Паре-ле-Моньяль лежит в пятидесяти километрах к западу от Клюни на берегах тихой речки Бурбенс. Сердце города – романская базилика святого Сердца Христова. Специалисты считают её уменьшенной копией величественного монастырского храма Клюни, разрушенного революционерами в начале XIX века. Знакомство с Паре-ле-Моньяль стало логическим завершением нашей экскурсии по Клюни.
Паре-ле-Моньяль. Первое знакомство
Мы добрались до Паре-ле-Моньяль под вечер. На фоне типичной французской окраины с гипермаркетами и придорожными отелями нас встретил щит, обозначающий культурную ценность. Подобные во множестве разбросаны по французским дорогам.
На окраине мы забронировали стандартный B&B
Кинув кости бросив вещи, мы тут же отправились к жемчужине городка – базилике Сердца Христова.
Паре-ле-Моньяль. История
В конце Х века Ламбер граф Шалонский решил основать на своих землях новый монастырь. Аббат Майоль из Клюни выбрал место для будущего монастыря в 973 году. Монастырскую церковь освятили четыре года спустя в присутствии графа Ламбера и епископа близлежащих городов Шалона, Макона и Отена.
Наследник графа Ламбера Гуго, отенский каноник, стал епископом города Осерр в 1090 году. Он решил объединить монастырь в Паре-ле-Моньяль с аббатством Клюни. Первый стал клюнийским приоратом и оставался таковым вплоть до революции.
Первоначальная церковь простояла недолго. Вскоре её снесли и заменили новым храмом, освящённым в 1004 году. Спустя менее чем сто лет вторую церковь также разрушили и заменили романской базиликой, сохранившейся до наших дней.
Паре-ле-Моньяль. Базилика
Называть монастырскую церковь базиликой не совсем корректно. В католицизме “базилика” означает статус храма подобно православному “собору”. Церковь в Паре-ле-Моньяль получила статус “базилики минор” лишь в 1875 году.
Итак, это третья по счёту монастырская церковь.Точно не известно когда её построили. Работы начались в конце XI столетия и к 1140 году мастера закончили неф, трансепт и хоры.
Подобно другим древним храмам, церковь пострадала во время Столетней войны, в конфликтах между Францией и Бургундией и в Религиозных войнах между католиками и гугенотами. Наибольший ущерб нанесли революционеры – в 1794 году они разрушили купол и верхний ярус колокольни. 16 лет храм частично простоял без крыши.
Архитектор Эжен Мийе – специалист по архитектуре Средних веков и соратник Виолле ле Дюка – реставрировал церковь в середине XIX века.
Паре-ле-Моньяль. Интерьеры церкви
Три двери ведут в храм. Они напоминают о трёх вратах небесного града Иерусалима.
Арки перед входом опираются на изящные колонки, увенчанные резными капителями.
Несмотря на свой почти тысячелетний возраст, интерьер выглядит светлым и уютным.
Он не подавляет размерами и высотой нефа, как готические соборы в Реймсе, Амьене, Везле или Париже, но нет в нём и той мрачности, что присуща многим романским храмам. Возможно, что причина в местном светлом камне из Шароле.
Декоративных деталей в интерьере немного. Это традиционные капители, украшенные листьями аканта,
а также львами (символами святого Марка), орлами (знаками святого Иоанна) и грифонами.
В куполе алтарной апсиды видна древняя мозаика, изображающая Спаса Вседержителя. Его окружают символы четырёх евангелистов.
Оригинальные современные паникадила дополняют тысячелетние неф и трансепт церкви.
Паре-ле-Моньяль. Впечатления
Пока мы осматривали церковь, наступили сумерки – самое неуловимое время суток.
Картинка изменилась буквально на глазах.
Улицы моментально опустели.
Только кюре и окружившие его сёстры-монахини весело беседовали о чём то.
Да кое-где в лабиринте улочек попадались гуляки-туристы, такие же, как и мы.
Паре-ле-Моньяль. Культурное наследие
Городок знаменит не только церковью. Узкие улочки выводят на площадь Ламартин, где стоит бывшая приходская церковь святого Николая второй трети XVI века. Спустя несколько лет к ней пристроили массивную колокольню, получившую название башни святого Николая.
Здесь же стоит бывший дворец Жайе, занятый мэрией. Это превосходный образец французского ренессанса двадцатых годов XVI века. Среди резных украшений фасада можно разглядеть портреты самого Пьера Жайе и его супруги.
Старинный фонтан на площади Ламартин тактично переделали в конце ХХ века. Городок выглядит очень ухоженным в отличие от полузаброшенного Шарите сюр Луар. А его подсветке и благоустройству могут позавидовать многие российские областные центры.
Паре-ле-Моньяль. Центр паломничества
В городе находится одна из важнейших католических святынь Франции – это часовня монастыря визиток, где сестре Маргарите-Марии, в миру Маргарите Алакок, являлся сам Иисус Христос. В 1675 году Сын Божий показал ей своё сердце, пылающее от любви к людям. Отсюда и происходит культ Сердца Христова, столь чтимый католиками. Самый знаменитый храм Святого Сердца Христова находится в Париже на Монмартре. Это Сакре-Кёр (по французски “Святое Сердце”).
О чудесном явлении Христа напоминает мемориальная доска на фасаде.
В городе есть ещё три женских монастыря и приорат Нотр-Дам. Его клуатр пристроен к церкви Сердца Христова.
Средневековое крыло, увенчанное круглой башней, относится к XVI веку и включено в список исторических монументов Франции.
К сожалению наша любовь к медленным путешествиям постоянно соперничает с желанием “впихнуть невпихуемое” объять необъятное. Мы увидели далеко не всё, но нас ждала Овернь с её потухшими вулканами, коровами, сырами и романскими церквами из чёрного базальта. Наутро мы отправились в Лапалисс.
Почему-то фотографии не открываются.
Александр, с фотографиями в некоторых статьях случилась беда. Для экономии доступного серверного пространства мы иногда пользовались сервисом фотофайл. На этом ресурсе случилась непонятная проблема. Мы по мере сил восстанавливаем утраченное, но на это понадобится очень много сил и времени. Очень надеемся на починку фотофайла.
Какие фотографии церкви в сумерках! С ума сойти можно! Всё-таки в таких местах нужно обязательно ночевать, чтобы увидеть эту красоту…
Да, нам очень повезло что очередная ночь пришлась на Паре-ле-Моньяль. Но часто случается так, что потрясающих мест гораздо больше, чем ночёвок. 🙂 И куды бечь?