109714.html